Практико-значимая работа на курсах "Образование и общество" по теме"Использование современных технологий на уроках в начальной школе"
статья

Бурова Ирина Михайловна

В данной статье наряду с теоретической частью дана методическая разработка урока окружающего мира по теме "Голубая планета Земля"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Пояснительная записка                2-3 стр.
  2. Основная часть                              4-5 стр. + технологическая карта урока
  3. Заключение                                    6 стр.    
  4. Список литературы                       6-8 стр.

Пояснительная записка

Данный открытый урок по окружающему миру я провела 21.11.13 в МБОУ СОШ №14 г.Сергиева Посада. В этот день проходил в школе семинар по теме «Использование интерактивной доски и учебно-лабораторного оборудования на уроках в начальной школе». Цель данного урока – показать, как можно использовать ИКТ в учебном процессе.

        Традиционно считается, что структура урока окружающего мира состоит из преподавания учителем новых научных сведений по определённой теме, которые ребёнок получает, имея некоторые базовые знания, полученные ранее от окружающих его людей, СМИ и т.д.  Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий.

Поэтому в современной школе важно учить  детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни,  начиная с первого класса.

        Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. С помощью презентаций Workspace и системы тестирования Response разрабатываю тесты, игры, различные упражнения. Эта система способствует моментальной рефлексии учащимися собственных знаний, а также облегчает работу учителя анализу проведённого теста, для устранения пробелов знаний учащихся и работе с родителями, так как индивидуальный отчёт знаний учащегося по данной теме может быть отправлен по электронной почте.  Использование дидактических материалов, созданных для интерактивной доски Workspace , интерактивных уроков Кирилла и Мефодия позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению.

Наличие персональных компьютеров в классе позволяет ребятам создавать собственные документы: текстовые, таблицы, диаграммы, презентации;  пользоваться информацией, с  различных электронных носителей; и способствует поиску информации в сети Интернет. Учителю стало удобнее дифференцированно подходить к обучению при распределении индивидуальной работы, так как можно не только использовать традиционные карточки с заданиями, но и различные компьютерные программы-тренажёры. Причём дети имеют право выбирать: или интерактивный вид работы, или традиционный (опрос, работу по карточке) самостоятельно.

Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышает  мотивацию в обучении.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Основная часть

  1. Тема урока «Голубая планета Земля»
  2. Возраст обучающихся 8 лет
  3. Название предмета:  окружающий мир
  4. Авторы:  УМК «Планета знаний» И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин.
  5. Вид урока:  урок-практикум
  6. Тип урока:  урок  «открытия» нового знания
  7. Цель урока: повторить изученные ранее космические тела, выявить соотношение воды и суши на планете, сравнить размеры Земли и солнца и соотношение времени и расстояния
  8. Проблемы, решаемые обучающимися: почему нашу планету учёные называют голубой; во сколько раз Земля меньше Солнца;  какое расстояние от Земли до Солнца и за какой промежуток времени его можно преодолеть; движется ли наша планета в космосе.
  9. Планируемые результаты:

Предметные результаты: научатся объяснять, почему Землю называют «голубой планетой», и почему Солнце нам кажется больше других звёзд.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; планировать решение учебной задачи, выполнять действия по намеченному плану; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи

познавательные УУД:  осуществлять сравнение, сопоставление, учиться умению работать с информацией, изложенной в диаграмме, географической карте, учебнике, анализировать полученные сведения; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения.

коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;  учитывать мнение партнёра, формулировать собственное мнение и аргументировать его; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

Личностные результаты: сформируют положительное отношение и интереса к изучению планеты Земли -  как части огромного космического пространства; чувства гордости за то,  что мы являемся Землянами

  1. Оборудование: интерактивная доска и презентация для интерактивной доски Workspace, персональные компьютеры  и  презентация (для работы с информацией  Power Point 2010 для  персонального компьютера ( для работы в паре),фильм «Голубая планета Земля», интерактивная программа Кирилла и Мефодия по окружающему миру для 2 класса,  система тестирования Response, карточки для индивидуальной работы, контурные карты, документ – камера, футбольные мячи и бисер для сравнения размеров Земли и Солнца.
  2. Этапы урока: (см. технологическую карту урока)

Заключение

  На уроке сочетались разные формы работ учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Содержание урока основывается на таких дидактических принципах как:

-научность, наглядность, сознательность и активность учащихся, систематичность, прочность, познавательной деятельности; материал урока подобран от простого к сложному и соответствует требованиям программы.

На уроке использовались следующие методы:

- по источнику передачи содержания: словесный, наглядный, практический,

- по организации и осуществлению деятельности: мотивация, контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.

- по характеру деятельности: проблемно-поисковый метод

Формирование ИКТ компетентности проходило за счёт работы с интерактивной доской, интерактивными играми, работой с компьютером, системой тестирования RS

На уроке применялись технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, деятельностного и игрового обучения.

Список литературы

  1. Нормативный документ «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. - 2-е изд. - М.: Просвещение,2012. - (Стандарты второго поколения).
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета Знаний» - М.: Астрель, 2012
  4. Планируемые результаты начального общего образования/ (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

  1. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А. В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013 – 174 с.
  2. Обучение во 2 классе по учебникам «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И. В. Потапова, методические рекомендации, поурочные разработки/Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов,– М. АСТ: Астрель;, 2012. – 111с. – Планета знаний
  3. Окружающий мир: 2-й класс: учебник в 2 ч. , ч-1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.: АСТ : Астрель, 2012. – 143 с. – Планета знаний
  4. Окружающий мир: 2-й класс: учебник в 2 ч. , ч-2 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.: АСТ : Астрель, 2012. – 143 с. – Планета знаний
  5. Окружающий мир: рабочая тетрадь №1: к учебнику Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» для 2-го кл. четырёхлет. нач. шк. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.: АСТ : Астрель, 2012. – 47 с. – Планета знаний
  6. Окружающий мир: рабочая тетрадь №2: к учебнику Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» для 2-го кл. четырёхлет. нач. шк. / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М.: АСТ : Астрель, 2012. – 63 с. – Планета знаний
  7. Мультимедийный диск «Уроки Кирилла и Мефодия: окружающий мир, 2 класс

АРМ педагога в составе:

- Компьютер мобильный (ноутбук) педагога с предустановленными многопользовательской операционной системой, пакетом программного обеспечения; товарный знак (марка): Acer  Travel Mate

- Интерактивная доска :товарный знак (марка): Interwrite модель: Interwrite DualBoard 1279 ;программное обеcпечение

- Проектор короткофокусный; товарный знак (марка): Vivitek

-Акустические колонки; товарный знак (марка): TopDevice

Документ-камера; товарный знак (марка): Gaokе

  •  Система тестирования качества знаний обучающихся, в комплекте: 32 пультов обучающихся; товарный знак (марка): Interwrite  - модель: CPS IR (32) с программным обеспечением Interwrite Response

 АРМ обучающихся в составе:

- Компьютер мобильный (ноутбук) обучающегося с предустановленными многопользовательской операционной системой, пакетом программного обеспечения:товарный знак (марка): Acer  Travel Mate


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС».

презентация «Использование современных технологий обучения  в начальной школе в процессе реализации ФГОС»....

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же ум...

«Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС"

Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в ...

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Использование современных пед.технологий  в работе позволяет мне добиваться высокого качества обучения. способствует  развитию познавательной активности....

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС.

В своей статье я использую следующие технологии: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного...

«Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС»

Традиционные методы в современных условиях обучения не дают высоких результатов,поэтому я рекомендую внедрять в практику обучения инновационные формы....