Собрание для родителей будущих первоклассников
консультация на тему

Якушева Елена Владимировна

Поступление в школу – это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания, в огромной мере это зависит не только от учителя, но и от родителей будущего первоклассника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации для родителей31.25 КБ

Предварительный просмотр:

- Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников! Очень приятно видеть вас. Мы с вами заинтересованы в школьных успехах пока вашего  ребёнка, т.к. скоро он станет и нашим, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора, и ещё обсудим несколько организационных вопросов.

В жизни ребёнка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и  в один миг её не одолеть. Даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы или как в данном  случае ШРР. Хотя, безусловно, педагоги в этих заведениях на высоком уровне способствуют формированию основ будущих способностей малышей, закладывают полезные навыки и привычки, способствуют развитию интеллекта.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, т.к. оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка.

Он должен привыкнуть:

  • К новому взрослому, к коллективу;
  • К новым требованиям;
  • К повседневным обязанностям.

Поступление в школу – это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания, в огромной мере это зависит не только от учителя, но и от вас, дорогие родители.

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего

  • желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;
  • развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;
  • развития речи и фонематического слуха.

Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, или  других каких – либо  центрах подготовки детей к школе. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка - дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.

Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:

– О ком или о чём произведение?

– Кто понравился и чем?

– Как бы ты поступил на месте героя?

– Продолжи сказку (рассказ).

– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?

– Нарисуй свой рисунок.

(В школе дети не знают многих сказок)

Речевое развитие детей 6-7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3,5-7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов.

(Проблемы в школе)

Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определенный запас знаний, основанный на его жизненном опыте.

 Ребенок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребенок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д.

Нужно ли учить ребёнка читать и писать?

Министерство образования не рекомендует учить детей читать, усматривая в этом перегрузку для детей данного возраста. Кроме того, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.

Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.

Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисть руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями:

раскрашивание;

вырезание;

штриховка;

лепка;

застёгивание и расстёгивание пуговиц;

завязывание и развязывание лент;

перекладывание мелких игрушек;

закручивание и раскручивание гаек;

перебирание крупы;

мозаика.

Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?

Детям в школе надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.

Серьёзное отношение семьи к подготовке ребёнка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребёнка желания многое узнать и многому научиться, воспитание в детях самостоятельности, интереса к школе, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

 «Как преодолеть страх ребенка перед школой».

1.Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».

2.Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе.

3.Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.

4.Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

5.Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый.

6.Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

- Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми, т.е. семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.

Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок еще пока учится управлять собой. Организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых.

Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.(первые недели в школе на самотек или самостоятельность)

Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И, естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

Для некоторых детей оказываются  школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.

Родители ребенка до 6-7-летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»), на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Советы родителям:

Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.

Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребенком (три книжечки за неделю – достаточно).

Выпишите или покупайте детские  журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.

Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой… и многое другое в школе придется делать самому, да ещё и в условиях ограниченного переменой времени.

Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится человек более авторитетный,  чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

Важно, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте.  Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребёнка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.

Не думайте за ребёнка. Помогая ребёнку выполнять задание, не вмешивайтесь во всё, что он делает. Иначе ребёнок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребёнка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, т.к. будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребёнка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребёнка проблемы с речью, посетите логопеда.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать несложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребёнка будет хорошее настроение.

Воспитание детей – сложный процесс. Одно из самых надёжных средств – добрый пример родителей. Чаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа детства.

Задача начальной школы — поддержать в ребенке его жажду знаний и научить учиться. Детям очень интересно познавать мир, им во всем хочется разобраться. Если взрослые доброжелательно и терпеливо отвечают на все их бесконечные «зачем?» и «почему?», если для ребенка создается среда, в которой он свободно может пробовать, сомневаться и ошибаться, то его естественное любопытство перерастет в любознательность и интерес к жизни. В наше время родители серьезно относятся к вопросу определения ребенка в школу. В нашем городе нет возможности выбора школы, т.к. она одна, но школа  на хорошем счету ( за начальную школу не надо волноваться - все учителя сильные, опытные).

При выборе учителя нужно смотреть, — любит ли он детей, уважает ли в ребенке личность. В идеале учитель ищет индивидуальный подход к каждому ребенку, не сравнивает детей друг с другом, не ставит свое отношение к ребенку в зависимость от его успеваемости и поведения, следит за тем, чтобы отношения между учениками строились на взаимопомощи, а не на конкуренции. Тогда дети с удовольствием ходят в школу, где их ждут не только новые знания, но и друзья.

Раньше во всех отечественных школах математику и русский преподавали по одинаковым учебникам, сейчас на страже знаний стоят учебные программы или учебно-методические комплексы (УМК). Как правило, по выбранной программе ребенок занимается с 1 по 4 класс, т.е. всю начальную школу. Сегодня в образовательной сфере представлено около 10 таких учебных программ. Все это разнообразие регулируется федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Если программа соответствует ФГОС, то ее учебные материалы получают одобрение Министерства образования и науки и затем попадают в специальные перечни допущенной учебной литературы.

Различия между УМК нужно искать в содержании. Еще девять лет назад программы делились на традиционные и развивающие. Сейчас это деление стало условным, т.к. все программы ориентируются на активность ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Однако, если вы где-то услышите, что какую-то  программу называют традиционными, а другую  — развивающей, пусть вас это не смущает, сейчас все программы выравниваются между собой.

Нередко бывает, что в одной школе приняты сразу несколько систем: параллельные классы обучаются по разным программам.

Однозначного мнения о том, какая программа лучше, нет ни у родителей, ни у учителей. Согласно различным неофициальным опросам, в российских школах лидирующие позиции занимают "Школа России" и "Школа 2100".

В нашей школе в первых классах дети будут учиться по программе  «Школа России» и «Перспективная начальная школа».

Заранее ознакомиться с тем, что представляет из себя программа, вполне реально: посмотрите информацию на официальных сайтах Министерства образования и ФГОС, пообщайтесь с другими родителями.

Информация о том, по какой системе и  в каком классе будут учиться дети станет известна в мае. Списки классов будут вывешены в начальной и большой школе, после собеседования, которое пройдет в апреле в д/о и чуть позже для детей, которые не посещали д/с и ШРР. Собеседование = это не тестирование детей. Для педагогов это  возможность увидеть уровень подготовленности детей и как дети умеют работать в группе.

Вкратце расскажу о программах.

Программа начальных классов «Школа России» – классическая общеобразовательная, известная всем ученикам из Страны Советов. Исключений никаких нет – она рассчитана на всех. Немного осовремененная нестандартными задачами и заданиями, развивающими логическое мышление, она усваивается детьми легко и особых проблем не представляет. Цель – воспитание духовно-нравственного начала в юных гражданах России. Особенности программы Школа России Развитие таких качеств, как ответственность, терпимость, сопереживание, доброта, взаимопомощь. Привитие навыков, имеющих отношение к труду, здоровью, безопасности жизнедеятельности. Создание проблемных ситуаций для поиска доказательств, для предположений и формулирования своих выводов, для последующего сопоставления полученных результатов с эталоном. Вундеркиндом ребенку быть не обязательно – программа доступна каждому. Однако, пригодится готовность трудиться в любой ситуации и способность к самооценке.

Источник: http://www.colady.ru/uchebnye-programmy-nachalnoj-shkoly-kakaya-podojdet-dlya-vashego-pervoklassnika.html

Программа «Перспективная начальная школа» —Цель – развитие логики и интеллекта. Особенности программы Перспективная начальная школа Отсутствие необходимости зубрежки теорем/аксиом современных учебников. Дополнительные занятия по внеучебной работе. Помимо основных предметов – еще десять часов спорта, музыки, рисования. Сверхспособностей ребенка для данной программы не требуется – она подойдет любому.

Источник: http://www.colady.ru/uchebnye-programmy-nachalnoj-shkoly-kakaya-podojdet-dlya-vashego-pervoklassnika.html

Учебники выдает школа. Если покупать, то может быть Рабочие тетради на усмотрение учителя. Об этом вы узнаете на собрании будущих первоклассников, которое обычно проходит в июне. Там вы уже точно будете знать в каком классе будет обучаться ребенок и получите возможность общения со своим педагогом. С 1 февраля начался прием документов в школу (у секретаря в большой школе) Если у вас принципиальное желание на определенную  программу или учителя, то при приеме заявления обязательно напишите об этом. По возможности (я повторяю по возможности) школа примет это во внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект первого собрания для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей будущих первоклассников ...

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Собрание проводилось пред началом занятий по подготовке к школе...

Первое собрание для родителей будущих первоклассников.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».                 ...

материалы для собрания с родителями будущих первоклассников " Готовность ребёнка к школе"

Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако  в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакоми...

Презентация к собранию для родителей будущих первоклассников "Предшкола нового поколения "

Презентация "Предшкола нового поколения" позволяет наглядно показать суть ФГОС II поколения, отражает главные аспекты современного образования в начальной школе, даёт необходимые характерист...

Родительские собрания для родителей будущих первоклассников.

1. "Готовность к школе". Часто родители недоумевают, почему про ребёнка говорят, что он не совсем готов к школьному обучению, ведь ребёнок умеет достаточно хорошо читать и считать....

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....