Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Сидоренко Марина Николаевна

Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема урока

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Тип урока

Урок открытия нового знания

 (учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности)

Цели

1) Развивать познавательный интерес обучающихся, познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал обучающихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог), умение оценивать результаты своей деятельности; учить работать со справочной литературой, применять в работе ранее полученные знания;  определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя

2) Познакомить с правилом обозначения безударного гласного звука буквой, с единообразным написанием корня в однокоренных словах; формировать умения определять безударные гласные в слове, находить букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова

3)  Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; патриотические чувства: любви к Родине, к родной природе

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • первоначальное представление о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
  • позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, как к показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • навык овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств их осуществления;

• способность решения проблем творческого и поискового характера;

• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

• логические действия анализа, сравнения, синтеза, обобщения, построение рассуждений;

• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

• умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

• навыки принятия и освоения социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

• эстетические потребности, ценности и чувства;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Орфограмма, корень слова, однокоренные слова, форма одних и тех же слов, ударение, ударные и безударные гласные, проверочное и проверяемое слово.

Оборудование

Учебник «Русский язык». Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 6-е изд.-М.:Просвещение, 2016., рабочая тетрадь «Русский язык» для 2 класса (часть 1),  компьютер, карточки с заданиями, наглядный материал, осенние листочки  для определения настроения и анализа своей деятельности.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

учителя

обучающихся

1

Организационный момент.

Мотивация.

Личностные  (формируются на каждом этапе урока): формировать положительное отношение к учёбе и учителю, формировать доброжелательное отношение к одноклассникам.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

В школу мы пришли учиться.

С маленькой удачи начинается большой успех.

Давайте поприветствуем всех:

Наших гостей,

А также своих друзей!!

Улыбнитесь нашим гостям и  друг другу!

Сядут тихо те ученики  класса, кто готов сегодня на уроке узнать что-то интересное и новое для себя.

Какими мы должны быть на уроке, чтобы узнать новое и интересное?

Дети приветствуют гостей, улыбаются друг другу.

Дети садятся на свои места.

Обучающиеся подбирают прилагательные (внимательными, любознательными и т. д.)

2

Актуализация субъективного опыта

 Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме

Метапредметные:

 работать с информацией и преобразовывать её

Развитие речи

Умение работать со справочной литературой (словарь)

На доске стихотворение:

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора...

                                А. Пушкин

О каком времени года написал эти строчки А. Пушкин?

Запишите их в тетрадь.

Используя знания и умения по предыдущей теме «Звуки и буквы», закодируйте слово «осень».

Осень какая? Подберите слова, которыми её можно описать.

Запишите названия осенних месяцев.

Что общего у этих слов?

Как проверить, правильно ли мы их записали?

Фронтальная работа

Высказывают предположения

Списывание, самопроверка

Кодировка слова номером буквы в алфавите.

Подбор прилагательных

Запись слов, проверка по словарю. Взаимопроверка.

3

Восприятие и осмысление обучающимися нового материала

Коммуникативные:

строить учебный диалог

Умение анализировать группу слов, выделяя общее, находя отличное

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение

Регулятивные УУД:

действовать по образцу, правилам ведения диалога

Метапредметные:

 работать с информацией и преобразовывать её

Задание «Вставь букву»

Что происходит с природой в это время года? (опадают листья)

Осень, осень-листопад

Листья с дерева летят.

Листики, падая с деревьев, закрыли буквы. Ваша задача: вставить пропущенную букву.

Тр..ва, л..сток,  цв..ты,  р..са, д..жди, сн..жок.

Вспоминаем, что опасное место в слове называется «орфограмма».

Чем эти слова похожи на предыдущие, чем отличаются?

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Куда мы можем обратиться, чтобы проверить свои предположения? (к учебнику)

Прочитайте тему урока в учебнике.

Что означает слово «правописание»?

Что нужно , чтобы правильно писать данные слова?

(нужно знать правило)

В тетрадях на печатной основе на с. 41 найдите упражнение № 88.

 Прочитайте стихотворение, выделите строчки, в которых звучит правило.

Физминутка

«Листья осенние»
Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, расставив руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят. (Движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках.)
 

Дети отвечают на вопрос, используя диалог-цепочку.

Строят устное высказывание-предположение с объяснением своей точки зрения.

Проверяют, сняв лист.

Называют сходства и отличия

Высказывают предположения

Сообщают тему и цель урока (при затруднении обращаются к учебнику

 с. 93)

Выделяют строчки, в которых содержится правило

Дети выполняют движения физминутки

4

Первичная проверка понимания

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ

Личностные:

учиться понимать точку зрения другого

Предметные:

умение распознавать проверочное и проверяемое слова

А сейчас вы поработаете в парах. Вспомним правила работы в паре.

Правила работы в паре:

1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Если не понял, переспроси.
4. Своё  несогласие высказывай вежливо.

Все ли безударные гласные требуют проверки для правильного написания?

Проанализируем слова: река, гора, спина, туман, сады, дымок, прямой, слёзы, слюда, этаж.

На листочках с осенними листьями, обозначьте цветом только те листья, на которых записаны буквы, которые требуют проверки.

Работа с электронным приложением.(3)

Подберите проверочное слово к слову «дожди».

Кто-то подобрал слово «дождь», кто-то «дождик».

Кто прав?

Послушаем объяснение. Работа с электронным приложением.(1)

 Проверочные и проверяемые слова. Работа с электронным приложением.(2)

Работают в паре

Выборочное списывание

Обозначают цветом листья с буквами: а, о, и, е, я

Вставляют пропущенные буквы

Подбирают проверочные слова

Высказывают свои мнения

Соотносят проверочное и проверяемое слова

5

Первичное закрепление

Коммуникативные:

высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку

( П, Л) Соотносят новый материал со своими предположениями. Определяют направления для самостоятельного изучения (по желанию).

Хотите проверить, чему научились сегодня?

Упражнение № 89 на с. 41 в рабочей тетради.

Проверка при помощи вееров с буквами.

 Работа с электронным приложением.(7)

Упражнение № 144 на с. 94 в учебнике.

Физминутка для глаз.

Упражнение № 143 на с. 94 в учебнике.

 Работа с электронным приложением.(4)

Показывают букву, которую нужно вставить при помощи вееров с буквами

Выполняют задания в тетради.

Высказывают свои предположения и мнения; проверяют себя с. 96

6

Анализ

Регулятивные (подведение  итогов своей познавательной, учебной, практической         деятельности.)

Сегодня мы совершили увлекательное, познавательное путешествие в мир русского языка, узнали много нового.

По дорогам страны Грамматики вам часто будут встречаться безударные гласные - на протяжении всех лет обучения в школе. На следующих уроках мы продолжим с вами изучение этой темы.

Подведите итог урока, закончив предложения:

«На уроке я узнал ….»

«Мне на уроке удалось…..»

«Мне бы хотелось похвалить……..»

«Самым интересным на уроке было…»

Ответы на вопросы:
-Над чем ты задумался на уроке?

-О чём хочешь узнать больше?

Какие возникли вопросы?

Где найти на них ответы?

Домашнее задание: с. 96  упр. 146.

 Можно записать одно проверочное слово, а можно несколько.

Соотносят новый материал со своими предположениями.

Определяют направления для самостоятельного изучения (по желанию).

 Оценивают результаты работы на уроке.

Строят высказывания:

Я научился…..

Теперь я хотел бы ещё узнать…

7

Рефлексия

К

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Осознают свою деятельность. Л

Оцените свою работу на уроке. Вы видите листочки разного цвета. Выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке: жёлтый лист, если у вас всё на уроке получалось, вы со всем справились, зелёный , если в чём-то вы затруднялись, красный -  вам нужна была помощь. Прикрепите их на дерево.

Игра «Хлопки»

Хлопают в ладоши те,:
- кто про себя может сказать, я активно работал на уроке;
- кому на уроке было интересно?
- кому урок подарил хорошее настроение?

 Вы молодцы! Спасибо за урок.

Самооценка.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Создаётся панно «Осеннее дерево»






Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

 Вы посмотрели урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». По форме это комбинированный урок, по типу – учебное занятие-урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности, урок-исследование.

В классе по списку 25 учеников, класс достаточно сильный; большая часть детей были хорошо подготовлены к школе. Есть дети со слабо развитыми познавательными процессами, с недостаточной мотивацией к обучению. Один ребёнок находится на домашнем обучении, два ученика являются детьми с ОВЗ. В отношение детей с ОВЗ был осуществлён индивидуальный подход (при объяснении, оказании помощи, выполнении самостоятельной работы),  подготовлены специальные задания, снижены требования к уровню подготовленности (базовый, повышенный не рассматривался).

Данный урок является одним из  уроков в разделе «Звуки и буквы», в процессе которого мы учились определять безударные гласные в слове, находить букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова .

Цели урока:

     1) Развивать познавательный интерес обучающихся, познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал обучающихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог), умение оценивать результаты своей деятельности; учить работать со справочной литературой, применять в работе ранее полученные знания;  определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя

     2)  Познакомить с правилом обозначения безударного гласного звука буквой, с единообразным написанием корня в однокоренных словах; формировать умения определять безударные гласные в слове, находить букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова

     3)   Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; патриотические чувства: любви к Родине, к родной природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

• первоначальное представление о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических;

• позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, как к показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

• навык овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств их осуществления;

• способность решения проблем творческого и поискового характера;

• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

• логические действия анализа, сравнения, синтеза, обобщения, построение рассуждений;

• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

• умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

• навыки принятия и освоения социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

• эстетические потребности, ценности и чувства;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В ходе организационного момента был дан общий настрой ученикам, формировалось положительное отношение к учёбе и учителю,  доброжелательное отношение к одноклассникам.  

На познавательном этапе обучающиеся учились вести учебный диалог, ставить цели, слушать других, принимать точку зрения другого, высказывали предположения, работали с информацией, преобразовывали её, соотносили свои предположения с новым материалом.

На заключительном этапе урока систематизирован и обобщен материал урока, дано домашнее задание, а так же выяснено, что ребятам понравилось, какие трудности возникли, подведены итоги учебной, познавательной деятельности.

Для активизации деятельности были использованы:

  • стихи и загадки;
  • работа в парах, в группах;
  • вопросно-ответная работа;
  •     физминутки;
  • упражнения на развитие внимания и памяти;
  • взаимопроверка;
  • упражнения по воспитанию осознанной дисциплины.

Развитие познавательных процессов проходило в течение всего урока, на разных этапах.

 Развитие речи было предусмотрено при построении устных высказываний, при составлении словосочетаний и предложений,при работе с текстом, при построении учебного диалога.

Кроме того закреплялись навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.

В урок так же включен  гражданско-патриотический модуль: воспитание любви к Родине, к родной природе, использованы методы позитивного общения.

 Стараюсь, чтобы все мои уроки были здоровьесберегающими, поэтому создавала благоприятную психологическую обстановку на уроке, провела несколько скрытых динамических пауз.

Итог урока был подведен с помощью детей, оценивание, на мой взгляд, объективное, объем домашнего задания является оптимальным.

На данном уроке я использовала следующие приемы и методы:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

-- метод словесной передачи информации и слухового восприятия через прием беседа;

-- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия через демонстрацию видеороликов и презентации;

-- метод передачи информации через практическую деятельность, через самостоятельную работу с учебником, заданиями.

2. Методы стимулирования и мотивации:

-- эмоциональные методы (похвала, поощрение учащихся);

-- познавательные (работа со словарем);

-- социальные (создание ситуации взаимопомощи).

3. Методы контроля и самоконтроля:

-- самостоятельная работа;

-- индивидуальный контроль;

-- взаимоконтроль;

-- самоконтроль.

На уроке прослеживались межпредметные связи: литературное чтение,окружающий мир, ИЗО.

На уроке были использованы следующие технологии:

-- Коммуникативно-диалоговая;

-- Элементы развивающего и проблемного обучения;

-- Личностно-ориентированные;

-    ИКТ.

Они просматривались на протяжении всего урока, в каждом виде деятельности, так как предусматривают развитие речи учащихся, заставляют думать, наблюдать, сравнивать, побуждают к действию, учат делать выводы.

На мой взгляд, время на уроке распределено рационально, все, что было запланировано, выполнено. Все этапы урока я старалась связать логически, так, чтобы они работали на достижение цели и задач урока.

Думаю, что поставленные цели реализованы в полном объеме, тема на данном этапе изучения усвоена, дети ушли с урока, получив новую порцию знаний и, надеюсь, заряд хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык», 2 класс, тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

     Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» по программе "Школа России". Урок- путешествие.  ...

Презентация к уроку. Русский язык , 2 класс. Тема : "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"

Презентация.   Русский язык, 2 класс . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"

Технологическая карта урока русского языка 1 класс на тему : "Слова помощники"...