Конспект занятия в старшей группе Тема: «Лекарственные растения».
план-конспект на тему

Мудрак Ольга Васильевна

Цели.  Познакомить детей с лекарственными растениями; правилами сбора, применения и охраны растений; научить различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик, цикорий и др.; учить ценить и беречь красоту природы; развивать речь, логическое мышление, память; закрепить знания правил поведения в природе, делать выводы.

Оборудование:  Фонограммы "Голоса леса",  П.И. Чайковский "Июнь" из альбома "Времена года";  открытки: лекарственные растения;  гербарий; книги, фотоальбомы, образцы лекарственных растений;  воспитатель– дед Лесовик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx82 КБ

Предварительный просмотр:

Лекарственные растения.

Подготовительная группа

Цели.  Познакомить детей с лекарственными растениями; правилами сбора, применения и охраны растений; научить различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик, цикорий и др.; учить ценить и беречь красоту природы; развивать речь, логическое мышление, память; закрепить знания правил поведения в природе, делать выводы.

Оборудование:  Фонограммы "Голоса леса",  П.И. Чайковский "Июнь" из альбома "Времена года";  открытки: лекарственные растения;  гербарий; книги, фотоальбомы, образцы лекарственных растений;  воспитатель– дед Лесовик.

                                                             ХОД   ЗАНЯТИЯ.

Лесовик:  Сегодня мы совершим прогулку. Куда? Догадайтесь!


Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук,
И, тысячи ладошек.


Дети:  Это лес.


Лесовик:  Молодцы! Можно отправляться в путь. Но еще мы должны помнить, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определенные правила поведения. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто живет здесь. Здесь тоже нельзя вести себя как на ум взбредет. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришел в гости к природе.
Лесовик – хозяин леса.  Я хочу знать, все ли ребята знают эти правила.
  Правил таких много, о них написаны целые книги, но сегодня я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил поведения в природе.


Лесовик показывает природоохранные знаки, дети отвечают.


 *Не оставляй после себя мусор.
 *Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
 *Помни: бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
*Не ломай зеленые ветки и деревья, не качайся на них.
 *Не повреждай кору деревьев.
 *Не разоряй муравейники и птичьи гнезда.
 *Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.
 *Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
 *Не рви цветов в природе для букетов.


Лесовик:  Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
   Не разжигайте костры, берегите лес от пожара.  Помните: из 1 дерева можно сделать 1 млн спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу. Не шумите в лесу. Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу, и умножать ее богатства. И, конечно, надо учить этим правилам других. Ну а теперь добро пожаловать в лес.


Лесовик читает стихи под фонограмму музыки П.И. Чайковского "Июнь" из альбома "Времена года".


Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!


Лесовик:  Почему мы с лесом дружим,
                         Для чего он людям нужен?


Дети:  Лес – это наше богатство!
            Лес – это наряд нашей Земли.
            Там – где лес, всегда чистый воздух.
            Лес – это дом для зверей и птиц.
            Лес – это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
           Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.

 Физкультминутка:

1. Ходьба с подниманием рук вверх и вниз, хлопки.

Только в лес мы зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.

 

2. Ходьба на внешней и внутренней частях стопы с покачиванием влево, вправо.

Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем,
И вразвалочку идем.

3. Ходьба с поднятием рук.

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

4. На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.

Звучит фонограмма "Голоса леса".


Лесовик:  Ну, вот и попали вы в сказочный лес. Лес этот полон прекрасных чудес. Мы на лесной поляне. Но далеко не всем путешественникам везет в походе. Иногда пойдут ребята на экскурсию или в лес за грибами – и вдруг кто-нибудь натрет ногу или поранит ее. Что делать? Вперед идти тяжело, а до дому не дойти. И аптеки поблизости нет. Как же быть?  В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений,  используемых в медицине. Только надо их знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.


Много трав растет полезных,
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.


Лесовик:  А, если  болит сердце, чем его лечить? При болезнях сердца помогают капли ландыша. (Показывает образцы.)


Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
И этот звон услышат луг,
И птицы, и цветы вокруг.

Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы используют для изготовления духов и одеколона, мыла.


Лесовик:  Обратите внимание, плоды ландыша и всё растение ядовиты. При болезнях сердца используют и корень валерианы.

А, если  плохой аппетит. Что делать? Вам поможет корень одуванчика. (Показывает образец.)

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
Он заметный, золотой,
Постарел – и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.


Лесовик:  Ребята, а как вы думаете, почему так назвали цветок – одуванчик?


Ответы детей.


Лесовик:  А еще вам поможет корень цикория, он возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. (Показывает образец.)

От усталости и хвори,
Помогает нам цикорий.
Если кто-то захандрит,
Чай с цикорием взбодрит.
Стебель, лист, цветы и корень
Даром дарит нам цикорий,
Дарит, словно шубу с плеч.
И поэтому, ребята,
Надо нам его беречь.
Без потребности не резать,
Не топтать, не рвать, не жечь.


При плохом аппетите вам поможет полынь.
(Показывает образец.)


Лесовик:  Что делать если часто болеешь ангиной. Какие лекарственные растения  помогут вылечиться?
               
И если случится тебе простудиться,
               Привяжется кашель, подымется жар,
               Придвинь к себе кружку, в которой дымится,
               Слегка горьковатый душистый отвар.
               Знакомые с детства, родные ромашки.
               Вот легкий поповник у нашей реки.
               Как белые звезды средь розовой кашки,
               В букете сияют его лепестки.
              Он любит – не любит ответить нам может.
              И глянет приветливо желтым глазком.
              Вот эта ромашка знакома нам тоже,
              Ее мы лекарственным другом зовем.

Лесовик обращает внимание детей на то, как отличить лекарственную ромашку от ложной.


Лесовик:  Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле, при ангине используется календула. (Показывает образец.)


Лесовик:  От болезни желудка, какое растение поможет излечиться?

                 Вам поможет тысячелистник. (Показывает образец.)
               Каждый лист разбит на дольки.
               Подсчитай-ка, долек сколько?
               Тут легко со счета сбиться.
               У кого желанье есть
               Дольки снова перечесть?


Препараты из этого растения применяются при различных заболеваниях желудка, для остановки внутренних и наружных кровотечений.

 При желудочных заболеваниях, головной боли применяют чай из кипрея. http://nsc.1september.ru/2002/19/4.gif


Когда на просеке в июльский зной
Проходишь ты меж кочками и пнями,
Кипрея лепестки перед тобой
Мелькают, словно розовое пламя.
Когда в лесу наткнешься невзначай
На море лепестков в цветочной пыли,
Ты скажешь: "А ведь это иван-чай,
Его когда-то наши предки пили".

Лесовик:  Какое растение поможет вам в походе при ранении?
Путника друг подорожник,
Скромный невзрачный листок.
(Показывает образец.)
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство,
Тут же на тропке у ног.


Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой,
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку,
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны,
И прибавит сил.
http://nsc.1september.ru/2002/19/2.gif


 Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.


Лесовик:  А как вы думаете, почему так назвали это лекарственное растение?
Ответы детей.

Физкультминутка.

 А вы, наверное, устали?

 Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как гуси, зашипели: "Ш-ш-ш!"
И, как зайки, поскакали,
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.

 

Лесовик: Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.

Дети:  Шиповник. Витаминное средство.

Лесовик: Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.

Дети: Душица, чабрец.

Лесовик: Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

Дети: Малина. От простуды.

 

Лесовик: В сенокос  горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

Дети. Рябина, калина – витаминное средство, используется при простуде, кашле.

Лесовик:  Молодцы! Все загадки отгадали и дали верные ответы. Да, все это лекарственные растения. С их помощью человек может лечить и предупреждать различные болезни. Лекарственные растения разнообразны. Их собирают и сдают в аптеки. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вред природе. Некоторые лекарственные растения люди специально выращивают.  Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
– Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.
Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.
Цветки собирают в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале, сокодвижения, когда она хорошо отделяется.

Правила сушки лекарственных растений

  • Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем.
  • Листья кладут черешками в одну сторону.
  • Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают.
  • Три-четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.

Лесовик:  И в заключение вы сейчас попробуете напиток и определите, из какого растения он приготовлен.


Дети:  Настой шиповника.


Лесовик: Ребята, вы молодцы, я жду вас еще к себе в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе Лепка сюжетная Лукоморье

Консект занятия в старшей группе Лепка сюжета Лукоморье...

Конспект мероприятия в старшей группе. Тема: «Лето».

Цели:  закреплять знания о безопасности на природе, в быту и в экстремальных ситуациях.Задачи:закрепить знания детей об окружающем мире; о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; о безопасном ...

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Знакомство с числами 8 и 9"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№3с.Верхнеяркеево муниципального района Илишевский районРеспублики Башкортостан...

Конспект занятия в старшей группе рисование "Дети делают зарядку"

Учить детей рисовать человека в разных спортивных позах....

Дымковская игрушка" конспект занятия в старшей группе

учить расписывать шаблон по мотивам дымковской росписи....

Конспект занятия для старшей группы "Зимушка - зима"

Конспеки занятия для страшей группы по развитию речи "Зимушка - зима"...