Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе
проект по теме

Митрофанова Елена Георгиевна

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_proekty_v_nachalnoy_shkole.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания

Митрофанова Елена Георгиевна,

МБОУ Масловская основная общеобразовательная школа

Современная школа - это учреждение, в котором происходит социализация, становление ребёнка как личности, место, где формируется жизненная позиция, мировоззрение человека.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методы проектно-исследовательской деятельности  определены им как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.   Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной  школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии  «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

         Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет структуру и содержание основной образовательной программы начального общего образования, частью которой является  программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного  образа жизни обучающихся.  

Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.

Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологической культуры необходимо в раннем возрасте, как отметил М.Кинг «Нужное дело надо делать вовремя».

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! 

При реализации  экологического проектирования ребенок проходит три стадии:

во-первых, открытие многообразия природы, эмоционально-чувственное отношение к наблюдаемым объектам;

во-вторых, период исследования экологических связей («Все связано со всем»);

в-третьих, пора раздумий, размышлений и действий.

Включать школьников в проектно исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. В начале – доступные исследования, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения, математики и во внеурочное время. Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Часто она конкретная, узкая и задается в форме вопроса: «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?», «Откуда в снежках грязь?»  

В 1-ом классе много коллективных проектов: «Звериная азбука», «Цветочная азбука» (после  изучения алфавита), «Островки радости» (дизайн-проект цветочной клумбы). При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.

Во 2-х классах появляются самостоятельные проекты экологической направленности: «Откуда пришли комнатные растения?», «Моя безопасность», «Еда без вреда», «Зимующие птицы нашего города», «Экология класса» и др.

В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской  работы каждого ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы. Вот  тематика некоторых из них: «Мастерская природы», «Были о пыли», «В защиту сорняков», «Люди и мусор. Кто кого?»,  «Экология школы, или Школа, в которой я бы хотел учиться»,  «Экологическая обстановка микрорайона школы», «Проект детской площадки».   Ребята активно участвуют в   составлении сборников «Экологические игры и загадки», «Эко-галерея» (для 1-2 классов),  выпуске справочников «Красная книга родного края», «Метеобюро по народным приметам»,  подготовке Календаря экологических дат. Проводят экологические акции «Каждой пичужке по кормушке», «Нет вредным привычкам», «Чистый посёлок», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Вода – чудесный дар природный» и др.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Теоретические знания, полученные ребенком на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведение собственных исследований, наблюдений, умение обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведения.

  Реализация экологического проекта «Моё дерево» предполагает интегрированный подход. В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось и при разработке программы, методики исследований школьников. Обобщение же полученного материала проводится в форме сочинений, рассказов, сказок, рисунков, бесед с использованием художественной литературы.

         Таким образом, программа работы над проектом предусматривает использование для целей экологического образования и воспитания не только специальных уроков окружающего мира и экологии, но и уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства, технологии и т.д.  На уроках, совместно с учителем, ученики обсуждают характер заданий, методику наблюдений и обобщают полученный материал.

Сами исследования ведутся во внеурочное время, тем самым снимается проблема выделения дополнительного времени на уроках. Практическую исследовательскую  деятельность делю на три этапа:

 1 Подготовительный этап. (Экскурсии, беседы, объяснение задач, выбор объекта исследования, имя дерева, работа с родителями).
           2 Исследовательский этап. (Знакомство с деревом, изучение коры, ствола, изучение кроны, листьев, изучение цветов, семян, изучение почвы) Для этого я использую различные наводящие вопросы.

3 этап. Обобщение материалов (Написание сочинений, составление сказок, составление рекламы дерева, можно организовать и праздник дерева. Все результаты исследования оформляются на усмотрение самого ученика).

В конце работы над проектом детям следует предложить составить рекомендации, по охране дерева, уходу за ним и т д. После работы в рамках проекта у детей сформировалось положительное эмоциональное  отношение к деревьям, они поняли последствия воздействия людей на объект исследования, у них возникла естественная потребность помочь своему другу-дереву, защитить его; они осознали роль деревьев в природе и жизни человека.

        Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности.

1) Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников  заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность. Проектно-исследовательская деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и  между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками .

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. Используя проектно–исследовательскую технологию в системе уроков окружающего мира УМК «Школа России», учитель сможет как решать образовательные, познавательные, развивающие и коммуникативные задачи, так и воспитывать гражданина достойного своей Родины. Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).

         Внедрение элементов технологии проектно-исследовательского обучения в учебный процесс дало положительные результаты. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве.

         Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.

Литература

1. Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П.Сеничева, А.В.Сорокина.– Вологда,2004.–72 с.–(ВИРО).

2. Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников//Начальная школа.–2003.–№ 6.–С.23–26.

3. Климентьева О.В. Формирование экологического мировоззрения в начальной школе на межпредметной основе//Детство.–2003.–№ 1.–С. 35–38.

4. Кропочева Т.Б. Проведение экологических исследований в начальной школе//Начальная школа плюс до и после.–2008.–№ 3.–С.81– 84.

5. Куприна Л.Е. Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы: [опыт школ № 27 и 70 г.Тюмени]//Начальное образование.–2009.–№ 1.–С.43–47.

6. Рыжова Н.А. Экологический проект "Мое дерево".–М.: ООО "Карапуз-дидактика", ТЦ "Сфера",2006.–256 с.: ил.– (Программа "Наш дом – природа").–В пер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Экологическое воспитание в начальной школе

Цели, задачи и методы экологического воспитания младших школьников....

Экологический проект "Сдай батарейку - спаси планету" в начальной школе

Описание экологического проекта в начальной школе по сбору опасных отходов....

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....