Новые технологии развития и обучения учащихся в свете ФГОС начального образования
статья (4 класс) на тему

Леонова Светлана Григорьевна

В статье рассказывается о ИКТ технологиях, применяемых в начальных классах лицея .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leonova_s_doklad.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Леонова С.Г

Новые технологии развития и обучения учащихся  в свете ФГОС начального образования

 

Внедрение в образовательный процесс ФГОС  требует тщательного анализа педагогической деятельности. Каждое образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребѐнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.  Для реализации государственного стандарта в начальном образовании должны быть созданы благоприятные условия в свете современных требований. В каждой школе должно быть  достаточно развивающего оборудования, методического и дидактического материала для образовательной деятельности, создана современная предметно-развивающая среда.  Целью деятельности учителя в  современных условиях является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий. Сегодня педагогу недостаточно знаний о существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда, педагогу необходимо знание как минимум трех принципиально различающихся технологий: продуктивной (предметно-ориентированной), щадящей (личностно- ориентированной), технологии сотрудничества (партнерства). Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет саморазвитие ребенка. Среди педагогических технологий, используемых в лицее  можно выделить здоровье сберегающие педагогические технологии: технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Здоровье сберегающую технологию мы рассматриваем как «сертификат безопасности» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровье сбережения. Применяются здоровье сберегающие технологии: физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств,  образовательные - воспитание культуры здоровья школьников; сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), динамические паузы, релаксация); обучения здоровому образу жизни   Используемые  методы отличаются высокой профилактической эффективностью, не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов,  не сложны в выполнении.  

Технология проектирования и использование метода проектов в лицее с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества учащихся и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Проектная деятельность в лицее становится приоритетной. Критерием того, что данный принцип работает, является живое, активное, заинтересованное участие учащихся в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство педагога, а совместная (партнерская) деятельность учителя и ребенка - основа взаимодействия субъектов. Развитию личности ребѐнка способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение младших школьников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления.  Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. он даѐт возможность ребѐнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции школы  и семьи в совместной творческой деятельности.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, формирования личностных качеств. Педагоги  начальных классов используют в работе с учащимися ситуации, ориентированные на личностное развитие, а именно: ситуации успеха, ситуации обращения к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания и другие. Педагоги не мешают ребенку творить. Они находятся рядом с ним во время процесса, принимают и понимают его позицию, бережно относятся к результатам детского творческого труда. Создание комфортных условий, атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания - этим обусловлен отказ от традиционных уроков. Развивающая среда, состоящая из ряда центров (сенсорный центр, центр математики центр строительства, центр искусства и др.) способствует организации содержательной учебной деятельности учащихся.

 Информационно-коммуникативные технологии плодотворно используются на уроках в начальных классах лицея.  Хорошо,  что в лицее есть  компьютеры, мультимедийный проекторы, интерактивные доски, ноутбуки,  а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Применяемые  информационно-коммуникационные технологии можно разделить на мультимедийные презентации; информационно-обучающие компьютерные программы; тестирующие программы. Сегодня  ИКТ позволяет: показать  информацию на экране , что вызывает у учащихся огромный интерес,  в доступной форме, ярко, образно преподносится школьникам материал; можно  привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но при этом  не перегружать материал ими; способствовать развитию у учеников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов; поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение урока с использованием видеофрагментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.

Материал поможет педагогам в организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС и заставит взглянуть на внеурочную деятельностьучащихся как на социально-пе...

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.                             ...

Технология интерактивного обучения в условиях реализации ФГОС начального образования

Презентация по теме " Технология интерактивного обучения "...

«Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС начального образования»

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока....

Новые подходы к оценочной деятельности учащихся в свете требований ФГОС

В новых образовательных стандартах одно из ведущих мест занимает вопрос оценки. В ООП НОО школы в первом разделе системе оценки достижения планируемых результатов  отводится целая глава. Именно п...

Выступление на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования"

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования....