Семинар учителей начальных классов по теме "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"
методическая разработка на тему

Шаманова Валентина Ивановна

В 2013 году был проведён муниципальный семинар по теме " Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения" среди учителей начальных классов согласно плану работы городского МО, где педагоги представили свой опыт работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вид деятельности: муниципальный теоретический семинар.

Место проведения: РЦ

Дата проведения: 27.03.2013г

Ответственный за подготовку и проведение: руководитель ГМО Шаманова В.И.

1.Вводная часть: Сообщение руководителя ГМО.

Слайд №1

Современные образовательные технологии

в свете реализации ФГОС НОО второго поколения

 

Слайд №2      Цель: 

  • Ознакомление педагогов с современными технологиями, используемыми для реализации основных направлений ФГОС НОО.

Слайд №3                                                                                                                                    

Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным.

Сенека     (фраза нашего семинара)

Кто  - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.

И, наверное, недаром в последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, которые касаются не только содержания образования, но и методики преподавания. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решить эту задачу средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения, невозможно. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в «субъект» образовательного процесса и приходит в школу «учитьСЯ», т.е. учить себя. Не только получать знания, которые передает ему учитель, но самостоятельно добывать эти знания и пользоваться ими в жизни.

Слайд №4

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Это одно из требований ФГОС. Поэтому сегодня мы опять  возвращаемся к ФГОС, вспоминаем изученное и изучаем новое.

И здесь, наиболее адекватно данной цели – использование деятельностного подхода в обучении.

Слайд №5

Каждый раз, когда учитель составляет проект очередного урока, он задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Слайд №6

В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – У меня получится! Я умею!

Эмоционально–ценностная оценка – Я считаю так-то…. Моё мнение такое-то (формирование мировоззрения)

Слайд №7

Подведём небольшой итог…

- ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПОЛУЧАТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Слайд №8

1.Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

Слайд №9

2.Что мешает учителю работать на новый результат?

Слайд №10

3. Каким образом можно получить новый результат?

Слайд №11

Ответ на данный вопрос опять даёт ФГОС - Новые технологии обучения для достижения новых результатов образования.

Слайд №12

-Что обозначает выражение «Технология обучения»?

Технология обучения - совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. (Педагогический словарь)

Которая (совокупность) достигается при помощи педагогической технологии.

Педагогическая технология - описание процесса достижения планируемых результатов обучения.  (И.П. Волков)

Слайд №13

        Рассмотрим основные качества  современных педагогических технологий:

системность                        научность

комплексность                  управляемость

целостность                        диагностичность

концептуальность               прогнозируемость

процессуальность               эффективность

развивающий характер

оптимальность

структурированность          воспроизводимость

вариативность

Слайд №14

Современные технологии

Современный педагог - не тот, кто учит,

                                        а тот, кто понимает и чувствует,

                                          как ребенок учится, как проходит

           его становление.

В педагогике существует большое количество педагогических технологий.

Слайд №15

-Какие современные технологии вы знаете? (Ответы учителей)

Слайд №16

-К числу современных образовательных технологий относят:

  1. проблемное обучение;
  2. развивающее обучение;
  3. здоровьесберегающие технологии
  4. информационно-коммуникационные технологии;
  5. обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  6. технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых  и другие   видов обучающих игр;
  7. технологию  развития «критического мышления»;
  8. лекционно-семинарско-зачетную систему обучения;
  9. технологию модульного  и блочно-модульного обучения;
  10.  технологию «дебаты»;
  11.  проектные методы обучения;
  12.  исследовательские методы  в обучении;
  13.  технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);
  14.  коллективную систему обучения (КСО);
  15.  разноуровневое обучение;
  16.  технологию дистанционного обучения  и др.

Слайд №17

        Вашему вниманию предложены показатели владения педагогом современными технологиями:

  • Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему.
  • Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.
  • Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе.
  • Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
  • Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
  • Организует проектные и событийные формы работы.
  • Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе.
  • Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты.
  • Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей.
  • Применяет информационные технологии в образовательном процессе.

На нашем семинаре мы не будем разбирать то множество технологий, которое предлагает современная педагогика. Вашему вниманию мы хотим предложить те технологии, которые нашли отклик в нашей работе, которые прижились именно в наших школах.

2.Выступления педагогов школ города.

3.Обсуждение по представленным материалам.

4. Рефлексия.

Слайд №18 

Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу, работающему по ФГОС, необходимо владеть современными технологиями.

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Слайд №19

        Применяя современные технологии, педагог развивается сам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Семинар "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения".

Материалы семинара "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"....

Статья "Образовательные технологии в свете реализации ФГОС. Технология АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ).

Всегда интересовалась новыми образовательными технологиями, очень хотелось сделась учебный процесс более интересным. И перечитав много литературы, посещая семинары поняла, что выход для меня-это техно...

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...

Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения

Новые технологии обучения для достижения новых результатов образования. -Что обозначает выражение «Технология обучения»?Технология обучения - совокупность наиболее рациональных способ...

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...

«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»

выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»...