Олимпиады по русскому языку 1-4 класса
олимпиадные задания (4 класс) на тему

Чуйко Надежда Васильевна

Материал олимпиады по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНИМАНИЕ! Заполните таблицу:

Наименование направления олимпиады

(предмет)

Начальные классы

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Никандрова Алефтина Леонидовна

Должность (учитель…., воспитатель… библиотекарь..)

Учитель

Город, район

Киров

Место работы сокращенно по уставу

МОУ СОШ № 70

Телефон (домашний, рабочий, сотовый)

Дом. 33 – 00 – 35,  сот. 8 – 922 – 914 - 8907

Электронный адрес (e-mail)

aleftina_nikandr@mail/ru

.

                                                    БЛАНК ОТВЕТОВ на задания со стр. 4-13

№ вопроса

Варианты ответа

№ вопроса

Варианты ответа

1

б

26

3,4.5

2

г

27

а, в

3

а

28

1-б, 2-д, 3-а, 4-в, 5-г

4

г

29

а, в, г, д

5

а, г

30

а

6

г

31

2

7

а

32

а, б

8

в

33

1 3 2 7 4 5 6

9

г

34

3

10

б

35

1-б, 2-в, 3-г, 4-а, 5-д

11

а, г, д, ж

36

1-г, 2-а. 3-б, 4-в, 5-д

12

1-а, 2-е, 3-г, 4-д, 5-а

37

а, б, в, г

13

б

38

б, в

14

в

39

б

15

а

40

1-б, 2-г, 3-з, 4-в. 5-а. 6-е, 7-ж. 8-д

16

в

41

а, в, д, е

17

в, д. ж

42

б

18

1-в, 2-б, 3-а, 4-ж. 5-д. 6-з. 7-г. 8-е

43

а

19

в

44

20

а, б, г

45

в

21

б

46

а, б, г

22

1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г

47

в, б

23

1-в, 2-б, 3-а

48

в, г

24

2-в, 2-а. 3-б

49

г е з к л

25

а

50

б г д е

Общее количество баллов

  (выставляется жюри)

На электронный адрес  nklasspmo43@mail.ru    высылать только заполненную стр.2 и копию квитанции об оплате.

Задания (ответы записывать в бланк ответов стр. 2)

1. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выберите и запишите один верный ответ.

а) вклЮчит;

б) тОртами;

в) бантЫ;

г) каракУль.

2. В каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)? Выберите и запишите один верный ответ.

а) Узкая тропинка привела его к широкой песчаной площадке, вокруг которой стояли хижины.

б) Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником.

в) Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками.

г) И только к вечеру он нашёл объявление о свободной вакансии главного бухгалтера.

3. В каком варианте ответа в обоих словах есть суффикс -АРЬ-? Выберите и запишите один верный ответ.

а) сухарь, главарь;

б) дикарь, янтарь;

в) писарь, сударь;

г) рыцарь, январь.

4. Укажите существительное женского рода. Выберите и запишите один верный ответ.

а) кафель;

б) тюль;

в) шампунь;

г) фальшь.

5. Укажите два примера с ошибкой в образовании формы слова.

а) тремястами пятидесятью рублями;

б) шесть апельсинов;

в) много носков;

г) пять килограмм;

6.  В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выберите и запишите один верный ответ.

а) Он почему-то нас сразу (не)взлюбил.

б) Это была (не)ровная, но короткая дорога.

в) Какой (не)благодарный слушатель!

г) Ничем (не)нагруженные корабли вернулись в порт.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Планируя своё рабочее время,

а) необходимо выделить перерывы для отдыха.

б) снижаются перегрузки организма.

в) появляется потребность и в организации отдыха.

г) улучшается самочувствие.

8. В каком предложении не ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Настоящее исследовательское путешествие отрыв от близких и добровольное посвящение в одиночество.

б) Музыка универсальный язык человечества.

в) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

г) Сложная задача командовать сидящим с тобой за одной партой.

9. Дополните высказывание (выберите и запишите один верный ответ): «Современное обучение грамоте осуществляется .................. методом»:

а) звуковым;

б) звукобуквенным;

в) слоговым;

г) звуковым аналитико-синтетическим;

д) целых слов;

е) позиционным.

10. Продолжите высказывание (выберите и запишите один верный ответ):

«Орфографическая зоркость – это ...»:

а) умение проверять собственные письменные работы;

б) умение обнаруживать орфограмму;

в) умение определять тип орфограммы;

г) умение ставить орфографическую задачу и решать её.

11. Укажите четыре основных направления словарной работы в начальной школе:

а) обогащение словаря;

б) подведение частного понятия под общее;

в) подбор синонимов;

г) уточнение словаря;

д) активизация словаря;

е) объяснение значения слова через его состав;

ж) устранение нелитературных слов.

12. Установите соответствие между заданиями и типами упражнений, помогающими младшим школьникам учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи. Оформите ответ.

1. «Найдите слово, помогающее нам представить…»

а) Подбор слов

2. «Заменим слова автора…»

б) Лингвистический эксперимент

3. «Обнаружим неточности, ошибки…»

в) Трансформация конструкций

4. «Составим из данных слов…»

г) Редактирование

5. «Изменим порядок слов…»

д) Конструирование

6. «Подберите сами такие слова, которые …»

е) Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте

Ответ: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___; 4 - ___; 5 - ___; 6 - ___.  (Перепишите ответ в бланк ответов)

13. Продолжите высказывание (выберите и запишите один верный ответ):

«Эпос – это род литературы...»:

а) отражающий внутренние переживания героя;

б) рассказывающий о событиях из жизни персонажа в пространстве и времени;

в) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей.

14. Выберите два верных утверждения:

а) Былина – жанр драмы.

б) Особенность былины в том, что в ней изображена в обобщённых образах историческая реальность.

в) Для былины характерно сочетание реальных картин и персонажей с вымышленными.

г) Типичный приём повествования в былине – лирическое отступление.

15. Какой вид звукописи использован автором в следующих строках?

Грохочет эхо по горам,

Как гром, гремящий по громам. (Г. Державин)                                

Выберите и запишите один верный ответ.

а) аллитерация;

б) ассонанс.

16. Укажите средство художественной выразительности, отличающее басню от других жанров. Выберите и обведите один верный ответ.

а) сравнение;

б) метафора;

в) аллегория;

г) гипербола.

17. Выберите из перечисленных приемов три вида творческих работ.

а)        викторина;

б)        сжатый пересказ;

в)        музыкальное иллюстрирование;

г)        проблемный анализ;

д)        пересказ от лица одного из героев произведения;

е)        прогнозирование содержания текста;

ж)    драматизация.

18. Восстановите  порядок  работы  учащегося при  подготовке выборочного пересказа. Оформите ответ, запишите  в бланк ответов.

а) Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

б)  Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж (это событие).

в) Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

г)  Составляю пробный рассказ (вслух или мысленно).

д) Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

е) Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

ж)Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитываю отмеченные отрывки.

з) Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

Ответ: 1) ___; 2) ___; 3) ___; 4) ___; 5) ___; 6) ___; 7) ___; 8) ___ .

19.  Продолжите высказывание (выберите и запишите один верный ответ):

« ... – речевое произведение, содержащее глубокий анализ книги, статьи, спектакля, кинофильма и пр., его критическую оценку».

а) отзыв;

б) очерк;

в) рецензия;

г) тезис.

20. Укажите, какие три из указанных ниже текстов являются произведениями научно-познавательной литературы:

а) И. Соколов-Микитов «Русский лес»;

б) К. Паустовский «Великий сказочник»;

в) И. Тургенев «Воробей»;

г) К. Паустовский «Какие бывают дожди».

 21.  Какова особенность формулировки содержания задачи (из предложенных выбрать полный ответ): «50 кг краски упаковали в 10 банок. Сколько потребуется банок для упаковки 35 кг краски?» Выберите и обведите один правильный ответ:

а) требование задачи сформулировано в вопросительной форме;

б) требование задачи сформулировано в вопросительной форме и содержит в себе часть условия задачи;

в) в задаче недостаточно данных для выполнения требования (не сказано как упаковывали краску в банки – поровну или нет) и часть условия включена в одно предложение с требованием, которое сформулировано в вопросительной форме.

22.  Расположите последовательно следующие этапы работы над задачей, оформите  и запишите ответ:

а) запись решения задачи;

б) последующая работа над задачей;

в) работа над содержанием задачи;

г) запись ответа на вопрос задачи;

д) поиск решения задачи.

Ответ: 1____ ; 2____; 3____ ; 4 ____; 5 ____.

23.   Укажите последовательность переходов при решении задачи, оформите и запишите ответ:

а) знаково-символическая модель;

б) словесная модель;

в) мысленная модель.

Ответ: 1____ ; 2____; 3____ .

24.   Соотнесите учебно-методические комплекты и фамилию автора учебника по математике, оформить и запишите ответ:

1) УМК «Перспективная начальная школа»    а) Башмаков М.И.

2) УМК «Планета знаний»                                 б) Рудницкая В. Н.

3) УМК «Начальная школа XXI века»              в) Чекин А. Л.

 

25. Составная задача – это:

а) задача, которая состоит из нескольких простых задач, связанных между собой;

б) сложная, трудная задача;

в) задача, которая решается в два или более арифметических действий.

26.   Выберите и запишите три пункта, соответствующих содержанию алгебраического материала:

1) понятие числа;

2) действия над числами;

3) правила порядка действий;

4) сравнение чисел;

5) уравнения.

27.    Учащиеся, составляя обратную задачу к задаче: «В одной коробке 15 карандашей, а в другой на 5 карандашей меньше. Сколько карандашей во второй коробке?», составили такую задачу: «В одной коробке 15 карандашей, а в другой на 5 карандашей больше. Сколько карандашей во второй коробке?".   Какие ошибки допустили ученики – обведите и запишите верные ответы:

а) заменили отношение между данными;

б) не изменили числовые данные;

в) не изменили вопрос задачи.

28.    Установите соответствие между видом приёма и его теоретической основой, оформите и запишите ответ:

1) 7+5              а) переместительное свойство сложения;

2) 13-9             б) конретный смысл действия сложения;

3) 4+8              в) свойство вычитания  суммы из числа;

4) 42-5             г) свойство вычитания числа из суммы;

5) 48-30           д) взаимосвязь между компонентами и результатом.                        

                                      действия сложения;

Ответ:  1____ ; 2 ____ ; 3 ____; 4 ____; 5____.

29.   Выберите  четыре скалярные величины, запишите ответ:

а) масса;

б) скорость;

в) длина;

г) площадь;

д) время.

30.    Стержневое  понятие, вокруг которого строится весь курс математики в начальной школе (запишите ответ):

а) число;

б) действия над числами;

в) задача;

г) величина.

31.   Кто из авторов учебников математики для начальной школы предлагает  технологию деятельностного метода (запишите ответ):

1) Аргинская И.И.

2) Петерсон Л. Г.

3) Истомина Н. Б.

4) Александрова Э.И.

32.   Укажите (запишите) варианты правильных ответов:

В процессе изучения курса технологии у детей формируется понятие о технологии, как:

а) мастерстве, умении выполнять интересные творческие задания;

б) процессе превращения ненужных материалов и сырья в нужный продукт;

в) способах преобразования человеком того, что дает ему природа для жизни;

г) способах создания условий для комфортной (удобной) жизни;

д) науке о преобразовании материалов, сырья и энергии в необходимый продукт.

33.   Восстановите   текст определения и запишите порядок слов в бланк ответов. «Метод проектов - это ………………  обучения, гибкая ………………… организации учебного процесса, ориентированная на творческую ……………….. личности учащегося, ………………. его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под ………………… учителя, обладающих объективной или субъективной ………………., имеющих практическую ……………………».

1. модель

2. самореализацию

3. система

4.  контролем

5. новизной

6. значимость

7. развитие

34. На каком этапе работы над проектом в рамках урока технологии осуществляется определение основной проблемы и выделение подпроблем, посильных для решения младшим школьникам. /Что самое трудное в работе над проектом?/ Обведите ответ:

1) выбор темы проекта;

2) выбор оптимального варианта конструкции изделия;

3) разработка технологии изготовления изделия;

4) оформление проекта;

5) защита проекта.

35.  Закончите предложение, оформите и запишите ответ:

1) Не оставляй ножницы…                    а)...за пальцами левой руки.

2) Не держи ножницы ...                        б)...в открытом виде.                                  

3) Не режь ножницами…                       в)  ...концами вверх.                                

4) При работе следи…                            г)... на ходу.                                                                

5) Передавай ножницы только              д)… в сторону товарища.    

в закрытом виде кольцами...                            

Ответ:  1____ ; 2 ____  ; 3 ____ ; 4 ____ ; 5 ____ .

36.  Установите соответствие, (оформите и запишите ответ):

1) осевая линия;                                      а).         

2) линия видимого контура;                  б).        

3) линия построения и размерная;        в).            

4) линия невидимого контура;              г).          

5) линия сгиба  на развёртках.              д).        

Ответ:  1____ ; 2 ____ ; 3 ____; 4 ____ ; 5 ____.      

37.  Выберите (запишите) четыре фамилии учёных, занимавшихся разработкой методики трудового обучения в последние десятилетия:

а) В.П. Кузнецов;

б) В.Г. Машинистов;

в) Н. Е. Цейтлин;

г) Н.М. Конышева;

д) К. Д. Ушинский.

38.  Укажите (запишите) две фамилии авторов концепции метода проектов:

а) Р. Штейнер;

б) Дж. Дьюи;

в) У. Кильпатрик.

39.   Прозрачная бумага, используемая для копирования чертежей, надписей и пр. – это (запишите правильный ответ):

а) пергамент бумажный;

б) калька;

в) папиросная бумага.

40.   Установите последовательность процесса изготовления изделия из папье-маше, оформите и запишите  ответ:

а) склеивание частей изделия;

б) подготовка модели и покрытие её жирной смазкой;

в) разрезание подсохшего слоя папье-маше;

г) покрытие модели кусочками влажной бумаги без клея;

д) окрашивание и раскрашивание изделия;

е) шлифование поверхности;

ж) огрунтовка изделия;

з) оклеивание модели рыхлой увлажнённой бумагой.

Ответ: 1____ ; 2 ____ ; 3 ____; 4 ____ ; 5 ____; 6____; 7____; 8____.

41. Выберите и запишите четыре верных положения, которые относятся к правилам сбора гербарных растений:

а) собирать нужно только массовые виды местных растений;

б) аккуратно, не повредив корневую систему (травянистых растений), можно взять один образец редкого вида для пополнения школьной коллекции;

в) сбор осуществляют в сухую погоду для сохранения естественной окраски;

г) травянистые образцы собирают со всеми органами; от деревьев и кустарников отделяют ветки 30 см с листьями, цветками, плодами;

д) в каждый гербарный лист (рубашку) вкладывается рабочая этикетка с указанием видового названия растения, места и времени сбора;

е) срезанные (выкопанные) растения расправляют и закладывают в рубашку (газетный лист), которую потом помещают под гнет, пресс (в папку).

42.   Какое дерево на территории России всех раньше зацветает? (Выберите и запишите ответ):

а) береза;

б) ольха;

в) осина;

г) ель;
               д) липа.

43.   Укажите  три группы распределения континентов по их отношению к экватору (Выберите и запишите ответ):

а) Евразия и Северная Америка;

б) Южная Америка и Северная Америка;

в) Африка и Южная Америка;

г) Антарктида и Австралия;

д) Африка, Австралия, Южная Америка и Антарктида.

44.   Выберите и запишите ответ, в котором число соответствуюет количеству климатов на Земле:

а) 9;

б) 12;

в) 7;

г) 6.

45.   Выберите и запишите самое холодное море России:

а) море Лаптевых;

б) Белое море;

в) Восточно-Сибирское море;

         г) Чукотское море;
        д) Берингово море;

е) море Лаптевых;        

               ж) Баренцево море.


46. Выберите и запишите три признака своеобразия строения млекопитающихся:

 а) самки вынашивают своих детенышей и выкармливают их своим      

     молоком;

 б) тело покрыто шерстяным покровом;

 в) имеют внешний скелет;

 г) имеют дифференцированные зубы.

47.   Выберите и запишите два положения, обозначающих значение витаминов для организма человека:

               а) препятствуют вторжению вредоносных воздействий внешней  

    среды во внутреннюю среду организма;

б) выполняют важнейшие регулирующие функции;

в) способствуют обмену веществ;

г) способствуют транспортировке кислорода;

д) дают все необходимые элементы.

     

48.  Выберите и запишите два из перечисленных видов письменных источников, которые могут использоваться в процессе ознакомления младших школьников с обществоведческим материалом:

а) документы повествовательно-описательного характера;

б) актовые документы – юридические, хозяйственные, политические,            

    программные;

в) памятники художественного слова;

г) историческая беллетристика.

49.  Выберите и запишите шесть пунктов содержания работы по ознакомлению школьников с обществоведческим (историческим) материалом, соответствующего 1-й ступени обучения:

а) история отдельных народов;

б) биография выдающихся личностей;

в) изложение материала по принципу подробной развернутой «ленты  

    времени»;

г) описание ярких фактов родной истории;

д) изучение правил общения, развитие коммуникативных умений;

е) картина развития человечества;

ж) обращение к внутреннему миру человека;

з) раскрытие причинно-следственных связей;

и) социологические обобщения;

к) изучение норм поведения в обществе;

л) обязательная краеведческая основа в изложении материала;

м) история цивилизаций.

50.  Выберите и запишите 4 положения зависимости  отбора наглядных средств к уроку окружающего мира

а) от субъектного опыта детей;

б) от целей;

в) от удобства организации анализа;

г) от способа организации деятельности учащихся;

д) от готовности к восприятию нужного материала;

е) от возрастных особенностей младших школьников.



Предварительный просмотр:

Тест 4 класс  Правописание окончаний имён существительных единственного числа.

1. На какие вопросы отвечают имена существительные предложного падежа?

        А. О КОМ? О ЧЁМ?

        Б. КОГО? ЧЕГО?

        В. КОМУ? ЧЕМУ?

2. В окончаниях каких слов пишется буква Е?

        А. из деревн…                        Г. у матер…

        Б. на (этом) дерев…                Д. у лошад…

        В. На (этой) карт…                Е. к лошадк…

3. Что является орфограммой?

        А. Ударные падежные окончания существительных.

        Б. Безударные падежные окончания существительных.

4. Как пишутся безударные и ударные окончания существительных одного типа склонения?

        А. одинаково.

        Б. по-разному.

5. В каком падеже имена существительные требуют предлогов К, ПО?

        А. в родительном

        Б. в дательном

        В. В предложном

6. В окончаниях каких слов пишется буква И?

        А. к Даш…                        Г. на топол…

        Б. в Сибир…                Д. в тетрадк…

        В. о мышк…                Е. о мыш…

7. Вопросы КОГО? ЧЕГО? Являются вопросами какого падежа?

        А. родительного

        Б. дательного

        В. предложного

8. С какими предлогами употребляются имена существительные предложного падежа?

        А. к, по

Б. о, об, в, во, на

        В. с, от, до, из, без, у, для, около

9. Безударные падежные окончания существительных – это…

        А. орфограмма

        Б. не орфограмма

10. Как проверить безударное падежное окончание имени существительного?

        А. подобрать имя существительное с ударным окончанием

        Б. подобрать имя существительное с ударным окончанием того же типа склонения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиада по русскому языку для 3 класса

Помещены материалы для  олимпиады  по русскому языку ....

Олимпиада по русскому языку в 1 классе

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Олимпиады по предмету способствуют воспитанию познавательного интереса у детей и помогают определить их уровень з...

Олимпиада по русскому языку во 2 классе

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Олимпиады по предмету способствуют воспитанию познавательного интереса у детей и помогают определить их уровень з...

Олимпиада по русскому языку в 3 классе

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Олимпиады по предмету способствуют воспитанию познавательного интереса у детей и помогают определить их уровень з...

Олимпиада по русскому языку в 4 классе

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Олимпиады по предмету способствуют воспитанию познавательного интереса у детей и помогают определить их уровень з...

Олимпиада по русскому языку в 3 классе

Олимпиадные задания помогут определить уровень творческой подготовки учащихся по русскому языку....

Олимпиада по русскому языку во 2 классе

Олимпиада по русскому языку для учащихся 2 класса....