Проект по созданию условий для введения и реализации ФГОС НОО второго поколения в первых классах МБОУ СОШ №4 г. Асино в 2011-2012 г.
материал (1 класс) на тему

 

 

 

 

Для введения и реализации ФГОС НОО второго поколения в МБОУ СОШ №4 г.Асино была создана творческая группа учителей под моим  руководством, которая стала работать над проектом по внедрению  и реализации ФГОС в первых классах.

Цель  проекта: создание условий для введения и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов на первой ступени школы (начальная школа).

Задачи проекта- выявить  уровень  ресурсной обеспеченности начального общего образования по введению ФГОС;  - создать  нормативно-правовую  и методическую  базу, обеспечивающую  условия успешного введения и реализации ФГОС нового поколения;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_proekt_fgos.doc287 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №4 г. Асино Томской области

Проект по созданию условий для введения и   реализации ФГОС НОО второго поколения в первых классах МБОУ СОШ №4 г. Асино в 2011-2012 г.

                                                             

   Автор:  Леонова Елена Александровна,

учитель начальных классов МБОУ-СОШ №4,

руководитель творческой группы.

Для введения и реализации ФГОС НОО второго поколения в МБОУ СОШ №4 г.Асино была создана творческая группа учителей под руководством учителя начальных классов Леоновой Е.А. Состав творческой группы: Шефер Т.В. (1 Б кл), Далалаева В.А.(1 В кл.), Заврина Е.С. (1 Г кл.),  Козлова О. И. (психолог)

Актуальность проекта

Новые ФГОС определяют содержание и организацию образовательного процесса на всех ступенях школы; определяют основные условия для самостоятельной реализации учебной деятельности.

Цель  проекта: создание условий для введения и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов на первой ступени школы (начальная школа).

Задачи проекта:

- выявить  уровень  ресурсной обеспеченности начального общего образования по введению ФГОС;

- создать  нормативно-правовую  и методическую  базу, обеспечивающую  условия успешного введения и реализации ФГОС нового поколения;

Прогнозируемые результаты:

- реализация основной образовательной программы в 1 классах школы;

- обобщение опыта работы по новым ФГОС.

Практическая значимость: своей работой мы хотели бы привлечь внимание к проблеме создания  благоприятных условий для успешного введения и реализации ФГОС нового поколения. Результаты данного исследования могут быть использованы образовательными учреждениями, педагогами.

 Методы исследования:

 1. Анализ литературы и СМИ по проблеме исследования.

 2.Анализ результатов исследования.

 3. Обобщение опыта работы по новым ФГОС

1. Причины и значение введения ФГОС НОО  второго поколения

Причинами введения ФГОС НОО  второго поколения служат, во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания, во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.

Разработан план работы творческой группы

Подготовительный этап  (август – октябрь 2011-2012г.)

1.Работа с родителями будущих первоклассников «Нововведения в учебную и внеурочную деятельность  в рамках реализации ФГОС НОО» Родит. собрание (август)

2.Диагностические работы  совместно с психологом по темам:  "Готовность ребёнка к школе"   "Адаптация к школьному обучению"

3.Разработка и утверждение календарно-тематического планирования программ учебных предметов. (Метод. кабинет) и программ внеурочной деятельности.

5. Изучение системы оценки планируемых результатов.

Основной  этап (октябрь 2011 -  апрель 2012 г.)

1.Организация работы по апробации ФГОС

2.Практическая работа по обмену опытом «Организация и проведение опытно-поисковой, исследовательской деятельности учащихся в первых классах»

3.Работа по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио.

Заключительный  этап (апрель - май 2012 г.)

1.Круглый стол «Результаты работы по апробации ФГОС».

2.Комплексные контрольные работы первоклассников. Анализ работ.

2. «SWOT- АНАЛИЗ результатов внедрения ФГОС в первых классах МБОУ СОШ №4  г. Асино»

Опыт первого года работы по введения ФГОС второго поколения мы представили в виде SWOT- анализа

Сильные стороны 

- В школе в первых классах работают опытные специалисты с  высшим образованием, прошедшие курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС.

- Преемственность при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию.

- Опыт совместной работы с другими социальными структурами.

- Созданная материально-техническая база.

- Обеспечен доступ школы к печатным и электронным образовательным    ресурсам.

Слабые стороны

- Недостаточная готовность и информированность родителей и общественности.

- Недостаточное количество финансовых средств, загруженность школы в две смены.

Риски

- Настороженное отношение к ФГОС некоторых работников образования.

- Перегрузка детей, что негативно влияет на здоровье.

- Несоответствие материальной базы запросам стандарта.

Возможности

- Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС

- Организация занятости детей во внеурочное время

- Сближение школы и общественности

Результаты SWOT-анализа деятельности начальной ступени школы показывают, что школа в целом обладает ресурсами, необходимыми для организации перехода на новый стандарт, но  требуется увеличение материально-технической базы

3.Результаты исследования

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК: 1а, в, г классы  обучаются по УМК «Школа России»; 1б класс по УМК «Школа XXI век»

Разработали  и утвердили программы для организации внеурочной деятельности учащихся первых классов. «Все цвета кроме чёрного», «Занимательная математика».,  «По тропе здоровья», «Россия – Родина моя», «Тестопластика», «Творческие мастерские», «Спортивная планета, ИЗО студия.  

В начале сентября в  классах был проведен  мониторинг готовности первоклассников к обучению.

Справка 1 по результатам психологического обследования особенностей психического развития («школьной зрелости») и уровня адаптированности обучающихся 1-х классов.

В первый класс 2011 году записалось –  105 детей в возрасте от 6,5-7 лет.  С помощью диагностического обследования выявлено:  школьно-зрелых  17 респондентов (16,1%),   средне - зрелых 63 респондента (60%), 16 респондентов (15,2%) находятся в пограничной зоне между ш/з и ш/н, их показатели ниже среднего уровня. 9 (8,5%) респондентов поступили в школу неподготовленными, у них низкий уровень развития психических познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, наблюдаются поведенческие нарушения.

Сравнительная диаграмма уровня школьной зрелости среди параллели первых классов

В октябре месяце проходил классно-обобщающий контроль над первоклассниками. Было проведено индивидуальное тестирование по тесту Люшера и скрининговое анкетирование по методике Н.Г. Лускановой. В психодиагностическом обследовании приняли участие 98 (95%) респондентов из 103 (100%). Цель по тесту Люшера: определить эмоциональное отношение ребенка к школьным ситуациям. Интерпретация результатов:

У  12 (12,2%) респондентов - преобладают положительные эмоций. У  52 (53%) респондентов - эмоциональное состояние в норме. У 34 (35%) респондентов - преобладают отрицательные эмоции и неприятные переживания (Нуждается в психологической помощи).

Сравнительная диаграмма

Интерпретация результатов по анкетированию:

Высокий уровень мотивации – 64 (65%). Хорошая мотивация – 19 (19%). Положительное отношение к школе – 10 (10%), но школа привлекает детей   внеучебной деятельностью. Низкая мотивация – 3 (3%). Негативное отношение к школе – 3 (3%).

Сравнительная диаграмма по уровню мотивации

Вывод: по полученным данным уровень мотивации учебной деятельности у 83 (85%) респондентов  на достаточном уровне: проявляют позитивное отношение к учебе, чувствуют себя комфортно в новой социальной роли «Школьник» и хорошо адаптировались. У 15 (15%) респондентов адаптационный период продолжается: дети устают, преобладает игровая деятельность и внешний мотив к обучению.

Рекомендации: учителям следует обратить внимание на «особых детей» (застенчивые, медлительные или гиперактивные), а также на дезадаптантов (6%), которым не совсем комфортно и они негативно относятся к школе. У данных ребят адаптационный период продолжается. Учитывать возрастные особенности обучающихся. Применять здоровьесберегающие технологии и дифференцированный подход. Чередовать виды деятельности. Привлекать к классным поручениям, через внеклассную работу  работать над сплочением коллектива.

Родителям через похвалу, эмоциональную поддержку поощрять стремление ребенка быть Школьником, интересоваться его успехами в школе и своевременно оказывать помощь при выполнении домашнего материала. Помогать в устранении дефектов речи, следить за режимными моментами и соматическим здоровьем детей.

Предложения: создать четыре коррекционно-развивающих группы, в состав которых войдут обучающиеся с результатами ниже среднего и низким уровнем развития когнитивных процессов, а так же с недостаточным уровнем развития  эмоционально-волевой сферы. На родительских собраниях ознакомить родителей с полученными результатами.  Справку составила педагог-психолог  Козлова О.И.     30.10.2011г.

 Справка 2. С ноября по май 2011-12 уч. года с 3 группами обучающихся один раз в неделю     согласно расписанию и рабочего плана педагога-психолога проводились коррекционно-развивающие занятия в 1-х классах.

1группа: 1А(9ч), 1Б (4ч): - 13ч; 2 группа: 1В -  8ч; 3 группа: 1Г на начало 18ч, на конец 14ч (3ч выбыли в СОШ№10, 1ч забрали в приёмную семью).

Цель: повысить уровень психических познавательных процессов, для успешного усвоения школьной программы.

Результаты диагностического среза, после проведения коррекционно-развивающих занятий

Класс

уч-ся

Уровень успешности

полностью

частично

не откорректировано

Итого:

42ч (VIIв-14ч (100%)

14 (33%)

17 (41%)

11 (26%):

3 (7%) выбыли (VIIIв) – 8 (19%)

Сравнительная диаграмма по уровню успешности после проведения коррекционно-развивающих занятий

   

Приведенные данные в диаграмме подтверждают позитивные изменения у первоклассников после проведения  с ними коррекционно – развивающих занятий в  развитии психических познавательных процессов. У 22 (52%) обучающихся результаты улучшились, у 12 (29%) остались на прежнем уровне и у 8 (19%) на низком (уч-ся состоят на учёте у психиатра, 6 на ПМПК рекомендовано повторное обучение).

Те, кто не добился полной положительной динамики, будут зачислены в коррекционные группы в следующем учебном году. Данные согласованы с учителями 1-х классов. Вынесены на обсуждение  ПМПк.

Справку составила педагог-психолог:  О.И. Козлова

Справка 3 по результатам повторного психологического обследования обучающихся 1-х классов на конец учебного года по определению эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям и выявлению уровня мотивации.

24 мая было проведено повторно скрининговое анкетирование по методике Н.Г. Лускановой и по тесту Люшера. В психодиагностическом обследовании приняли участие 82 (82%) респондента из 99 (100%). (В начале года по этим методикам было обследовано 98ч).

        Цель по тесту Люшера: определить эмоциональное отношение ребенка к школьным ситуациям.

        Интерпретация результатов:

17(21%)респондентов – преобладают положительные эмоций; 55(67%)респондентов - эмоциональное состояние в норме; 10(12%)респондентов - преобладают отрицательные эмоции и неприятные переживания (Нуждается в психологической помощи). Это позволило на 29% повысить уровень адаптации первоклассников. С  отдельной группой детей проводились занятия по программе «Я-школьник».

Цель программы: осознание первоклассниками позиции «Я-школьник», формирование дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Данная программа была направлена на предупреждение дезадаптации.

Сравнительная диаграмма по эмоциональному  состоянию  учащихся

2011–2012 учебного года

Интерпретация результатов анкетирования по методике Н.Г. Лускановой:

Высокий уровень мотивации –50(61%);

Хорошая мотивация – 15(18,2%);

Положительное отношение к школе – 7(9%), но школа привлекает детей внеучебной деятельностью;

Низкая мотивация – 8 (10%);

Негативное отношение к школе – 2 (2%).

Сравнительная диаграмма по уровню мотивации

Из полученной таблицы видно, что на конец года уровень мотивации у некоторых ребят оставляет желать лучшего: у 4 (23,5%) показатель улучшился, у 3 (17,6%) остался на прежнем уровне, а вот у 9 (53%) понизился. У Купревич Саши 1Б  класс - дезадаптация. У 1 (5,8%) результаты сравнить нельзя, т.к. на начало года из-за болезни он в обследовании участия не принимал.

     11 ребят посещали коррекционно-развивающие занятия психолога, по окончанию их был положительный результат: возросла активность, снизилась тревожность, улучшился уровень развития познавательных процессов, но как только занятия прекратились, дети снова попали в «группу риска».

        Все изменения предполагаю, связаны с тем, что либо ребята устали, либо возрос уровень спроса, как со стороны учителя, так и родителей. Основная проблема в том, что у ребят, которые с низким и негативным уровнем мотивации на конец года - низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы, преобладает игровая деятельность. Им сложно принять те требования, выдержать тот темп, который предлагают взрослые. Некоторым из них необходима консультативная помощь психиатра и невролога.

У 12% обучающихся дезадаптация, это на 3% меньше, чем в начале года 

Рекомендации: учителям необходимо познакомиться с полученными результатами, проанализировать их. Постараться пересмотреть стиль преподавания (доступно, наглядно, давая право ученику на ошибку), возможно, где-то завышенные требования, авторитарный стиль. Довести сведения до родителей. Постараться организовать встречу  педагогу-психологу с родителями.

        Во втором классе провести повторно скрининговое анкетирование на выявление уровня мотивации.

Педагог-психолог:    Козлова О.И.

Результаты  комплексной работы, проведенной в 1-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило:

- Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить  взаимосвязь разных областей знаний.

Результаты  комплексной работы

Результат выполнения основной части комплексной работы в 1 А классе.

Результат выполнения дополнительной части комплексной работы в 1 А классе.



Высокий уровень – 45,5 %

Средний уровень – 27,2 %

Низкий уровень – 27,2 %

Повышенный уровень – 27 %

Базовый уровень – 36,4 %

Низкий уровень – 36,4

Результат выполнения основной части комплексной работы в 1 Б классе.

Результат выполнения дополнительной части комплексной работы в 1 Б классе.




Высокий уровень – 45,5 %

Средний уровень – 27,2 %

Низкий уровень – 27,2 %

Повышенный уровень – 34,6 %

Базовый уровень – 53,9 %

Низкий уровень – 11,5 %

Результат выполнения основной части комплексной работы в 1 В классе.

Результат выполнения дополнительной части комплексной работы в 1 В классе.



Высокий уровень – 66,7 %

Средний уровень – 22,2 %

Низкий уровень – 11, %

Повышенный уровень – 11,1 %

Базовый уровень – 63 %

Низкий уровень – 25,9 %

Результат выполнения основной части комплексной работы в 1 Г классе.

Результат выполнения дополнительной части

 комплексной работы в 1 Г классе.



Высокий уровень – 48 %

Средний уровень – 30 %

Низкий уровень - 22 %

Повышенный уровень – 17 %

Базовый уровень – 30 %

Низкий уровень - 52 %

Выводы:

1.Проделана большая работа в ходе реализации ФГОС НОО;

2. Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии

3.Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития ОУ.

4. Результаты SWOT-анализа деятельности начальной ступени школы показывают, что школа в целом обладает ресурсами, необходимыми для организации перехода на новый стандарт, но  требуется увеличение материально-технической базы

Список литературы.

1.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова

2.Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1-4 класс. О.Б.Логинова,  С.Г.Яковлева

3. Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 2.
Примерные программы начального общего образования. Часть 1. Часть 2./ Под ред. .С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

4. Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

5. Н. В. Нижегородцева, В. Д Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей».- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения

Презентация. Организация внеучебной (внеурочной) деятельности  при введении ФГОС НОО второго поколения  на  первой  ступени  обучения....

"SWOT-анализ результатов внедрения ФГОС НОО в первых классах МБОУ СОШ №4 г. Асино"

Опыт первого года работы по введению  ФГОС НОО второго поколения в МБОУ СОШ №4 в первых классах здесь представлен в виде SWOT-анализа, где показаны  сил ьные стороны, слабые, ...

"Внедрение ФГОС второго поколения в первых классах".

Разработка родительского собрания в  1 классе....

Семинар учителей начальных классов по теме "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"

В 2013 году был проведён муниципальный семинар по теме " Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения" среди учителей начальных классов согласно плану работы го...

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения

Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения...

«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»

выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»...