Технологии реализации ФГОС НОО второго поколения
статья по теме

Романова Елена Григорьевна

Более подробно в выступлении на педагогическом совете  рассказывается о методе проектов и технологии портфолио. ( Из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc49.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов  № 56» г. Курска

Выступление на педагогическом совете на тему:

" Технолотии реализаци ФГОС НОО второго поколения"

подготовила

учитель начальных классов Романова Елена Григорьевна

Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требова ния к системе школьного обучения.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» была утверждена в январе 2010 года. Проект включает в себя пять главных пунктов: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников.

 С 1 сентября 2011 г. в 1-х классах всех школ России началась реализация федерального государственного образовательного стандарта.

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом: 

  • Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в со ответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Без хорошей материально-технической базы современное преподавание невозможно.

  • Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя.

Все учителя нашей школы 1 ступени обучения прошли курсы и могут работать по новым стандартам.

Введение ФГОС - это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования. Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится.

В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

В нормативных и методических документах по начальному образованию отмечается, что современный учитель начальных классов — это педагог, который осознает смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию; умеет составить целостную образовательную программу; наделен способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с ними; владеет формами и методами сопровождающего обучения; способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика; способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности.

Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.

Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познаватель ном процессе. Целью обучения становится не передача определенных знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой инфор мации. Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться".

 С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:

умение выбирать и применять современные образовательные тех нологии и технологии оценки, формировать оценочную самостоятельность обучающихся.Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Более подробно хотелось бы остановиться на данном методе  и технологии " Портфолио". Эти виды деятельности наиболее востребованы, как в начальной школе, так и в старшей.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя достается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Организация проектной деятельности в образовании школьников способствует развитию творческого потенциала обучающихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.

Проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Продукты проектной деятельности часто представляются в виде театрализованного представления, презентации или папки.

Мои ученики с большим удовольствием принимают участие в разработке информационно-творческих проектов по темам:  «Моя родословная », «У Чёрного моря", " Красная книга России", «Наши домашние любимцы». В данный момент дети занимаются годичным проектом в рамках ОПК " Святыни Курска и Курской области". С этой целью мы посетили такие святые места, как Коренная пустынь,Свято-Николаевский мужской монастырь в г.Рыльске, Знаменский кафедральный собор и Сергиево-Казанский собор г.Курска.

Для анализа практических результатов применения проектного метода я использую типологию проектов, по пяти основным признакам:

По доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые, информационные проекты;

По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты;

По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые;

По продолжительности выполнения проекта: мини-проекты, краткосрочные, недельные и годичные проекты.

По характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные;

Далее хотелось бы остановиться на технологии " Портфолио".

Я уверена, что выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка является одной из важнейших задач обучения и воспитания в начальной школе. Достижению этих целей, как показала практика, во многом способствует создание личностного портфолио ученика.

Ведение портфолио позволяет:

  • создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность ребенка в собственных возможностях;
  • максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
  • развить познавательные интересы обучающихся и сформировать готовность ребенка к самостоятельному познанию;
  • сформировать устойчивую внутреннюю установку на творческую деятельность и развить мотивацию к дальнейшему творческому росту;
  • приобрести каждому ребенку уже на начальном этапе своей жизни навыки рефлексии, т.е. умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
  • стимулировать стремление ребенка к самосовершенствованию и развитию.

Стандартной формы портфолио не существует. Как правило, это папка с файлами, которая предназначена для сбора лучших работ и результатов обучения школьника. В файлы вкладываются листы, позволяющие систематизировать проделанную учеником работу, отразить его достижения и активность в школьной жизни, раскрыть его личностные данные.

Создание портфолио - это всегда творческий процесс, увлекательная совместная кропотливая работа детей, их родителей и учителя.

  Новое понимание образовательных результатов определяет необходи мость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.

Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появ ляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Вне урочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать про блемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности.

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача современной начальной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Например, в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Приоритетные направления в нашей школе - это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание  нравственных  чувств, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Наша начальная школа работает в рамках традиционной системы обучения по  учебно-методическому комплекту  «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова). Ядром учебно-методического комплекта «Школа России» является духовно-нравственное развитие ребенка. Учебники комплекта ориентированы, прежде всего, на развитие у детей доброты, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать друг другу. Обучение строится на основе постоянной поддержки творческого начала ученика, поэтому при организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу.

 Из этого следует, что выпускник начальной школы — это человек:

  •  любознательный, активно познающий мир;
  •  любящий родной край и свою страну;
  •  владеющий основами умения учиться;
  •  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  •  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  •  доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  •  выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, обучающихся и родителей. Можно отметить, что повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой, они с увлечением принимают участие в совместных школьных и классных мероприятиях.

«Наша новая школа» – это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования. Школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития государства. Главные задачи новой современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Именно на это направлены пять шагов национальной образовательной инициативы.

   В заключении хочется добавить, что  никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.  В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.  Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения".

Материалы семинара "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"....

Проект по созданию условий для введения и реализации ФГОС НОО второго поколения в первых классах МБОУ СОШ №4 г. Асино в 2011-2012 г.

      Для введения и реализации ФГОС НОО второго поколения в МБОУ СОШ №4 г.Асино была создана творческая группа учителей под моим  руководством, которая стала работать н...

Роль дополнительного образования в реализации ФГОС НОО второго поколения.

Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая реда...

Семинар учителей начальных классов по теме "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"

В 2013 году был проведён муниципальный семинар по теме " Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения" среди учителей начальных классов согласно плану работы го...

Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения

Новые технологии обучения для достижения новых результатов образования. -Что обозначает выражение «Технология обучения»?Технология обучения - совокупность наиболее рациональных способ...

«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»

выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»...