Главные вкладки

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"
    материал на тему

    Вишнякова Елена Константиновна

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_k_rayonnomu_seminaru.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    stand_

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ТУЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

    Выступление  на районном семинаре учителей начальных классов

    по теме « Первые шаги реализации ФГОС

     во внеурочной деятельности»

    учитель высшей категории

     МБОУ «ТСОШ №1»:

    Вишнякова Е.К.

    Тучково 2013

    Задача современной образовательной системы—

    не напичкать ученика фундаментальными знаниями,

     а сформировать навыки успешной социальной адаптации,

    способности к самообразованию…

    А.М.Кондаков

     Пояснительная записка

    Необходимость обращения к внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования

    В наше время педагогу предстоит работать в условиях:

    •    расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
    •     плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать,) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
    •   резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
    •     ограниченности общения со сверстниками;
    •    неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
    •    разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
    •      нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений

    Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся  должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» . Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения.

    Требования стандарта к организации ВУД школьников

    - Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.

    -  Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

    -  Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.

    -  Аудиторных занятий не должно быть более 50%

    -  Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

    Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как   ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов.

    Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

    –  овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

    -  формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

    – формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

    Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:

    - мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

    - необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей;

    - спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

    Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

    Задачи внеурочной деятельности:

    - изучить  пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

    - определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных  классов;

    -отработать механизм, обеспечивающий выбор обучающимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

    - проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её  реализации в образовательном учреждении;

    - теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся,   как части общего уклада школьной жизни;

    - определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

    - разработать  рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

    - овладеть методами  и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

    - эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

    Нормативно правовая основа программы

    1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

    2.Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).

    3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).

    4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

    5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования (вариант 2).

    6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

    7.Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.

    8.Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора (рекомендации).

    9. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

    Содержание внеурочной деятельности на ступени начального общего образования

    Цели и задачи внеурочной деятельности

    Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

    Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  социокультурных и образовательных потребностей детей.

    Виды внеурочной деятельности

    Предполагаемые формы работы  внеурочной деятельности.

    Направление

    Программы (рабочие)

    Формы работы

    Решаемые задачи

    Спортивно-оздоровительное

    1.Секция «Здоровейка» (интегрированный курс)

    2. Кружок «Подвижные игры»

    3. Кружок «Дорога к доброму здоровью»

    Занятия в спортзале, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

    Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

    Общекультурное

    1.«Умелые руки»

    2. Кружок « Оригами»

    3. Кружок « Город мастеров»

    Занятия в кружке, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок.

    Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

    Духовно-нравственное 

    1. Проект «Моя малая Родина»

    2. Кружок  «Уроки нравственности»

    3.Студия «Русь узорчатая»

    4. Проектная деятельность «Мой проект»

    Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом  тех народов, которые проживают на территории МО

    Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

    Общеинтеллектуальное

    1.Кружок «Умники и умницы»

    2.Клуб «Занимательная грамматика»

    3. Кружок «Занимательный немецкий»

    Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, экскурсии

    Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности

    Социальное

    1.Кружок «Я исследователь»

     2.Общественно-полезная практика « Юный цветовод»

    Беседы, встречи с людьми труда, участие в школьных трудовых десантах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты

    Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

    Проектная  деятельность

    Будет  реализована через все направления внеурочной деятельности.

    Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

    Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

     В нашей школе оптимизационная  модель.  Модель  внеурочной  деятельности  на  основе

    оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что  в  ее  реализации  принимают  участие  все  педагогические  работники  данного учреждения  .В  этом  случае  координирующую  роль  выполняет,  как  правило,  классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

    взаимодействует  с  педагогическими  работниками,  а  также  учебно-

    вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

    - организует  в  классе  образовательный  процесс,  оптимальный  для  развития положительного  потенциала  личности  обучающихся  в  рамках  деятельности общешкольного коллектива;

    - организует  систему  отношений  через  разнообразные формы  воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

    - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

    Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых

    расходов  на  внеурочную  деятельность,  создании  единого  образовательного  и методического  пространства  в  образовательном  учреждении,   содержательном  и организационном единстве всех его структурных подразделений.

    Плюсы внеурочной деятельности:

    • Широкий выбор кружков и студий
    • Бесплатные образовательные услуги
    • Удобное расписание
    • Развитие индивидуальных способностей, кругозора
    • Общение со сверстниками в разных группах, в разных ситуациях
    • Высокий педагогический уровень проведения занятий

    Минусы внеурочной деятельности:

    • Большая нагрузка на ребенка
    • Недостаток оборудования для проведения занятий
    • Есть совпадения в расписании при посещении внеурочных занятий в школе и в учреждениях дополнительного образования
    • Невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей)

    Уровни результатов внеурочной деятельности

    Первый уровень

    Второй уровень

    Третий уровень

    Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

    Школьник ценит общественную жизнь  (2-3 классы)

    Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни (4 класс)

    Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

    Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

    Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

             Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы. Финансирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО дает возможность внедрить новые программы и привлечь к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников.

         Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на районном МО учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны по теме «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

    Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы  «Проектная деятельность младших школьник...

    Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»

    Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...

    Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"

    Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов  "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...

    Районный семинар учителей начальных классов «Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного типа»

    27 января 2018 г.на  базе нашей школы состоялся районный семинар учителей начальных классов «Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного ...