Семинар "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения".
методическая разработка по теме

Мартьянова Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

 Современные образовательные технологии в свете реализации      ФГОС НОО второго поколения

Ход  семинара:

Встреча гостей  8:30 - 9:00

При  встрече каждый гость получает программку определённого цвета (белый, красный, жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый). Дежурный ученик провожает гостей в актовый зал, где гости рассаживаются за столы согласно своему цвету.

Теоретическая часть семинара 9:00 – 9:35

Выступление руководителя ШМО Мартьяновой О.Н.

Кто  - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение. 

И, наверное, недаром в последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, которые касаются не только содержания образования, но и методики преподавания. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решить эту задачу средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения, невозможно. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в «субъект» образовательного процесса и приходит в школу «учитьСЯ», т.е. учить себя. Не только получать знания, которые передает ему учитель, но самостоятельно добывать эти знания и пользоваться ими в жизни.

И здесь, наиболее адекватно данной цели – использование  деятельностного подхода в обучении.

На нашем семинаре мы не будем разбирать то множество технологий, которое предлагает современная педагогика. Вашему вниманию мы хотим предложить те технологии, которые нашли отклик в нашей работе, которые прижились именно в нашей школе. А так, как мы приветствуем деятельностный подход в обучении, мы предлагаем вам поработать в группах. Но сначала поиграем в игру «Верю - не верю»:

Верите ли вы, что урок может состоять из 3 фаз?

Верите ли вы, что есть приём обучения под названием «рыбий скелет»?

Верите ли вы, что «принцип минимакса» предполагает возможность  неодинакового подхода к  оцениванию ЗУНов  детей?

Верите ли вы, что играть необходимо не только детям, но и взрослым?

Верите ли вы, что компьютер может заменить учителя?

По мере работы в группе, мы узнаем, на какие вопросы мы ответили верно, а на какие пока нет.

 В нашей школе самыми популярными оказались игровые технологии, информационно – коммуникативные технологии и в стадии изучения находится технология развития критического мышления.  Поэтому работать мы будем именно над ними.

Руководители групп выдадут вам теоретические материалы, с которыми вы ознакомитесь и в течении 5-7 минут составьте кластер, который расскажет нам об этой технологии.

 Выступление  представлений групп

По 1 – 2 минуты на выступление каждой группы.

Обобщение

Мы с вами определили основные этапы каждой технологии, её особенности и хитрости, а теперь приглашаем вас на ряд открытых уроков, которые приготовили для вас учителя нашей школы.

Практическая  работа

№ кабинета

Класс  

Тема урока

Учитель


201


4 «В»

Математика: « Действия с многозначными числами»

Филиппова Наталья Викторовна


202


1 «Г»

Обучение грамоте: «Согласные звуки [в] , [в’]. Буква В, в.»

Давыдова

Юлия Геннадьевна


205


4 «Б»

Математика: «Сложение многозначных чисел»

Данилова Татьяна Александровна


206


4 «А»

Русский язык: «Неопределённая форма глагола»

Мартьянова Ольга Николаевна


     207


2 «Б»

Литературное чтение: «О братьях наших меньших»

Кайгородова Ирина  Ивановна


308 «Б»


4 «Г»

Немецкий язык «Обучение общению в ситуации: День рождения»

Тимошенко Людмила Романовна

Рефлексия

Мы предлагаем провести рефлексию нашего семинара при помощи приёма ТРКМ «Шесть шляп».

Белая шляпа – мыслим фактами. Без эмоций, без оценок, только факты.

Жёлтая шляпа – позитивное мышление. Не просто сказать, что было хорошо, но и объяснить почему.

Чёрная шляпа -  противоположность жёлтой шляпе. Назвать неточности и объяснить почему.

Красная шляпа – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменение своего эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.

Зелёная шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросами «Как можно применить тот или иной момент в другой интерпретации?»

Синяя шляпа – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в синей шляпе, старается обобщить высказывания других шляп.

Выступления групп.



Предварительный просмотр:

Адрес:

614109, г. Пермь,

ул. Волгодонская, 20а

Телефоны:

283-60-09

E-mail:

sc83@pstu.ac.ru 

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 83» г. Перми

15 ноября 2012 года

«Использование современных образовательных технологий

при реализации ФГОС НОО

второго поколения


ПЛАН  РАБОТЫ  СЕМИНАРА

8:50        Встреча  гостей.

9:00 Приветственное  слово заместителя  директора по УВР  Худяковой

Елены Александровны (актовый зал).

9:10  Теоретическая работа по теме семинара.

9:45        Открытые  уроки.

№ каб

Тема урока

Учитель


201

Математика:

« Действия с многозначными числами»

Филиппова Наталья Викторовна


202

Обучение грамоте: «Согласные звуки [в], [в’]. Буква  В, в»

Давыдова

Юлия Геннадьевна


205

Математика: «Сложение многозначных чисел»

Данилова Татьяна Александровна


206

Русский язык: «Неопределённая форма глагола»

Мартьянова Ольга Николаевна


     207

Литературное чтение: «О братьях наших меньших»

Кайгородова Ирина  Ивановна


308 «Б»

Немецкий язык «Обучение общению в ситуации:

День рождения»

Тимошенко Людмила Романовна

10:45         Рефлексия (актовый зал).

Правила  составления кластера

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

1 этап построения кластера - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы .

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт .

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Метод

«Шесть шляп мышления»

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!

Жёлтая шляпа - позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными.

Черная шляпа -  противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло.

Красная шляпа - это  эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.

Зеленая шляпа - это  творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Синяя шляпа - это  философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 2

«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОЗНИКЛА И РАЗВЁРТЫВАЕТСЯ В ИГРЕ И КАК ИГРА» Й. ХЕЙЗИНГ

Слайд 3

Игра «Сообразительны ли вы?» Прочитайте шифровку: ЕЧШУЛ ЕВД А , ОШОРОХ АВОЛОГ АНДО Интересно? Продолжим!

Слайд 4

Педагогическая игра ОБЛАДАЕТ СУЩЕСТВЕННЫМИ ПРИЗНАКАМИ – ЧЁТКО ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ ОБУЧЕНИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РЕЗУЛЬТАТОМ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ОБОСНОВАН И ПРЕДСТАВЛЕН В ЧИСТОМ ВИДЕ

Слайд 5

Функции педагогической игры развлекательная коммуникативная самореализации терапевтическая диагностическая коррекционная социализация

Слайд 6

Главные черты педагогической игры Свободная деятельность Творческий характер Эмоциональная окраска Наличие правил

Слайд 7

Структура педагогической игры Целеполагание Планирование Реализация цели Анализ результатов

Слайд 8

Использование в современной школе в качестве: Самостоятельной технологии Элементы более обширной технологии Технологии урока или его фрагмента Технологии внеклассной работы

Слайд 9

Виды педагогических игр По характеру По содержанию По форме

Слайд 10

По характеру обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие репродуктивные, продуктивные, творческие коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

Слайд 11

По содержанию Предметные Спортивные Подвижные Интеллектуальные Строительные Музыкальные Лечебные Коррекционные

Слайд 12

По форме Игры - праздненства Игровой фольклор Театральные игровые действия Игровые тренинги Игровые анкеты Соревнования Игровые обычаи

Слайд 13

Спектр целевых ориентаций Дидактические Воспитывающие Развивающие Социализирующие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках

Слайд 2

«Неграмотный будущего – это не тот , кто не умеет читать. Им станет тот, кто не умеет учиться» Олвин Тоффлер

Слайд 3

Критическое мышление «…это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю…» «…в педагогике критическое мышление – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт». Загашев И.О., Заир-Бек С.М.

Слайд 4

Цель технологии Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни – умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)

Слайд 5

В содержании целей заложено формирование ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, разрешения проблем. Поэтому данная технология широко используется в рамках компетентностного подхода в образовании.

Слайд 6

Структура урока в ТРКМ Стадия «Вызов» Стадия «Осмысление» Стадия «Рефлексия»

Слайд 7

Роль учителя направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы.

Слайд 8

Стадия «Вызов» Начало урока в ТРКМ- это стадия «Вызов», во время которой у учащихся активизируют имевшиеся ранее знания, учитель пробуждает интерес к теме.

Слайд 9

Приемы таблица ЗХУ Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 10

Приемы «Верю - не верю» 1 2 3 4 5 Верите ли вы … Верите ли вы … Верите ли вы … Верите ли вы … Верите ли вы … да нет нет да нет

Слайд 11

***«Ключевые слова» По ключевым словам темы составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Слайд 12

Стадия «Осмысление» Получение новой информации по теме, классификация полученной информации, соотнесение старой и новой информации, формулирование вопросов, определение собственной позиции

Слайд 13

Рассыпанный текст « меня научит чему-нибудь полезному учиться, и буду благодарен я всегда готов всякому, кто» Приёмы стадии осмысления

Слайд 14

Приемы: Сравнительная (системная) таблица Линии сравнения Африка Австралия Площадь Географическое положение Рельеф Климат

Слайд 15

Денотатный граф Интеллигенция формирует является вмешивается культурную среду катализатором настроения в обществе В общ. жизнь

Слайд 16

«Инсерт» чтение текста с пометками V – уже знал + - новое - - думал иначе ? – не понял, есть вопрос

Слайд 17

«Фишбоун» Движение воздуха Парус, колесо Расширение при нагревании Воздушные шары Упругость Шины, мяч Как человек использует воздух Люди широко научились использовать воздух

Слайд 18

*** «Бортовой журнал» Что мне известно по данной теме Что нового я узнал из текста

Слайд 19

***«Толстые и тонкие вопросы» Толстые ? Тонкие ? Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предположите, что будет, если… Что, если… Кто… Что… Когда… Может… Будет… Мог ли… Как звали… Было ли… Согласны ли вы… Верно ли…

Слайд 20

***« И Д Е А Л » И нтересно, в чем проблема? Д авайте найдем как можно больше способов решения проблемы! Е сть ли какое-либо хорошее решение? А теперь сделаем выбор! Л юбопытно , как это осуществить на практике?

Слайд 21

Стадия «Рефлексия» Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Идет рефлексия своего процесса учения. Ученик проводит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения, выход на следующую тему.

Слайд 22

Приемы Узнал Понял Применил Проанализировал Сделал вывод Принял решение

Слайд 23

Прием «Плюс, минус, интересно» Что в этом хорошего? + + + Что в этом плохого? _ _ Что в этом интересного? !

Слайд 24

Прием «Акростих» Т Р К М Начальные строки строк должны составить аббревиатуру ТРКМ

Слайд 25

Прием «РАФТ» Перед написанием выступления необходимо чётко определять Р оль А удитория Ф орма Т ема

Слайд 26

Прием «Синквейн» 1 строка – тема (одно слово), существительное 2 строка – описание темы (два слова), имя прилагательное 3 строка – описание действия (три слова), глагол 4 строка – отношение к теме (предложение, цитата, девиз) 5 строка – одно слово (синоним)

Слайд 27

«Единственный путь к знаниям – это деятельность» Б.Шоу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии реализации ФГОС НОО второго поколения

Более подробно в выступлении на педагогическом совете  рассказывается о методе проектов и технологии портфолио. ( Из опыта работы)...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

Статья "Образовательные технологии в свете реализации ФГОС. Технология АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ).

Всегда интересовалась новыми образовательными технологиями, очень хотелось сделась учебный процесс более интересным. И перечитав много литературы, посещая семинары поняла, что выход для меня-это техно...

Семинар учителей начальных классов по теме "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"

В 2013 году был проведён муниципальный семинар по теме " Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения" среди учителей начальных классов согласно плану работы го...

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения. Шмигленко Нина Степановна

Применение современных инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах....

Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения

Новые технологии обучения для достижения новых результатов образования. -Что обозначает выражение «Технология обучения»?Технология обучения - совокупность наиболее рациональных способ...

«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»

выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»...


 

Комментарии

Ольга Николаевна, готовлюсь к семинару, Ваш материал мне помог четко структурировать работу моего семинара. Спасибо!