Экологическое воспитание
методическая разработка (2 класс) на тему

Клавдия Ильинична Томилова

На примере исследовательской работы учащегося прослеживается процесс формирование экологической компитеньности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tomilova_k._i._ekologiya.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДРУЖБЫ С ПРИРОДОЙ

Томилова Клавдия Ильинична,

учитель начальных классов МБОУ «НШДС № 13»

г. Байкальска, Иркутской области

          Экологические проблемы приобретают все более широкое распространение. Актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Поэтому воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней.

Эффективное формирование экологической компетентности возможно в рамках курса «Окружающий мир». Данный курс предоставляет широкие возможности для формирования у детей младшего школьного возраста фундамента экологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Но многим детям этого недостаточно. И тогда  приобретает актуальность поиск средств, технологий, методов обучения и диагностики экологического образования, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетентности.    

Главная цель работы по формированию экологической культуры в начальной школе - развитие и укрепление в детях чувства доброты и любви по отношению к природе, чувство доброты и терпимости по отношению друг к другу.

На примере исследовательской работы ученика 2 б класса Шевцова Артемия «Все начинается с дружбы с природой»  рассмотрим процесс формирования экологической культуры в начальной школе:  «Эта дружба началась, когда я еще не учился в школе и не знал, что такое Экология. Мы с мамой любим путешествовать. Однажды в Турции, когда мама попросила меня вынести мусор - я увидел множество контейнеров.  Я не справился с заданием и поспешил задать вопрос , в какой контейнер нужно выбрасывать мусор, и почему так, ведь у нас такого нет. Мама мне объяснила, что во многих странах мусор перерабатывается для сохранения природы,  для этого бумагу нужно класть в один бак, стекло в другой, пищевые отходы в третий. Тогда я впервые задумался, что беречь надо не только игрушки, но и природу. Мой дедушка и бабушка живут в Утулике.  Из разговоров взрослых я слышал  «Леший, охотник, Семен Устинов, эколог, писатель», я думал это  разные люди. А когда я пошел в школу,  моя учительница познакомила нас с книгой «Эколог Леший и его друзья».

В классе мы прочитали несколько рассказов о животных, и тогда я узнал, что автор Семен Устинов, эколог, писатель, охотник и Леший – это  один человек и живет он в Утулике. Семен Климович Устинов – заслуженный эколог и писатель России. Уже полвека С.К.Устинов занимается просветительской деятельностью, в основном, с детьми. Он выступает за экологическое воспитание молодежи и  необходимость возрождения традиций бережного отношения к природе родного края. Я узнал, что слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» - дом и «логос» – наука. Эколог - наблюдает за состоянием окружающей нас природы и защищает ее. Еще я узнал, каким должен быть эколог – он должен  много знать и уметь  вести переговоры,  отстаивать свою точку зрения. Я думал, смогу ли я стал настоящим экологом? Мы с учителем и мамой составили список личностных качеств. Не все еще у меня есть, но я стремлюсь, чтобы стать именно таким. Я узнал, что есть две  большие организации, которые занимаются охраной природы – это международные организации Юнеско и Гринпис.

     Теперь знаний у меня стало больше. Но мой пример оставался по–прежнему Семен Устинов, я узнал, что он пишет статьи в журнал «Сибирячок».  Я полюбил этот журнал, и мне захотелось, чтоб все узнали о его существовании и читали его. Мы с мамой стали участниками фотоконкурса  «Сибирячок  у меня в гостях». Я мечтал,  как Семен Климович попасть на страницы журнала . И моя мечта сбылась! Я стал победителем, и моя фотография появилась в 5 номере журнала «Сибирячок» и   в газете «Байкал - новости».   Моя учительница всегда направляет  меня и предложила  участвовать в олимпиадах « Человек и природа» и  «В мире животных». Мне было очень интересно.  И результат радовал всех. Я стал другими глазами смотреть на природу, какая она у нас красивая. Еще одно наше семейное увлечение – это фотография, мы пытаемся запечатлеть самые красочные картины природы. Клавдия Ильинична  посоветовала отправить фото на конкурс «Твой след на Земле». Мы всей семьей решали, какие выбрать фотографии - их набралось много. Мама помогла их собрать их в альбом. И снова наши работы получили высокую оценку жюри!

    Я участвовал в проекте «Вода» и делал несложные опыты. Но в этом году я решил провести опыты серьезнее. Мне помогала мама и Клавдия Ильинична. Так мы определи чистоту  воды и воздуха в нашем городе.  Как в домашних условиях можно определить чистоту воды? Мы взяли чистую воду и с примесями. Затем добавили несколько кристаллов марганцовки. Мы видим, что грязная вода окрашивается в темный цвет, а чистая имеет розовый цвет. Вывод 1.Вода озера Байкал чистая, без примесей;
2. Самостоятельно можно легко определить чистоту воды.

 Чистоту воздуха можно определить с помощью

- одуванчика лекарственного,

- хвои сосны,

- снежного покрова,

 - и лишайника на стволах деревьев.

 С закрытием БЦБКа воздух стал заметно чище и свежее. Об этом говорят некоторые факторы: 

  • количество прямых парашютиков у одуванчика 100-110 шт.
  • цвет иголочек сосны зелёный без крапинок.

 Снег в нашем городе белоснежный это видно на фотографиях,  снимки которых я делал в районе ДДТ и по дороге на Байкал, каждое второе дерево покрыто лишайником, что говорит о чистоте нашего воздуха.

Результатами я всегда делюсь с одноклассниками, некоторые из них помогают мне. Мы хотим сохранить нашу природу и озеро на берегу  которого мы живем. Указом президента 2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ. Мы планируем продолжить работу в этом направлении - пригласить Семена Климовича Устинова в наш класс и познакомиться с ним лично. 

За последние два года я много узнал об экологии:

  • Что Профессия Эколог очень познавательная интересная и нужная;
  • Мы научились определять  чистоту воды;
  • Мы узнали, как определять чистоту воздуха и выяснили, что воздух в Байкальске чистый;
  • Мы учимся беречь и заботиться о природе каждый день».

Младший школьный возраст является удачным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе и для развития экологической компетентности ребенка. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать экологическую компетентность с раннего возраста.        

Список литературы:

  1. Абрамова М. Как наше слово отзовется // Воспитание школьников. – 2005. - N 1. - С. 55-58.
  2. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. - N 6. - С. 79-82.
  3. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. - М. : ВЛАДОС , 2004. - 191 с.
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2256121-КХ
  4. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. - N 10. - С. 16-24.
  5. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "окружающий мир" // Начальная школа. – 2007. - N 9. - С. 25-28.
  6. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. - 2009. - N 11. - С. 59-63.
  7. Федоров Г. М. Учебно-методический компонент по экологическому образованию для детей Севера // География и экология в школе XXI века. – 2007. - N 5. - С. 53-57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»

Статья о  понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»...

Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....

Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»

В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры

Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....