Часть адаптированной образовательной программы по предмету «Математика»
рабочая программа (4 класс) на тему

Кулакова Виктория Васильевна

Каждый ребенок – особенный и необыкновенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование в общеобразовательном учреждении на общих основаниях, появилось желание и возможность адаптировать  таких детей в социуме, а не прятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulakova.docx51.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Семилукская СОШ №1 с УИОП

г. Семилуки, Воронежская область

Кулакова Виктория Васильевна

Часть адаптированной образовательной программы

по предмету  «Математика»

для обучающихся 4 класса с ОВЗ (НОДА неорганического характера),                                                                                                                                                                                                                          реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

                                                                                                                                       

                                                               

2014 г.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть.

Глава 1. Общие закономерности психического развития, специальные образовательные условия и особые образовательные потребности

детей с ОВЗ (НОДА неорганического характера)

Глава 2. Фрагмент адаптированной образовательной программы

по математике для учащихся 4 класса с ОВЗ.

  1. Заключение.
  2. Список использованной литературы.

  1. Введение.

Каждый ребенок – особенный и необыкновенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование в общеобразовательном учреждении на общих основаниях, появилось желание и возможность адаптировать  таких детей в социуме, а не прятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Муниципальная система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей-инвалидов. Проблемой является и ограничение доступа детей-инвалидов к полноценным образовательным услугам. Как следствие социальная изоляция детей и их семей,  которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.

На сегодняшний день, дети-инвалиды получают лишь специализированную медицинскую и психологическую помощь, но не всегда имеют возможности для посещения общеобразовательных учреждений.

Наличие данных проблем, социально-экономическая и демографическая ситуации подтверждают целесообразность и необходимость проведение работы, связанной с организацией улучшения положения детей-инвалидов в обществе, повышением качества их жизни.

МКОУ Семилукская СОШ №1 с УИОП  готова разработать систему мероприятий для  успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка.

Нормативная база:

  1. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
  3. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»– Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06
  4. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
  5. "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Опубликовано 5 мая 2012 г.
  6. "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599
  7. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761
  8. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597
  9. "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.
  10. "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015. 
  11. "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082

 Цель: Формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении, создание благоприятных условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей  и для адаптации в группе сверстников, способствовать развитию способностей каждого ребенка.  

Задачи:

  • Создание условий для интегрированного  включения детей в образовательную среду, социум.
  • Разработать нормативную и методическую документацию, сопровождающую учебно-воспитательный процесс детей с ОВЗ в МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП.
  • Воспитание толерантного отношения здоровых детей и их родителей  к   детям с ОВЗ.
  • Выработать у каждого ребенка с ОВЗ адаптационные механизмы к социуму.

 Методы:

  • Ранняя диагностика уровня  развития детей, выявление индивидуальных особенностей психофизического, интеллектуального развития, уровня развития психических процессов (интеллект, внимание, память, мышление, речь), социальный статус  ребёнка.
  • Тестирование педагогов на предмет готовности к работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на предмет установления взаимоотношений в группе сверстников, создания доброжелательного микроклимата в классе.

  1. Основная часть.

Глава 1. Общие закономерности психического развития, специальные образовательные условия и особые образовательные потребности детей с ОВЗ (НОДА неорганического характера)

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического или периферического типа. Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7 % детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства.

К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся обучающие 4 класса,  у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы - 89% от общего количества детей с НОДА -  составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).  Именно эта категория детей составляет подавляющие число в образовательных организациях. У них  двигательные расстройства при ДЦП не сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы. Но в виду особенностей и специфики заболевания  наряду с психолого-педагогической и логопедической коррекцией основная часть детей данной категории нуждается также в лечебной и социальной помощи. В условиях специальной образовательной организации многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.

Необходимо определить общие подходы к созданию специальных условий для детей с НОДА в общеобразовательных организациях. Под специальными условиями получения образования, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.79, п. 3) понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, адаптированных дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здании школы и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями органично взаимосвязаны с саморазвитием. Важнейшими составляющими этих условий для любой категории обучающихся с особыми образовательным потребностями являются следующие:

  • наличие адаптированных к особым образовательным потребностям конкретного обучающегося образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);
  • учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации и коррекции (в том числе и технических);
  • создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне;
  • необходимое участие в образовательном процессе специального педагога-тьютора; для осуществления гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий в инклюзивной школе для обучающихся должны быть предусмотрены ставки врача, медицинской сестры, инструктора лечебной физкультуры.
  • предоставление психологических и социальных услуг.

Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития: трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушениями развития личности; меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации; меньшим объемом информации, запечатляемым и сохраняющимся в памяти; недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов); недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленным темпом психического развития в целом; повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью. С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении создаются специальные образовательные условия.

В МКОУ Семилуккой СОШ №1 с УИОП обучаются дети  с нарушением опорно-двигательного аппарата. По программе «Доступная среда» создаются условия для обучения таких учащихся. Начата реконструкция туалетных комнат,  создание санитарно-гигиенических пунктов, оборудованы пандусы для обеспечения свободного доступа в образовательное учреждение.

Активные движения у этих детей развиты не в полном объеме, они замедлены, напряжены. Двое детей  не умеют держать карандаш, не могут рисовать, пользоваться кисточкой, не могут выполнить даже самые примитивные рисунки. Они испытывают большие трудности при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий. Для компенсации  нарушения моторики при фиксировании результатов освоения темы и упражнений по отработке навыков счета им предложены на уроке для индивидуальной работы нетбуки.

Они  владеют навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками, но плохо умеют самостоятельно обращаться с ложкой или вилкой, не могут взять стакан или чашку, не умеют самостоятельно одеться, раздеться, застегнуть и расстегнуть пуговицы. Наличие таких детей оказывает воспитывающее влияние на остальных учеников, не имеющих отклонений от нормы здоровья.

Эти учащиеся имеют особые образовательные потребности и потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации познавательных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.  Они хорошо владеют  мыслительными операциями, обладают достаточным объемом  памяти, словарного запаса. Но у них снижена  активность и работоспособность, а также низкие возможности сосредоточения и удержания внимания.

Именно эти специфические закономерности определяют важнейшую особенность детей с ограниченными возможностями – особые образовательные потребности, которые варьируют по своему характеру в зависимости от типа выраженности дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.  Повышено внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях. Требуется специальная работа по планомерному введению ребенка в более сложную социальную среду. Обучающийся с НОДА должны получить образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.  Ребенок полностью включен в общий образовательный поток и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС НОО, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

Глава 2. Фрагмент адаптированной образовательной программы

по математике для учащихся 4 класса с ОВЗ.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе:

         - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобранауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СапПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь научатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать цепочки рассуждений.

Курс предполагает также формирование у таких обучающихся пространственных представлений, ознакомление их с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. У большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.). Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями;

- работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе и школе;

- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;

- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.       

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики.

Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для такого  ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.

В соответствии с требованиями ФГОС  НОО основными целями начального курса  математики являются:

  • формирование у учащихся основ умения учиться, готовности  к саморазвитию;
  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности;
  • сохранение и поддержка здоровья учащихся;
  • развитие пространственных отношений.

Адаптированная образовательная программа по предмету  «Математика» для обучающихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования при обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата неорганического характера:

  • формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, определённых ФГОС  НОО;
  • создание здоровье сберегающей информационно-образовательной среды, пробуждающей у учащихся творческие силы, формирующей веру в себя, положительный опыт и внутреннюю потребность познания;
  • стремление к формированию самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание обучающихся с ОВЗ универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний и их применении на практике. Коррекционное обучение таких детей по компенсирующему типу предполагает:

  • органичное сочетание обучения и воспитания, усвоение элементарных знаний и развитие познавательных способностей учащихся;
  • четкая практическая направленность материала;
  • выработка необходимых общеучебных и прочных вычислительных  навыков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета  «Математика».

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы, имеющим ОВЗ (НОДА) следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  Личностные результаты.

  1. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  3. Целостное восприятие окружающего мира.
  4. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
  5. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  6. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  7. Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат    

 Метапредметные результаты.

  1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  2. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  3. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, настроения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать и аргументировать своё мнение.
  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

     Предметные результаты.

  1. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки.
  3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  4. Умения выполнять устно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры с использованием Microsoft Word/
  5. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

  Содержание учебного предмета  «Математика». 

   Этот  вариант адаптированной программы адресован обучающимся с НОДА,  достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Этот вариант максимально приближен к стандарту обучения детей с нормальным развитием. Поэтому содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели - подготовка к дальнейшему обучению - не означает, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности, в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания, предложения), уточняющие их смысл. Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение). Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

    Основу курса математики составляет табличное и  внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах класса миллионов и выполнение  четырёх арифметических действийс числами в пределах миллиарда.

При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению учеником с ОВЗ.

Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.

Особое внимание в рабочей программе заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.

Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.  

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

                   При обучении математике учащихся с НОДА  важное значение имеет индивидуальный подход. Целесообразно подбирать для каждого ученика задания в соответствии с его интересами и, самое главное, возможностями.


Фрагмент календарно-тематического планирования

п/п

Тема урока

Основное  содержание

Предметные умения

УУД

Числа от 1 до 1000 (14часов)

Повторение изученного в 3 классе.  Нумерация натуральных чисел.

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—3действия. Устные и письменные приемы вычислений. Сложение и вычитание значений величин.

Узнают последовательность натуральных  чисел в пределах 1000. Сумеют записывать и сравнивать числа в пределах 1000, пользоваться изученной терминологией. Сумеют вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия.  Поймут правила порядка выполнения действий. Научатся выполнять  сложение и вычитание чисел в пределах 1000;

Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний:  предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные 

Помнить  цели урока после предварительного обсуждения

Нумерация натуральных чисел.

Чтение, запись, сравнение многозначных чисел. Разрядный состав чисел.

Сумеют записывать и сравнивать числа в пределах 1000, пользоваться изученной терминологией. Научатся записывать разрядные слагаемые трехзначных чисел, называть количество единиц каждого разряда.

Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний, предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные

Участвовать во фронтальной беседе, слушать и слышать других.

Регулятивные 

Удерживать учебную задачу в течение урока

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание.

Задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Сумеют выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные). Узнают способы нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого, множителя, делимого и делителя  на основе знаний о взаимосвязи компонентов арифметических действий.

Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

Коммуникативные

Научатся работать в группах

Регулятивные 

Самостоятельно выполнять задание  после предварительного обсуждения

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

Задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения, взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Научатся решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого, множителя, делимого и делителя  на основе знаний о взаимосвязи компонентов арифметических действий.

Коммуникативные

Познакомятся с правилами работы в группах

Регулятивные 

Научатся работать по плану при решении задачи;

анализировать свои действия;

рассуждать и логически мыслить.

Алгоритм письменного сложения и вычитания трехзначных чисел

Задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с  0 в середине

Сумеют выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел)

Коммуникативные 

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные

Составлять план решения проблемы совместно с учителем

Умножение трехзначных чисел на однозначное.

Письменные приемы вычислений. Задачи, решаемые умножением и делением.

Сумеют пользоваться изученной терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные.

Регулятивные

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Свойства умножения.

Переместительное и сочетательное свойства умножения, взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий; решение уравнений.

Сумеют пользоваться изученной терминологией решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные.

Познавательные Перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Умножение трехзначных чисел на однозначное.

Письменные приемы вычислений. Алгоритм письменных вычислений. Задачи, решаемые умножением и делением.

Сумеют выполнять письменное умножение трехзначных чисел на однозначные.

Коммуникативные

Взаимодействовать  с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Приемы письменного деления

Письменные приемы вычислений. Алгоритм письменных вычислений. Задачи, решаемые умножением и делением.

Повторят алгоритм и приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные.

Познавательные Перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Приемы письменного деления

Письменные приемы вычислений. Алгоритм письменных вычислений. Задачи, решаемые сложением, вычитанием, умножением и делением.

Научатся выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные.

Познавательные Перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Приемы письменного деления

Письменные приемы вычислений. Алгоритм письменных вычислений. Задачи, решаемые сложением, вычитанием, умножением и делением.

Сумеют выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные.

Познавательные Перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Что узнали. Чему научились.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000; умножение и деление трехзначных чисел на однозначные;  уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого, множителя, делимого и делителя  на основе знаний о взаимосвязи компонентов арифметических действий.

Сумеют пользоваться изученной терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления

Познавательные Перерабатывать полученную информацию,  рассуждать и логически мыслить.

Коммуникативные

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные

Работать по плану при решении задачи; анализировать свои действия.

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.


  1. Заключение.

Представленная адаптированная программа направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с НОДА, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы.

Программа носит комплексный характер и обеспечивает поддержку учащихся с особыми образовательными потребностями; выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего и специального образования, семьи и других институтов общества; интеграцию этой категории обучающихся в образовательном учреждении; оказание каждому учащемуся с НОДА комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья, психолого- педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательного процесса; создание специальных условий обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня.

Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями

здоровья в образовательных учреждениях представляет собой шаг к

обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного

образования. Независимо от социального положения, физических и умственных

способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому

ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

  1. Список использованной литературы.

1. Арсеньева М. В., Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю., Лопатина Л. В. Аппаратные методы диагностики в специальной педагогике: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Л. В. Лопатиной: Книга на CD-диске. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013.

2.  Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.

3. Инклюзивное образование. Выпуски 1-5. – М.: Центр школьная книга, 2010.

4. Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России. /Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. – СПб.: Изд-во РГПУим. А. И. Герцена, 2008.

5. Микляева Ю.В., Юганова И.В.. Психолого-педагогические основы интегрированного и инклюзивного образования. – М.: МГПИ, 2009.

6. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».

Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...

Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ.

Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ....

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы

В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА."Часть адаптированной образовательной программы" , Государственное бюджетное образовательное учреждение,Министерство образования и науки Российской Федерации. Сизых Елена Викторовна .

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГО...

Адаптированная образовательная программа по предмету «Математика» 4 класс, VIII вид

Адаптированная образовательная программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и...