Как научить ребёнка читать
методическая разработка на тему

Гарминова Наталья Ланцаевна

Эта статья поможет научить читать  ребёнка быстро и правильно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как научить ребёнка читать28.73 КБ

Предварительный просмотр:

КАК  НАУЧИТЬ  РЕБЕНКА  ЧИТАТЬ

(из опыта работы)

МКОУ  «Уланэргинская  С О Ш»

Учитель:  Гарминова  Н. Л.

2014 г.

Для меня все обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребенок в начальных классах хорошо овладеет техникой чтения, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.

        Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересовал меня с первых дней педагогической  деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры.

        Я стремлюсь к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на умственное, эмоциональное, эстетическое и речевое развитие, прививали интерес к книге, любовь к чтению, навыки и умения, полезные для жизни и дальнейшей учебы.

        Но несмотря на все усилия в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную нагрузку, что ведет к нежеланию читать  и в конечном счете к отставанию в учебе.

        Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребенка к чтению. Во время  разминки отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний, даю установку на выразительное чтение. Часто включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, упражнения, совершенствующие дикцию. Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В классе, например, в разминку входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слова по слоговой  таблице, игровые приемы: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена».

        Во II и III классах предлагаю детям успеть прочитать целое слово, словосочетание, которое я довольно быстро показываю на полоске бумаги. Как правило, это группа слов, включающая определенную орфограмму.

        Дети сообщают мне на «ушко», что они успели прочитать. Затем показываю  это же слово для контрольного чтения. Интересно упражнение «Бегущая лента». Изготавливается небольшой экран (полоска картона размером 500x200 мм с двумя прорезями). Дети нарезают длинные полоски бумаги, на которых записывают пословицы. Лента с пословицами  протягивается (или «бежит») в нужном темпе через прорези экрана. Оба указанных выше упражнения развивают скорость чтения, помогают целостному восприятию слова. Этой же цели служит игра «Кто скорее соберет пословицу?». На полосках бумаги по магнитной доске разбросаны слова пословицы. Надо быстро прочитать их и поставить в нужном порядке.

        В процессе разминки большое внимание уделяю работе над дикцией, над развитием техники чтения, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают скороговорки. В скороговорках необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек и оговорок. Проговаривать каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходить на шепот и лишь потом  –  вслух,сначала в медленном темпе, потом в быстром, но помнить о четкости произношения.

        В течении многолетних поисков была создана система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся. Она предполагает в процессе формирования навыков чтения вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделенные на три группы:

  • зрительное восприятие;
  • произношение;
  • понимание прочитанного.

        Первая группа упражнений направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

        Для восприятия буквенного состава слова используются тренировочные упражнения, начиная с букварного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слога, слова, подбираемые из текста учебника, например:

        1. Какая буква, слог, слово лишние:

  1. а, у, р, о, ы;
  2. ма, ра, ла, нн, са;
  3. река, речка, ручей, ручеек.

        2. Что общего в словах и чем они различаются?

          мел – мель, мал – мял, мыл – мил

        

        После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного – двух слов можно перейти к такого рода прочтению трех и более слов.

        Подобные упражнения нужно проводить вместе с предложениями, записывая их сначала так:

Лара

сама

мыла

раму

        

        Потом следует записывать таким образом:

Лара сама

мыла раму

        В послеазбучный период предложение можно разделить на синтагмы и записать стихотворным набором:

Дал агроном черенки

И научил,

Как их в землю вскопать,

Как поливать,

Как с крапивой бороться.

Гнездо у белки,

Как у птицы, устроено:

Из веточек,

Из сучьев.

        В дальнейшем учащимся для работы можно предложить небольшие тексты, оформленные таким же образом.

        С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция – основа четкости, понятийности речи, поэтому система упражнений включает в себя артикуляционную гимнастику, обработку гласных и согласных звуков упражнений на: сочетание тренируемого звука с гласным, со словами, содержащими тренируемые звуки; чтение чистоговорок и скороговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи и т. п.

        Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2–3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Вот некоторые упражнения:

                1. Чтение шепотом и медленно:

С (сь)

СА – са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

Су – су – су – было холодно в лесу.

Ас – ас – ас – у нас свет погас.

Усь – усь –усь - на лугу пасется гусь.

З (зь)

За – за – за – уходи домой, коза.

Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.

У зайки Бубы заболели зубы.

Р (рь)

Ра – ра – ра – Кате спать пора.

Ро – ро – ро – на полу стоит ведро.

Ры – ры – ры -  летают комары.

                2. Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца

Арта – арща

Арла – арча

Арха – аржа

        3. Чтение громко и быстро:

Гарь – парь – жарь

Дверь – зверь – червь

        4. Чтение пословицы или потешки:

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

        Упражнения третьей группы направлены на то, чтобы помочь начинающим чтецам быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения .

        Ребенок не может понять смысл хорошо известного ему слова в силу неразвитости техники чтения. Он прочитывает знакомое слово несколько раз и лишь потом осознает его значение. В связи с этим вводятся упражнения, способствующие синтезу восприятия слова и понимания его значения.         Упражнения первой группы , о которых  говорилось выше помогают в этом . С этой же целью используются и логические упражнения, в которых время для прочтения слов максимально сокращено , а ребенок  должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу : сопоставить, обобщить, сгруппировать и  т. д.

        1. Назовите одним словом :

Чиж , грач, сова, ласточка, стриж  -  …

Ножницы , клещи, молоток, пила  - …

Шарф, варежки, фуфайка,пальто  -  …

        2. Разделите слова на группы :

    а)        заяц

горох

ежик

медведь

капуста

волк

огурец

  б)     корова

шкаф

стул

коза

диван

овца

стол

   в)    апельсин

автобус

абрикос

яблоки

автомобиль

трамвай

        3. К выделенному слову подберите нужные  по смыслу слова:

Травы:клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

        Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово»:

        «Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала , а где попало , называя только страничку , остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац , который читает ведущий.

        «Мнимое слово» : учитель в ходе чтения неправильно произносит слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением .Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя , что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.Ведь обычно учитель поправляет ученика ,что лишает ученика возможности самоутверждения.

        Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы , как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель , и хорошо читающий ученик , можно использовать и грамзапись произведения.

        Большую пользу приносит и хоровое чтение.Здесь уже на равных работают все учащиеся:как быстро читающий, так и читающие медленно.

        Начиная с I класса мы ведем тетради по чтению.В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, самостоятельные работы по темам ,выписывают понравившиеся выдержки из произведений и делают рисунки к ним.В I классе делали схемы предложений, штриховку, печатали сочинения – миниатюры. Во II – III классах начали проводить тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты по текстам И. П. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором имеется шесть упражнений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно: по 1-2 буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. За это время при условии ежедневной работы оперативная память развивается настолько, что ребенок уже может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. 8-9 слов. Теперь он легко усваивает смысл предложений, читать ему становится интересно, а потому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

        Я глубоко убеждена: чтобы читать хорошо, надо много читать. В общей сложности за урок мои дети прочитывают во  II классе 8 – 9 страниц печатного текста. Где я беру на это время? Я считаю, что в работе над новым произведением необходимо акцентировать внимание детей на основных его достоинствах, а не углубляться в детальный его разбор, так как с этим текстом у детей есть возможность поработать еще и дома.

        В освободившееся время открываем «Читальный зал». У детей в портфеле всегда есть книга, которую они читают к уроку внеклассного чтения.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как научить ребёнка читать книгу"

Беседа на родительском собрании,что значит хорошая детская книга....

Как научить ребёнка читать?

Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научи...

Как научить ребёнка читать?

Ряд заданий и упражнений  на выработку навыка  беглого и осознанного чтения....

Как научить ребёнка читать.

 Рекомендации родителям....

Как научить ребёнка читать.

 Рекомендации родителям....

Как научить ребёнка читать.

 Рекомендации родителям....

Как научить ребёнка читать (рекомендации для родителей).

Как научить ребёнка читать (рекомендации для родителей)....