Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Технологическая карта урока чтения в 1 классе. Тема урока "Звук [ ш ]. Буквы «Ш, ш». Сравнение звуков[ ш] и[ ж]".

 Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта  урока чтения 

 

 

 

 

 

М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской  СОШ

Горнова Надежда Васильевна.

 

 

 

 

 

Тема урока

Звук [ ш ]. Буквы «Ш, ш». Сравнение звуков[ ш] и[ ж].

Класс

1

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель урока

Создать условия для ознакомления учащихся со звуком [ш], буквой Шш; развития речи, логического мышления, памяти

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать и уметь:

·         название букв алфавита;

·         различия звука и буквы;

·         различия гласных и согласных звуков;

·          определять отдельные звуки в словах;

·         определять количество звуков в словах и их последовательность;

·         различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

·         определять количество слогов в слове.

Предметные

Усваивают главные понятия курса русского языка (фонетические, лексические, грамматические), представляющие основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношения и функции. Характеризуют звук [ш]; распознают букву Шш  на «ленте букв»; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву.  Читают текст, соблюдая интонацию и знаки препинания; выполняют звуковой анализ слова; сравнивают звуки [ш] и [ж]; знакомятся с правописанием сочетаний жи–ши.

Личностные

Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: осваивают начальные формы самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – овладевают навыками смыслового чтения текстов, характеризуют  звук [ш].

Коммуникативные: определяют общую цель совместной деятельности и пути ее достижения, умеют договариваться о распределении функций и ролей, осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение.

Основные понятия

Твердый глухой согласный звук [ш], буквы « Ш,ш». Сравнение звуков [ш] и [ж]. Звуковой анализ слов. Правописание сочетаний ши–жи.

Используемые педагогические технологии

Проблемно-поисковые технологии,    здоровьесберегающие технологии, технология дифференцированного обучения, деловая игра,   ИКТ, использование ЭОР

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология

Образовательные ресурсы

Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой (1 CD). «Лента букв», индивидуальные кассы букв,  Л. Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. Материалы сайтов http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Целеполагание и мотивация

(1 мин)

Личностные: Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные: самоорганизация и организация своего рабочего места.

Приветствует  учащихся.

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже  закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит, можно садиться!

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость  на слова учителя.

Показывают смайлики, соответствующие их настроению:

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQbQpgtEsulRxwmPBAIs2_zRos7pD1bLkC6-zXAL3Vus1fUxdblhqFF6Ykhttp://t1.pfst.net/2011.09/797894115629b070f62f5de440129ce33d5db3aae82_b.jpghttp://odarchuk.org/uploads/sumnij.jpg

 

Актуализация опорных знаний

(2мин)

Личностные: развитие познавательного интереса; формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов. Познавательные: актуализация  изученных способов действия, достаточных для «открытия»  новых знаний.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

 

 

Показывает карточки со словами. Просит провести слого - звуковой анализ слов дятел, жираф.

 

 

 

 

 

Учитель предлагает сделать вывод.

Организация работы с ЭОР.

 

 

 

 

Постановка учебной задачи.

Речевая разминка.  Учитель просит показать голосом:

– Как жужжит шмель?

– Как шипит змея?

– Как шипит гусь?

– Какой новый звук вы произнесли?

– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока.

Осуществляют слого-звуковой анализ слов. Выделяют в словах слоги, распознают в них звуки

и характеризуют их.

Различают твердые и мягкие согласные звуки. Сравнивают звуки. На основе слого-звукового анализа делают вывод вместе с учителем.

Работа с ЭОР

http://www.fcior.edu.ru/card/23654/glasnye-posle-shipyashih.html (интерактивное задание)

Гласные после шипящих

 

 

Дети произносят:

Ж-ж-ж

Ш-ш-ш

Ш-ш-ш

[ш]

Формулируют учебную задачу под руководством учителя                         Звук [ ш] . Буква Ш.

Фиксирование затруднения

(9 мин)

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой ответ с ответом одноклассников. 

 

 

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания по теме урока, получать нужную информацию, задавать вопросы.

Познавательные: Ориентирование в условных обозначениях.

Умение читать вслух плавно по слогам и целыми словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме  в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Характеристика звука  [ ш].

Найдите в словах звук  [ш].  Учитель показывает картинки с изображением предметов (шляпа, шкаф, рубашка, шапка, камыш, лягушка,  груша, шалаш).

 

2. Составьте звуковые схемы слов: лягушка, шкаф, груша. 

Произнесите звук.

- Какой он: гласный или согласный?

- Если оглушим звук [ ж], то какой услышим звук? Глухой или звонкий? Твёрдый или мягкий?

Учитель вывешивает буквы Ш, ш.

- Почему звук один, а букв две?

Выставляет карточку с буквой Ш на ленту букв. Что заметили?

 

3. Организация работы с ЭОР.

-Буква Ш особенная. Познакомьтесь с её особенностями

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа по учебнику. Стр. 48. Чтение слогов и слов.

 – Прочитайте слоги.

– Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно. 
– Какими буквами различаются слова в первом столбике? 

 

5. Смоделируйте букву Ш из палочек и пластилина.

 

 

- На что похожа буква?

Г. Виеру

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

 

– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.

– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

 

 В. Степанов

   Шагает кошка не спеша,

    Коготки как буква Ш

    Шустро мышь под печку –

    Шасть!

    Как бы в лапы не попасть.

 

6. Откройте прописи. Обведите букву Ш по контуру, напечатайте большую букву Ш и маленькую букву ш (по строчке).
 

 

Произносят слова, находят звук [ш]. Указывают, где стоит звук (в начале слова, в середине, в конце).

 

 

Работают в паре. Составляют звуковые схемы.

Дают характеристику звука  [ш].

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Парные согласные Ж – Ш.

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a391b-0a01-0180-0192-7ba118a4fca1/%5BNS-RUS_1-16%5D_%5BMA_138%5D.swf (интерактивный материал)

Друзья и враги.

 

 

Читают в разных режимах: громко, тихо, в разбивку.

 

Хоровое чтение.

 

Дети отвечают. (Буквами ж – ш.) А во втором - (Буквами ш – с.)

 

Моделируют букву. Правильно произносят букву Ш (ша),  и звук «Ш».

  Находят букву Шш  на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.             На вилы, расчёску, на Е, Ё (если повернуть), на лапку кошки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обводят по контуру буквы. Печатают.

 

 

 

Выявление места и причины затруднения

(6 мин)

Познавательные:

Умение читать плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.

Коммуникативные: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи. 

1. – Прочитайте слова с новой буквой Шш.

– Что объединяет все эти слова?

– Как выглядит каждый головной убор?

2. Работа с текстом. Откройте учебники на стр. 48.

Прочитайте текст «История одной шляпы».             – Прочитайте, что означает слово «шапокляк»?

– Что нового для себя вы узнали?

 

 

 

3. Работа с пословицей. Почему такая пословица размещена на нашей странице?

Поспешишь – людей насмешишь.

 

Объясните значение пословицы.

 

Правильно читают слова с новой буквой. Подводят перечисленные слова под одно понятие. (Головные уборы). Характеризуют объекты по внешним признакам. Описывают внешний вид головных уборов.

Открывают учебники на стр. 48. Осмысленно читают,

соблюдая интонацию

и знаки препинания.

 

Читают пословицу, отвечают на вопрос учителя. Объясняют значение.

Физкультминутка

(1 мин)

Личностные:

уметь применять правила охраны своего здоровья

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу к знаниям стремясь.

 

Используют речь для регуляции своих действий.

 Придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке.

 Ориентируются на здоровый образ жизни

Построение проекта выхода из затруднения

(5 мин)

 

Познавательные:

Сравнение слов, нахождение закономерности, использование простейших приёмов анализа, умение устанавливать аналогии. 

Коммуникативные:

формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.

 

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

1. Игра. Стр. 49. Объясняет правила игры.

 

2. Выразительно прочитайте стихотворения М. Бородицкой и Э. Мошковской.

 

3. Прочитайте пары слов. Ответьте на вопросы:

- Чем похожи слова?

- Чем слова отличаются?

– Сравните звуки [ж] и [ш].

 

4.Организация работы с ЭОР

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Дидактическое упражнение.  Правописание буквосочетаний   жи–ши.   (Учебник, с. 49).

– Прочитайте слова, вставляя вместо точек нужную букву.

– Какую букву вы вставили во все слова? Какое правило можете сформулировать?

 

6. Ребус. МЫШКА

                  3 4 5  1 2   

Принимают участие в игре. Соблюдают правила.

Правильно читают вопросительные и восклицательные предложения.

 

Сравнивают слова и звуки, характеризуют звуки, находят сходство и различия.

 

Работа с ЭОР

http://www.fcior.edu.ru/card/23817/glasnye-posle-shipyashih.html (интерактивное задание)

Гласные после шипящих

 

 

Читают слова, вставляют вместо точек букву и.

В ходе выполнения упражнения формулируют правило о правописании сочетаний жи–ши:

Жи–ши пиши с буквой и.

 

Отгадывают ребус.               МЫШКА - КАМЫШ

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(3 мин)

Познавательные: знать, чем отличается  буква от звука;  выделять существенную информацию.

Коммуникативные: уметь формулировать своё мнение и позицию.

Поработайте в парах. Прочитайте скороговорки друг другу.

- Какая буква повторяется почти в каждом слове?

- А какой звук?

Произнесите скороговорки несколько раз, не заглядывая в книгу.

- Для чего нужны скороговорки?

 

 

 

Игры со словами «Слова из слова».

Знакомит с правилами игры.

Работают в парах. Читают скороговорки. Заучивают наизусть.

 

Быстро произносят скороговорку, четко проговаривают слова.

 

Тренируют речевой аппарат и учатся правильно произносить звук. Развивают речь.

 

Образуют новые слова из слова в ходе соревнования.

Физкультминутка для глаз «Пароходик»  (1 мин)

Личностные:

учиться позитивно относиться к своему здоровью, овладевать способами физического самосовершенствования.

 

Просит посмотреть  на экран и выполнить  движения глазами за пароходиком.

Повторяют упражнения   для снятия напряжения. 

Осуществляют профилактику утомления.

Включение в систему знаний и повторений (5 мин)

 

Познавательные: уметь осуществлять анализ объекта с выделением признаков, принимать и интерпретировать знаки, символы, сравнивать рисунки с содержанием текста.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра.

 

 

Познавательные: уметь выделять нужную информацию из текста, находить значения незнакомых слов в словаре. Уметь проводить аналогии между учебным материалом и собственным опытом, понимать и интерпретировать знаки и символы.

 

Выполните самостоятельно задания, предложенные на СД к уроку «Буквы Ш ш. Звук [ ш] .

 Прочитайте тексты,   выберите соответствующую картинку.

 

 

 

Дифференцированная работа. Учитель просит разбиться на три группы.

Посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение М. Яснова.

1. - Найдите схожие по звучанию слова в конце строк.

 

 

 

 

 

2. Прочитайте вопросительные предложения.

 

3. Задание повышенной сложности. Старуха Шапокляк украла гласные из слов, оставила только согласные.

- Можно ли по ним восстановить слова?

- Какое из данных слов есть в стихотворении?

Работают с электронным приложением самостоятельно, выполняют задания.

Осмысленно читают,

соблюдая интонацию

и знаки препинания.

Определяют жанр литературного произведения. Соотносят с картинками.

Работают в группах.

1. Находят рифмы: ша – шурша, в кашке – букашки, ша – шалаша. Правильно называют букву «Ш» (ша). Если неправильно назвать букву «Ш» (ше), то исчезнет рифма.

 

2. Читают с правильной интонацией.

3. Добавляют только гласные звуки и восстанавливают слова: шалаш(и), шиповник, Шапокляк, букашка, шишка, шоколадка.

 

Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

 Личностные: определять своё эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные: уметь осознанно строить речевое высказывание. 

Уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

 

Продолжите любое предложение:

- На сегодняшнем уроке я узнал …

- На этом уроке я похвалил бы себя за …

- Сегодня я сумел …

Подведение итога:

– С какой буквой вы познакомились сегодня на уроке? Какой звук она обозначает? Назовите парный звук по звонкости – глухости.

– Дайте характеристику этому звуку.

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Оцените себя.

Спасибо за урок.

Дети выбирают предложение и продолжают.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Показывают смайлики:

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQbQpgtEsulRxwmPBAIs2_zRos7pD1bLkC6-zXAL3Vus1fUxdblhqFF6Ykhttp://t1.pfst.net/2011.09/797894115629b070f62f5de440129ce33d5db3aae82_b.jpghttp://odarchuk.org/uploads/sumnij.jpg

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Технологическая карта  урока чтения  

М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской  СОШ

Горнова Надежда Васильевна.

Тема урока

Звук [ ш ]. Буквы «Ш, ш». Сравнение звуков[ ш] и[ ж].

Класс

1

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель урока

Создать условия для ознакомления учащихся со звуком [ш], буквой Шш; развития речи, логического мышления, памяти

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать и уметь:

  • название букв алфавита;
  • различия звука и буквы;
  • различия гласных и согласных звуков;
  •  определять отдельные звуки в словах;
  • определять количество звуков в словах и их последовательность;
  • различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • определять количество слогов в слове.

Предметные

Усваивают главные понятия курса русского языка (фонетические, лексические, грамматические), представляющие основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношения и функции. Характеризуют звук [ш]; распознают букву Шш  на «ленте букв»; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву.  Читают текст, соблюдая интонацию и знаки препинания; выполняют звуковой анализ слова; сравнивают звуки [ш] и [ж]; знакомятся с правописанием сочетаний жи–ши.

Личностные

Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: осваивают начальные формы самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – овладевают навыками смыслового чтения текстов, характеризуют  звук [ш].

Коммуникативные: определяют общую цель совместной деятельности и пути ее достижения, умеют договариваться о распределении функций и ролей, осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение.

Основные понятия

Твердый глухой согласный звук [ш], буквы « Ш,ш». Сравнение звуков [ш] и [ж]. Звуковой анализ слов. Правописание сочетаний ши–жи.

Используемые педагогические технологии

Проблемно-поисковые технологии,    здоровьесберегающие технологии, технология дифференцированного обучения, деловая игра,   ИКТ, использование ЭОР

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология

Образовательные ресурсы

Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой (1 CD). «Лента букв», индивидуальные кассы букв,  Л. Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. Материалы сайтов http://fcior.edu.ru/ 

http://school-collection.edu.ru/

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Целеполагание и мотивация

(1 мин)

Личностные: Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные: самоорганизация и организация своего рабочего места.

Приветствует  учащихся.

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже  закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит, можно садиться!

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость  на слова учителя.

Показывают смайлики, соответствующие их настроению:

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQbQpgtEsulRxwmPBAIs2_zRos7pD1bLkC6-zXAL3Vus1fUxdblhqFF6Ykhttp://t1.pfst.net/2011.09/797894115629b070f62f5de440129ce33d5db3aae82_b.jpg

Актуализация опорных знаний

(2мин)

Личностные: развитие познавательного интереса; формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов. Познавательные: актуализация  изученных способов действия, достаточных для «открытия»  новых знаний.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу 

Показывает карточки со словами. Просит провести слого - звуковой анализ слов дятел, жираф.

Учитель предлагает сделать вывод.

Организация работы с ЭОР.

Постановка учебной задачи.

Речевая разминка.  Учитель просит показать голосом:

– Как жужжит шмель?

– Как шипит змея?

– Как шипит гусь?

– Какой новый звук вы произнесли?

– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока.

Осуществляют слого-звуковой анализ слов. Выделяют в словах слоги, распознают в них звуки

и характеризуют их.

Различают твердые и мягкие согласные звуки. Сравнивают звуки. На основе слого-звукового анализа делают вывод вместе с учителем.

Работа с ЭОР

http://www.fcior.edu.ru/card/23654/glasnye-posle-shipyashih.html (интерактивное задание)

Гласные после шипящих

Дети произносят:

Ж-ж-ж

Ш-ш-ш

Ш-ш-ш

[ш]

Формулируют учебную задачу под руководством учителя                         Звук [ ш] . Буква Ш.

Фиксирование затруднения

(9 мин)

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой ответ с ответом одноклассников.  

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания по теме урока, получать нужную информацию, задавать вопросы.

Познавательные: Ориентирование в условных обозначениях.

Умение читать вслух плавно по слогам и целыми словами.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме  в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Характеристика звука  [ ш].

Найдите в словах звук  [ш].  Учитель показывает картинки с изображением предметов (шляпа, шкаф, рубашка, шапка, камыш, лягушка,  груша, шалаш).

2. Составьте звуковые схемы слов: лягушка, шкаф, груша.  

Произнесите звук.

- Какой он: гласный или согласный?

- Если оглушим звук [ ж], то какой услышим звук? Глухой или звонкий? Твёрдый или мягкий?

Учитель вывешивает буквы Ш, ш.

- Почему звук один, а букв две?

Выставляет карточку с буквой Ш на ленту букв. Что заметили?

3. Организация работы с ЭОР.

-Буква Ш особенная. Познакомьтесь с её особенностями

4. Работа по учебнику. Стр. 48. Чтение слогов и слов.

 – Прочитайте слоги.

– Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно. 
– Какими буквами различаются слова в первом столбике? 

5. Смоделируйте букву Ш из палочек и пластилина.

- На что похожа буква?

Г. Виеру

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква 
Ш над ней посмеялась.

– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать 
Е и Ё.

 В. Степанов

   Шагает кошка не спеша,

    Коготки как буква Ш

    Шустро мышь под печку –

    Шасть!

    Как бы в лапы не попасть.

6. Откройте прописи. Обведите букву Ш по контуру, напечатайте большую букву Ш и маленькую букву ш (по строчке).

Произносят слова, находят звук [ш]. Указывают, где стоит звук (в начале слова, в середине, в конце).

Работают в паре. Составляют звуковые схемы.

Дают характеристику звука  [ш].

Отвечают на вопросы учителя.

Парные согласные Ж – Ш.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a391b-0a01-0180-0192-7ba118a4fca1/%5BNS-RUS_1-16%5D_%5BMA_138%5D.swf (интерактивный материал)

Друзья и враги.

Читают в разных режимах: громко, тихо, в разбивку.

Хоровое чтение.

Дети отвечают. (Буквами ж – ш.) А во втором - (Буквами ш – с.)

Моделируют букву. Правильно произносят букву Ш (ша),  и звук «Ш».

  Находят букву Шш  на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.             На вилы, расчёску, на Е, Ё (если повернуть), на лапку кошки.

Обводят по контуру буквы. Печатают.

Выявление места и причины затруднения

(6 мин)

Познавательные:

Умение читать плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.

Коммуникативные: уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, владеть диалогической формой речи.  

1. – Прочитайте слова с новой буквой Шш.

– Что объединяет все эти слова?

– Как выглядит каждый головной убор?

2. Работа с текстом. Откройте учебники на стр. 48.

Прочитайте текст «История одной шляпы».             – Прочитайте, что означает слово «шапокляк»?

– Что нового для себя вы узнали?

3. Работа с пословицей. Почему такая пословица размещена на нашей странице?

Поспешишь – людей насмешишь.

Объясните значение пословицы.

Правильно читают слова с новой буквой. Подводят перечисленные слова под одно понятие. (Головные уборы). Характеризуют объекты по внешним признакам. Описывают внешний вид головных уборов.

Открывают учебники на стр. 48. Осмысленно читают,

соблюдая интонацию

и знаки препинания.

Читают пословицу, отвечают на вопрос учителя. Объясняют значение.

Физкультминутка

(1 мин)

Личностные:

уметь применять правила охраны своего здоровья

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу к знаниям стремясь.

Используют речь для регуляции своих действий.

 Придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке.

 Ориентируются на здоровый образ жизни

Построение проекта выхода из затруднения

(5 мин)

Познавательные:

Сравнение слов, нахождение закономерности, использование простейших приёмов анализа, умение устанавливать аналогии.  

Коммуникативные:

формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

1. Игра. Стр. 49. Объясняет правила игры.

2. Выразительно прочитайте стихотворения М. Бородицкой и Э. Мошковской.

 

3. Прочитайте пары слов. Ответьте на вопросы:

- Чем похожи слова?

- Чем слова отличаются?

– Сравните звуки [ж] и [ш].

4.Организация работы с ЭОР

5.  Дидактическое упражнение.  Правописание буквосочетаний   жи–ши.   (Учебник, с. 49).

– Прочитайте слова, вставляя вместо точек нужную букву.

– Какую букву вы вставили во все слова? Какое правило можете сформулировать?

6. Ребус. МЫШКА

                  3 4 5  1 2    

Принимают участие в игре. Соблюдают правила.

Правильно читают вопросительные и восклицательные предложения.

Сравнивают слова и звуки, характеризуют звуки, находят сходство и различия.

Работа с ЭОР

http://www.fcior.edu.ru/card/23817/glasnye-posle-shipyashih.html (интерактивное задание)

Гласные после шипящих

Читают слова, вставляют вместо точек букву и.

В ходе выполнения упражнения формулируют правило о правописании сочетаний жи–ши:

Жи–ши пиши с буквой и.

Отгадывают ребус.               МЫШКА - КАМЫШ

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(3 мин)

Познавательные: знать, чем отличается  буква от звука;  выделять существенную информацию.

Коммуникативные: уметь формулировать своё мнение и позицию.

Поработайте в парах. Прочитайте скороговорки друг другу.

- Какая буква повторяется почти в каждом слове?

- А какой звук?

Произнесите скороговорки несколько раз, не заглядывая в книгу.

- Для чего нужны скороговорки?

Игры со словами «Слова из слова».

Знакомит с правилами игры.

Работают в парах. Читают скороговорки. Заучивают наизусть.

Быстро произносят скороговорку, четко проговаривают слова.

Тренируют речевой аппарат и учатся правильно произносить звук. Развивают речь.

Образуют новые слова из слова в ходе соревнования.

Физкультминутка для глаз «Пароходик»  (1 мин)

Личностные:

учиться позитивно относиться к своему здоровью, овладевать способами физического самосовершенствования.

Просит посмотреть  на экран и выполнить  движения глазами за пароходиком.

Повторяют упражнения   для снятия напряжения.  

Осуществляют профилактику утомления.

Включение в систему знаний и повторений (5 мин)

Познавательные: уметь осуществлять анализ объекта с выделением признаков, принимать и интерпретировать знаки, символы, сравнивать рисунки с содержанием текста.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывать мнение партнёра.

Познавательные: уметь выделять нужную информацию из текста, находить значения незнакомых слов в словаре. Уметь проводить аналогии между учебным материалом и собственным опытом, понимать и интерпретировать знаки и символы.

Выполните самостоятельно задания, предложенные на СД к уроку «Буквы Ш ш. Звук [ ш] .

 Прочитайте тексты,   выберите соответствующую картинку.

Дифференцированная работа. Учитель просит разбиться на три группы.

Посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение М. Яснова.

1. - Найдите схожие по звучанию слова в конце строк.

2. Прочитайте вопросительные предложения.

3. Задание повышенной сложности. Старуха Шапокляк украла гласные из слов, оставила только согласные.

- Можно ли по ним восстановить слова?

- Какое из данных слов есть в стихотворении?

Работают с электронным приложением самостоятельно, выполняют задания.

Осмысленно читают,

соблюдая интонацию

и знаки препинания.

Определяют жанр литературного произведения. Соотносят с картинками.

Работают в группах.

1. Находят рифмы: ша – шурша, в кашке – букашки, ша – шалаша. Правильно называют букву «Ш» (ша). Если неправильно назвать букву «Ш» (ше), то исчезнет рифма.

2. Читают с правильной интонацией.

3. Добавляют только гласные звуки и восстанавливают слова: шалаш(и), шиповник, Шапокляк, букашка, шишка, шоколадка.

Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

 Личностные: определять своё эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные: уметь осознанно строить речевое высказывание.  

Уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Продолжите любое предложение:

- На сегодняшнем уроке я узнал …

- На этом уроке я похвалил бы себя за …

- Сегодня я сумел …

Подведение итога:

– С какой буквой вы познакомились сегодня на уроке? Какой звук она обозначает? Назовите парный звук по звонкости – глухости.

– Дайте характеристику этому звуку.

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Оцените себя.

Спасибо за урок.

Дети выбирают предложение и продолжают.

Отвечают на вопросы.

Показывают смайлики:

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQbQpgtEsulRxwmPBAIs2_zRos7pD1bLkC6-zXAL3Vus1fUxdblhqFF6Ykhttp://t1.pfst.net/2011.09/797894115629b070f62f5de440129ce33d5db3aae82_b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших  в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Групповая работа в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО.

Реализация требований ФГОС НОО. Использование групповых технологий в образовательном процессе в начальной школе....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС     Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» обращал внимание на то, что «все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - у...