«Компетентностный подход: новые роли участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
учебно-методический материал на тему

Карнюхина Марина Александровна

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №3

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Компетентностный подход: новые роли участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

                                             Подготовила:

Карнюхина М.А.

Болхов-2017

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но, ради бога, размышляйте,

и хотя и криво, да сами.

                                                                                                         Лессинг(18век) 
   С начала 90-х годов Министерство образования совместно с Российской академией образования принимают участие в сравнительных международных исследованиях качества образования. Результаты этих исследований показывают, что выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из других стран: они лучше выполняют задания репродуктивного характера, отражающие предметные знания и умения. Вместе с тем, они испытывают затруднения при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, когда требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому сегодня важно не просто дать знания детям, а научить добывать информацию, интерпретировать, создавать новую. т. е осуществлять Компетентностный подход в обучении.
Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования — научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

       Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:

1. Научиться учиться, т. е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.

2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.

3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т. д.).

4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.

5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.

7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.

   Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала. Вот только сможет ли новое образование переломать изжившую себя систему и реализовать эти принципы не только на бумаге, но и в стенах школ ? Время покажет.

     

     Что же такое компетентность?

    Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.

Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю.

  Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

 Давайте рассмотрим отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного.

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

​ Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Цель обучения

​ Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Формула результата образования

​ «Знаю, что»

Формула результата образования

​ «Знаю, как»

Характер образовательного процесса

​ Репродуктивный

Характер образовательного процесса

​ Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

​ Контроль

Доминирующий компонент процесса

​ Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

​ Статистические методы оценки учебных достижений

Характер контрольных процессов

​ Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

     Рекомендации учителю при построении образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в образовании

​ методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.

​ При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.

​ Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит

разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;

установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);

прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, результатов и их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:

Исследовательский метод и вид деятельности;

Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

Многообразие подходов и точек зрения;

Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;

Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Что даёт компетентностный подход?

​ Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,

​ Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,

​ Подготовку учащихся к успеху в жизни,

​ Повышает степень мотивации учения,

​ Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Учитель должен уметь:

​ Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.

​ Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.

​ Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.

​ Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.

​ Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

​ В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».

​ Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

​ Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

​ Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Учитель должен понимать:

​ Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям,

​ Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно,

​ Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники.

Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся

​ Не надо:

​ Считать себя единственным и главным источником знаний.

​ Передавать свой опыт жизни и воспитания.

​ Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем.

​ Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так принято».

Основные составляющие деятельности педагога, направленные на организацию работы по формированию ключевых компетенций

Возможные действия педагога:

1.Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

2.Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

3.Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

4.Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.

5.Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

6.Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

8.Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.

9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.

 10.Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.

11.Доводит до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

12.Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

13.Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы.

14.Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

15.Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

16.Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

17.Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.

18.Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею», или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».

Если проанализировать всё выше сказанное, то очевидно, что у участников образовательного процесса появились новые роли. Происходит усиление личностной направленности, ориентация на саморазвитие личности, обучение решению социально значимых  и жизненно важных задач.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Мат. семинара /Под ред. А.В.Великанова.

Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших  в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...

текст выступления и презентация по теме "CИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"

Данный материал будет интересен всем педагогам, реализующим ФГОС НОО, т.к. автор делится опытом работы по системно-деятельностному подходу в обучении, о предметном содержании на принципе учебных задач...

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Групповая работа в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО.

Реализация требований ФГОС НОО. Использование групповых технологий в образовательном процессе в начальной школе....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС     Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    С введением ФГОС общего образования ведущей идеей системы работы педагогического коллектива школы с родителями стало установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанни...