Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.
учебно-методический материал

Березова Ольга Анатольевна
Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразовательной школы является компонентом их профессиональной компетентности, видом социальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном учреждении. Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать ее для успешного решения педагогических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации              ФГОС НОО.

Ответственность за создание условий реализации всех функций системы образования предполагает  добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей всеми участниками педагогического процесса.

Конфликт в рамках современной конфликтлогической парадигмы рассматривается как объективное явление социального взаимодействия, так как представляет собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для общества. Не являются исключением и общеобразовательные учреждения.

Объективная причина возникновения конфликтов в образовательном учреждении связана с конфликтогенной природой самого педагогического процесса, движущими силами которого являются противоречия.

Наличие объективных противоречий в педагогическом процессе делает конфликты неизбежными, а управление ими – необходимой составляющей управления педагогическим процессом в целом.

Внешними факторами, повышающими конфликтогенность педагогического процесса, являются социальные, экономические, психологические проблемы, усиливающие напряжение в различных сферах социального взаимодействия, что усложняет процессы развития , воспитания и обучения.

Неконструктивное поведение  сторон в конфликтной ситуации ведет к перерастанию деловых конфликтов в эмоциональные, которые приводят к таким нгативным последствиям, как рост эмоциональной напряженности, повышение уровня тревожности, провокация неоправданных способов психологической защиты.

С другой стороны, конструктивное разрешение конфликта как объективного противоречия может способствовать достижению более высокого уровня развития взаимодействующих сторон.

Конфликты воспринимаются основными субъектами педагогического взаимодействия как неизбежное явление школьной жизни, с которыми необходимо не только считаться, но и активно влиять на него с целью предотвращения негативных последствий и реализации конструктивных возможностей.

Однако характер взаимных претензий, свидетельствует о том, что педагоги общеобразовательных

школ не владеют в достаточной мере эффективными практическими способами управления конфликтом.

Компетентность исследовалась в трудах многих ученых ( К.А. Абульханова  - Славская, А.А.Бодалев, Ю.А. Гагин, Б.С. Гершунский, А.А. Деркач, И.А.Зимняя, Н.В. Кузьмина, Ф.Г. Зиятдинова, Л.Н. Лесохина, Дж. Равен, Н.С. Розов, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Н.Ф. Талызина, Ю.Б. Тупталов, А.В. Хуторской, Р.Х. Шакуров).

Компетентность выступает как устойчивая социальная и образовательная ценность, интегративная характеристика субъекта труда, содержание которой динамично и зависит от требований социально- образовательной ситуации. Актуальное понимание компетентности включает все свойства личности, проявляющиеся в деятельности и обеспечивающие ее эффективность.

Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразовательной школы является компонентом их профессиональной компетентности, видом социальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном учреждении. Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать ее для успешного решения педагогических задач.

В соответствии с современными представлениями конфликтологическая компетентность включает пять взаимосвязанных компонентов:

-  операционный: знания о межличностных взаимодействиях и сопровождающих их трудностях, природе, функциях и сущности конфликтов, их причинах и последствиях, способах их разрешения и преодоления. Умения предотвращать и распознавать конфликтные ситуации, выбирать стратегии поведения в конфликте, примирять конфликтующие стороны.

-  эмоционально-волевой: эмоциональная устойчивость в трудных ситуациях межличностного взаимодействия.

- мотивационно – ценностный:  ценностное отношение к межличностному взаимодействию, адекватное отношение к конфликтам, мотивы к предотвращению и разрешению конфликтов, адекватному поведению в конфликтах.

- поведенческий: практический опыт адекватного поведения в предконфликтных  и конфликтных ситуациях, выявление, профилактика, разрешение конфликтов, предотвращение последствий.

- рефлексивный: самоанализ и самооценка (самодиагностика) собственной конфликтологической компетентности.

Взаимосвязь данных компонентов обеспечивает системность конфликтологической компетентности.

Конфликтологическая компетентность по своей  природе  близка к толерантности. Важнейшее различие  между толерантностью и конфликтологической компетентностью в том , что  конфликтологическая компетентность  детерминирована сферой профессиональной деятельности. Неизбежно будут различаться знания и опыт поведения в трудных ситуациях, связанные  с конфликтологической компетентностью, у специалистов других  профессий и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ...

Эссе на тему «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

Что же всё-таки определяет степень профессионализма педагога, его  уникальность  и  творческое начало? Каким должен быть, современный учитель?   Эти и другие вопросы осе...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов, как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладаю...