«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»
материал

Хохлова Ирина Борисовна

выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vystuplenie.zip1.76 МБ

Предварительный просмотр:

   Хохлова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеемся, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

 

Тема нашего семинара    «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. Метод «Разминка-блиц»

-Какое сегодня число? А день недели?

-Как кричит осел?

-На чем путешествовал Емеля?

-Как называется рот у птицы?

-Кто сидит на троне и управляет царством?

-Наименьшее однозначное число.

-Ее наклеивают на конверт.

-Сколько гласных звуков в русском языке?

Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.

Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне … образовательный стандарт…

Слайд 2.

Позвольте начать наше выступление  со слов Константина Дмитриевича Ушинского: «…чем долее вы будете оберегать ребёнка от серьёзных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».

    С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

      Работая в начальных классах, а именно в этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть, упор в своей работе делаем на игровые технологии.

    Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только игра, а затем уже и тот материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, обобщать, делать выводы. Игра ставит учащихся в условия поиска, побуждает интерес к победе, а отсюда они стремятся быть быстрыми, собранными, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.    

    Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

     В игре раскрывают свет познания, получают выход творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного мыслительного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.        

    Слайд 3.

     Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».

      Игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.

     Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.

     

Слайд 4.

      В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

•        Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

•        Коммуникативную: освоение диалектики общения;

•        Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

•        Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

•        Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

•        Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

•        Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

•        Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Слайд 5.

     «…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра». А.С.Макаренко

   Слайд 6.

      Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.  

     В отличие от игр вообще игровые технологии обладают существенным признаком - чётко поставленной целью обучения: побудить интерес к познанию, науке, книге, учению и соответствующим им педагогическим результатам.

Цели игровых технологий:

  1. дидактические - расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний на практике, развитие УУД

  1. развивающие - развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие мотивации, умение находить оптимальные решения.

  1. социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества , адаптация к условиям среды, стрессовый контроль.

 

В современной школе игровая деятельность используется:

  1. как элемент более общей технологии;
  2. в качестве урока или его части (введение, контроль);
  3. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  4. как технология внеклассной работы.

Главное значение игры на уроке в следующем:

  1. Повышается познавательный интерес младших школьников.
  2. Каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным.
  3. На уроке игра позволяет ребенку испытать радость умственного напряжения.
  4. Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, повышается работоспособность.

Слайд 7.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

1. по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

2.по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.,

3. по характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

4. по игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО

5. по образовательным задачам: формирующие умения и навыки, большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний, изучающие новый материал

6. по типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры.

Слайд 8.

     В структуру игры как деятельности органично входит:

целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

     Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Слайд 9.

В структуру игры, как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т. е. решают определенные дидактические задачи.

     С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

     Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

     Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная

умственная задача, поддерживают, усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира.

      Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи-шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.

      Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учеников, обогащает впечатлениями, помогает избежать назойливой назидательности, создаёт в классном коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все ученики незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять.

      Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

     

Игровые технологии «ЗА» «ПРОТИВ»

Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;

Способствует использованию знаний в новой ситуации;

Является естественной формой труда ребенка;

Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности. Подготовка требует больших затрат времени;

Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;

Сложность в оценке обучающихся.

Предлагаем  вашему вниманию дидактические игры, которые можно проводить на уроках в начальной школе

(Наши индивидуальные выступления)

Выводы и итог

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Вот прошёл наш мастер-класс.

Попрошу, коллеги, вас:

Чтоб урок пошёл всем впрок,

Подвести простой итог!

Если мастер- класс полезен,

Или  просто интересен,

Поднимают синий шар!

Шар зелёный – непонятно

И приемы все невнятны!

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем надувать!

А теперь шары подняли,

Всему залу показали!

В зале море, посмотри,

Так итог мы подвели.

Благодарим за сотрудничество!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших  в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Групповая работа в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО.

Реализация требований ФГОС НОО. Использование групповых технологий в образовательном процессе в начальной школе....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС     Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...

Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Технологическая карта урока чтения в 1 классе. Тема урока "Звук [ ш ]. Буквы «Ш, ш». Сравнение звуков[ ш] и[ ж]". Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....