Роль дополнительного образования в реализации ФГОС НОО второго поколения.
учебно-методический материал на тему

Груздева Елизавета Анатольевна

Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редакция закона «Об образовании») призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, на­правленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года),  вступивший в силу с 1 сентября 2013 года дается следующее определение:  «Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Груздева Елизавета Анатольевна –

учитель начальных классов МАОУ гимназия № 67

Роль дополнительного образования в реализации ФГОС НОО второго поколения.

Слайд 1. Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая редакция закона «Об образовании») призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

ФГОС является преемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих проектах образовательных стандартов. Его инновационность заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.

Необходимо отметить, что в стандарте  речь также идет об освоении образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности.

Кроме того значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это в свою очередь означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.

Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающие потребностям учащихся разных возрастов, потребностей, возможностей здоровья. Чтобы понять важность перемен, обратимся к истории вопроса.

В педагогических словарях и энциклопедиях, специальных работах ученых 1920-70-х годов чаще всего встречался термин «внеклассная работа». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха (Педагогический словарь. М., 1960).

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых. (Педагогическая энциклопедия. М., 1964).

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Ее основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.

Совершенно очевидно, что в течение нескольких десятилетий произошла не просто смена используемых педагогами терминов. Изменилось их содержание. С 80-х г. прошлого века начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность ребенка и развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие  с введением ФГОС и институтализацией  внеурочной деятельности.

        

Слайд 2. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года),  вступивший в силу с 1 сентября 2013 года дается следующее определение:  «Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

        Апеллируя к  Закону «Об образовании» (ст. 9, п. 6), стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента – внеурочная деятельность. При этом, «союз» учебной и внеучебной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся.  

        Слайд 3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования реализует основные ценностные ориентиры, к которым относится:

Слайд 4. национальный воспитательный идеал - высоконравственный,   творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях      российского народа.

Эта система ценностей, представленная в Фундаментальном ядре содержания общего образования, должна быть реализована как через урочную, так и внеурочную деятельность.

        Слайд 5. Ожидаемые результаты. Портрет выпускника начальной школы. Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.

        Слайд 6. Учитель начальных классов выступает перед учащимися в трех позициях: 

  • Позиция учителя-профессионала (демонстрирует культурные образцы действий, инициирует пробные действия детей, консультирует, корректирует действия, ищет способы включить в работу каждого);
  • Позиция воспитателя (создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей,”соучастник”, “третейский судья”
  • Позиция педагогической поддержки (оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать)

        Слайд 7.  В гимназии реализуется комплексная дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы – «Дорогою открытий и добра» (1-4 классы). В основу программы положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина).

Слайд 8. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), созданной в рамках работы по реформированию общеобразовательной школы, выделены базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.

В утверждённых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) 2-го поколения определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение. ФГОС НОО предусматривают формирование у школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и метапредметных результатов начального образования.

Слайд 9. Данная программа опубликова: «Организация внеурочной деятельности младших школьников». Москва: «Русское слово», 2013 и Сборник «Организация внеурочной деятельности младших школьников». - Н. Новгород: НИРО, 2011

Слайд 10. Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Задачи программы:

1. Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

2 Духовно- нравственное развитие ребёнка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.

-Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

-Формирование элементов правой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и конвенцией о правах ребёнка.

-Эстетическое развитие ребёнка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.

-Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознаниям социальных умений.

-Формирование опыта творческой деятельности и развития креативности.

-Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

-Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Слайд 11. В соответствии с требованиями ФГОС в программах по гражданскому образованию предусмотрены планируемые результаты по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребенка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения

Второй уровень результатов – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень результатов – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становление у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

        Слайд 12,13. Курс способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения. курс является интегрированным. Он дополняет основные элементы содержания в образовательной области «Окружающий мир» в вариативной части учебного плана. Дети расширяют представление о природе, обществе, человеке. Но при этом содержание курса не дублирует программу по окружающему миру, а позволяет углублять знания детей, расширять их кругозор, осуществлять целенаправленное патриотическое и нравственное воспитание.

        Кроме того, предполагается тесная связь курса гражданского образования с обучением различным учебным предметам (литературное чтение, технология, ИЗО, музыка). В курсе предусмотрено привлечение родителей и других членов семьи к проведению праздников и различных коллективных дел.

        Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентаций, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.

        Уроки гражданского образования не имеют жестко заданной структуры, но включают несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых может быть различна:

  • Эмоциональное введение в тему урока
  • информационная часть
  • чтение художественных текстов и их обсуждение
  • восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями
  • выполнение развивающих заданий
  • выполнение коммуникативных заданий, которые должны обязательно выполняться, поскольку именно через них реализуется основная цель программы, связанная с процессом социализации детей

        Уроки гражданского образования должны строиться на деятельностной основе. Преобладающим являются формы и методы работы в рамках которых дети могут проявлять свою активность: игры, тренинги, дискуссии, драматизации и разыгрывание ситуаций, практические работы, работы в микрогруппах, выполнение проектов и исследовательских задай.

        Для реализации соей работы я выбрала работу в микрогруппах и викторину.

Слайд 14.  В рамках предметной недели с учащимися 2-х классов было проведено внеурочное занятие - викторина «Всезнайка» в форме детско-родительского праздника. К обобщающему уроку дети готовились в течение недели. Подготовка учащихся складывалась из нескольких этапов: разделение на 2 команды, каждая команда отвечала за один этап путешествия, были предложены и индивидуальные задания: выучить стихотворение, подготовка танца, подготовка к исполнению роли сказочного героя.

        К обобщающему уроку у детей были получены знания по первому тематическому блоку « Дом, в котором мы живем», 1 четверть завершалась обобщающим уроком «Ярмарочная карусель», который помогает на основе систематизации знаний и представлений учащихся создать у них целостный образ России. Подробно изучались города : Москва, С-Петербург, Нижний Новгород.         Тематической основой 2-ой четверти является идея путешествия, поиска людьми благодатных, неизведанных земель. В связи с этим рассматривались путешествия в поисках новых путей в Индию: открытие Америки Х. Колумбом, хождение за три моря А. Никитина, кругосветное путешествие Ф. Магеллана.

Слайд 15. Задачи внеурочного мероприятия:

  1. Обобщение знаний и представлений детей о культуре различных стран;
  2. установление содержательно-логических связей между двумя тематическими блоками («В путешествие по миру» и «Дом, в котором мы живем»);
  3. систематизация знаний  о нормах нравственности и положительных качествах людей;
  4. формирование опыта ценностных ориентации, подведение учащихся к выводу: необходимо жить в мире и согласии, сотрудничать всем людям Земли.

        Слайд 16-103. На слайдах показана реализация данного программы. Урок-путешествие викторина «Всезнайка» включает в себя несколько этапов. На каждом этапе путешествия дети показывают свои номера. Важной является не информационная, а деятельностная сторона урока.

        Слайд № 104 Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что курс гражданского образования обеспечивает необходимые условия для реализации внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и позволяет реализовать «портрет выпускника начальной школы», ориентированный на становление таких личностных характеристик как :

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Литература

  1.  Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.
  2. Бахчиева, О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О.А. Бахчиева // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31.
  3. Вяземский, Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе.  2009.  № 8.  С.4-13.
  4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  5. Данилюк,  А.Я. Духовно- нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 55.
  6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] : проект /РАО; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова.  М.: Просвещение, 2008.  39 с. — (Стандарты второго поколения).
  7. Логинова, Л.Г. Сохранение качественной определенности дополнительного образования детей в системе образования России [Текст] / Л.Г. Логинова // Проблемы современного образования.  2011 №3.  С. 48-55 Режим доступа : www.prmedu.ru/
  8. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] // Воспитание школьников. – 2009. – № 8. – С. 10-16.
  9. Деменева, Н.Н. Мультимедийные уроки гражданского образования во 2 классе начальной школы: методические рекомендации по использованию мультимедийного пособия к УМК «Кораблик»/Н. Н. Деменева, Э.Е. Кузнецова. – Н. Новгород: НГПУ, 2009.
  10. Тивикова, С.К. Кораблик: учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы/С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород, 2008.
  11. Тивикова С.К. Кораблик: рабочая тетрадь по гражданскому образованию для 2 класса четырехлетней начальной школы/С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород, 2007.
  12. Тивикова, С.К. Жар-птица: учебник по гражданскому образованию для 3 класса начальной школы: части 1 и 2/С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – 2-е изд., испр. и доп. – Н.Новгород, 2008.
  13. Тивикова, С.К. Жар-птица: рабочая тетрадь по гражданскому образованию для 3 класса четырехлетней начальной школы/С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород, 2007.
  14. Тивикова, С.К. Гражданское образование в начальных классах: методическое пособие к учебному комплекту «Жар-птица»: части 1 и 2. – 2-е изд., испр. и доп./С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: издательский центр «Педагогические технологии», 2008.
  15. Тивикова, С.К. Уроки гражданского образования в начальных классах»/ С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. – Н.Новгород: издательский центр «Педагогические технологии», 2008.
  16. Тивикова, С.К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах»/ С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. // Начальная школа. – 2004. - №2.
  17. Яшина, Н.Ю. Нравственное развитие ребенка в курсе «Гражданское образование»/Н.Ю. Яшина // Начальная школа. – 2004. - №2.
  18. Яшина, Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников: диагностические методики/ Н.Ю. Яшина. – Н.Новогород,  Вектор ТиС, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения".

Материалы семинара "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"....

Проект по созданию условий для введения и реализации ФГОС НОО второго поколения в первых классах МБОУ СОШ №4 г. Асино в 2011-2012 г.

      Для введения и реализации ФГОС НОО второго поколения в МБОУ СОШ №4 г.Асино была создана творческая группа учителей под моим  руководством, которая стала работать н...

Технологии реализации ФГОС НОО второго поколения

Более подробно в выступлении на педагогическом совете  рассказывается о методе проектов и технологии портфолио. ( Из опыта работы)...

Семинар учителей начальных классов по теме "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"

В 2013 году был проведён муниципальный семинар по теме " Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения" среди учителей начальных классов согласно плану работы го...

«Физическое развитие младшего школьника через подвижные игры при реализации ФГОС НОО второго поколения»

Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание ...

Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения

Новые технологии обучения для достижения новых результатов образования. -Что обозначает выражение «Технология обучения»?Технология обучения - совокупность наиболее рациональных способ...