Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Клюс Наталья Владимировна

В своей статье я использую следующие технологии: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного обучения, технологию проектного обучения, технологию “Портфолио”. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.В своей работе я использую следующие технологии: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного обучения, технологию проектного обучения, технологию “Портфолио”. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий обучения в начальной школе

                        в процессе реализации ФГОС

«Современный педагог - не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление».

(Л.С. Выготский)

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем.

В современной педагогической деятельности меняются традиционные роли учителя и учащихся — здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, «мастером», который организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику. Основная задача учителя —  организовать самостоятельный познавательный процесс, развивать у учащихся подвижность и способность творческого мышления, учить рассуждать и мыслить, сохранить здоровье школьников, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами. И для реализации этих задач на уроках внедряются инновационные технологии. Они способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе, помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.

Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорит Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.

Для того чтобы применять инновационные технологии в своей педагогической деятельности  возникает необходимость сначала их изучить. Что же такое технология?

Как пишет В. А. Сластёнин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическую технологию) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

Отвечают особенностям нового стандарта следующие образовательные технологии:

-технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода

-технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения

-технологии, основанные на создании учебных ситуаций

-технологии, основанные на реализации проектной деятельности

-технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

-информационно-коммуникативные технологии

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

В своей работе я использую следующие технологии: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного обучения, технологию проектного обучения, технологию “Портфолио”. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

1.Технология проблемного обучения

Проблемное обучение используется на этапах сообщения темы урока, целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создается проблемная ситуация на уроке — удивление, затруднение. Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания — незнания. Так же через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока. Технология ведения проблемного урока, разработанная автором Е. Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников необходимо обязательно подтверждать и сравнивать с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

2. Игровые технологии.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология самая оптимальная в работе с первоклассниками. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках, проявлению творчества. Игровая деятельность используется в следующих случаях:
‒ для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
‒ в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
Игровые формы обучения на уроке —продуктивная форма обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.

3. Технология критического мышления.

Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Используются учителями  на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

-приём «Чтение с остановками»;

-приём «Взаимовопрос»;

-приём «Корзина идей»;

-приём «Составление синквейнов»;

-интеллектуальная разминка;

-приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;

-таблица;

-написание творческих работ;

-кластер;

-«Верно – неверно».

Эти приемы применяются на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Уроки, выстроенные по технологии критического мышления, побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

4. Технологии дифференцированного обучения.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Уроки необходимо  строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.

5.
Технология проектного обучения эффективно используется мною и моими коллегами, начиная с первого класса. Она не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:
-
социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.
-
коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.
-
мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.
Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.
 
По продолжительности проекты могут быть разными:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.

6. Информационно – коммуникационные технологии.

В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем.  Компьютерные презентации  используются при устном счёте, самостоятельной работе в тетради, чтении скороговорок, проведении физкультминуток и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.

Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

-мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения» для 1-4 классов;

-дистанционные олимпиады и конкурсы;

-телекоммуникационные проекты;

-уроки на основе авторских компьютерных презентаций;

-виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, умение работать с информацией, повышает самооценку, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.  Начиная с начальной школы, обучающиеся нацелены на использование компьютера при подготовке к урокам: докладам, презентациям, выступлениям.

7. Здоровьесберегающие технологии.

 Особое место в начальной школе имеют здоровьесберегающие технологии, которые применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование разных видов деятельности. На уроках проводятся физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию. Выбирать физкультминутку нужно в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то используются упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение — гимнастику для глаз; слушание, говорение — гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику
На классных   и занятиях внеурочной деятельностью ребята беседуют на темы «Чистота — залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности» и т.д.
Важным звеном цепи здоровьесберегающих технологий является психологический климат на уроке
. Каждый урок начинается и заканчивается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия и по завершению урока можно предлагать детям «Лист настроения». Из изображенных на нём гримас они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент. Учителю это даёт возможность скорректировать свои планы и действия, и найти индивидуальный подход к каждому ребёнку так, чтобы в конце урока настроение у всех было хорошее Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

8. Технология “Портфолио”.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио» или «Дневнику моего роста».
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Создание «Портфолио» -  долгосрочная программа.   Под руководством учителя она проходит 4 года.

В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи родителей обойтись просто невозможно. Весь год мы трудимся над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы. С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.

В конце учебного года традиционно проходит классный час на тему «Перелистывая страницы учебного года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио».

Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты и становится все более популярной.

Ограничений в применении современных технологий обучения нет. Закон “Об образовании” и ФГОС НОО дают право учителю самому выбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным педагогическим принципам.
Современный педагог просто обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии обучения позволяют учителю спланировать свою работу, которая должна быть направлена на достижение цели
 современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья,  помогают достичь достаточно высоких результатов в учебной деятельности.