Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов
методическая разработка по окружающему миру (3,4 класс) по теме

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего впечатления.

 

 

Задачи:

  • научить любить и понимать окружающий мир
  • бережно относится к животному и растительному миру.
  • понимать добро и зло, роль человека на Земле.

 

Цель:

  • углубление экологических знаний,
  • развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы,
  •  воспитание гуманного отношения к природе,
  • чувства ответственности за все живое на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_raz._ekologiya_3-4_kl..doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров»№368

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

разработала: Куликова О.В.

воспитатель ГПД

Москва 2011

Начальное экологическое воспитание

Пояснительная записка

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы раннего впечатления.

Начальное воспитание складывается из общения с ближайшим окружением и его наблюдением. В этом возрасте очень способствуют развитию экологического мышления - народные сказки, книги о животных, о растениях, рисование, живопись, настольные экологические игры. Природные законы, в том числе экологические, надо подавать легко в доступной для понимания форме.

Чтобы достичь таких результатов не нужно предлагать младшему школьнику целый комплекс сложных биологических и социальных взаимодействий в природе. Естественнее дать ему некоторую систему экологических аксиом, лежащих в основе конструкции природной жизни.

Эти новые, закладывающиеся в детях представления,  могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, уменьшат число экологических катастроф и, в конечном счете, видимо, продлят жизнь человечества на нашей планете.

Задачи:

  1. научить любить и понимать окружающий мир
  2. бережно относится к животному и растительному миру.
  3. понимать добро и зло, роль человека на Земле.

Цель:

  1. углубление экологических знаний,
  2. развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы,
  3.  воспитание гуманного отношения к природе,
  4. чувства ответственности за все живое на Земле.

Методы обучения

Основные методы и формы организации изучения:

  1. рассказ-беседа,
  2. сюжетная игра,
  3. сказки и видеофрагменты сказок
  4. экскурсия,
  5. рисование и раскрашивание.
  6. настольные игры
  7. игры с компьютерной поддержкой
  8. использование разнообразных интерактивных технологий
  9. простые опыты, наблюдения
  10. учебные пособия, с использованием фольклорных и сказочных материалов.
  11. фильмы о животных

Этапы обучения

Тема 1 Зачем нужно учить  экологию?

Когда меня не было. История цивилизации. До чего дошел прогресс? Земля заболела. Спасти планету.

Тема 2  Мир в котором я живу

Лесные жители нашей местности. Животные в доме Наблюдения за животными в быту и на природе. Растения и деревья нашей местности.  Водоемы. Лес и поляны. . Жизнь почвы (черви, кроты)

 Помощь братьям своим ближним.. Приспособление  к среде обитания и климатическим факторам.

Тема 3 Поведение в природе

 Незваные гости. Взаимодействия в природе  Человек  и его окружение. Животные и растения, занесенные в красную книгу. Правила поведения на природе.

Темы 4 Плодово-ягодные культуры

Что растет в саду и огороде? Кто живет в саду и огороде ? Цветы сада. Полезные советы. Спешите делать добро.

Основные требования к учащимся

Изучить: законы и правила популяционной экологии,. изменения в природе происходящие в результате деятельности человека.

Научить любить и понимать окружающий мир. Бережно относится к животному и растительному миру. Понимать добро и зло и роль человека на Земле.

Соблюдать: основные законы поведения в природе и быту

Иметь представление о:

изменениях, происходящих на Земле в связи с человеческой деятельностью.

Тематическое планирование

Тема

Форма проведения

Тема 1 Зачем нужно учить  экологию?

1

Когда меня не было

экскурсия в  музей

2

История цивилизации

«Происхождение органического мира»-фильм

3

До чего дошел прогресс

слайды

4

Земля заболела

рисунки

5

Спасти планету

сказка-быль

Тема 2  Мир в котором я живу

1

Лесные жители нашей местности

Слад-шоу

2

Животные в доме

эссэ

3

Наблюдения за животными в быту и на природе

рассказ-беседа

4

Растения и деревья нашей местности.

презентация

5

Водоемы.

наблюдения, опыты

6

Лес и поляны.

зеленая тропа

7

Жизнь почвы (черви, кроты)

наблюдения, опыты

8

Помощь братьям своим ближним.

слайды, фото

9

Приспособление  к среде обитания и климатическим факторам.

игра «Экологические кубики»

Тема 3 Поведение в природ

1

Незваные гости

фильм

2

Взаимодействия в природе

«Экологическая пирамида» - игра

3

Человек  и его окружение.

учебные пособия, с использованием фольклорных материалов

4

Животные и растения, занесенные в красную книгу.

слайд-шоу

5

Правила поведения на природе.

эссэ

Темы 4 Плодово-ягодные культуры

1

Что растет в саду и огороде?

ролевая игра

2

Кто живет в саду и огороде ?

рассказ

3

Цветы сада. 

слайды, фото

4

Полезные советы.

учебные пособия

5

Спешите делать добро. 

пословицы, поговорки, стихи

Желаемые результаты проекта

В результате необходимо сформировать экологическое  восприятие мира у младших школьников.  Человек в природе занимает определенное место  среди всех прочих животных. Человек - это не царь природы и не ее управляющий, а один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. Где-то он превосходит своих соседей, а где-то и они его. Не обладает человек силой медведя, скоростью гепарда, зоркостью орла, не должно у него проявляться высокомерия к своему живому окружению. Согласно экологической этике, все организмы нужны в этом мире, каждый делает свою важную работу по сохранению и продолжению жизни, и все они достойны любви и уважения.

 Чтобы достичь таких результатов не нужно предлагать  ребенку целый комплекс сложных биологических и социальных взаимодействий в природе. Естественнее дать ему некоторую систему экологических законов, лежащих в основе конструкции природной жизни. Показать неразрывную связь формы и функции.

Например:

 Животные, обитающие в дикой природе, очень хорошо к ней приспособлены. Они не мерзнут зимой, потому что имеют теплые шубки, и некоторые из них построили себе удобные дома, в которых не страшен никакой мороз. В жару они могут всегда находить себе прохладные места, где ее удобно переждать. Все они умеют хорошо передвигаться. Если имеются крылья, то существо обязательно летает, если есть плавники - плавает, если холодно, то приспосабливается,  если животное ест определенную еду, то у него обязательно есть определенные инструменты для ее переработки.

 Некоторые из них прекрасно копают землю или вырубают в стволе дерева уютное гнездо-дом. Есть животные и совсем необычные, они могут существовать в крепких растворах соли или плавать и жить в очень горячей, почти кипящей воде.

Все животные в природе легко находят для себя и своих детей разнообразную пищу. У них обязательно имеются приспособления для ловли добычи, если они хищники, или для того чтобы найти особенно вкусную траву, листья, корешки, - если они растительноядные. Если животное ест определенную еду, то у него обязательно есть определенные инструменты для ее переработки.

 Хищники преследуют свою добычу, но и добыча не дремлет и легко удирает от преследователя или так прячется, что ее и не разыщешь. Обычно хищник не получает на обед здоровое, сильное животное. Даже заяц, на которого охотятся все хищники из сказок, вовсе не живет в постоянном страхе. Он прекрасно защищен умением быстро бегать, хорошо слышать, маскироваться своей белой шубкой  зимой. И даже если лиса схватит за бок косого, у нее в зубах только клочок его шкурки и останется, а заяц сбежит. Так уж устроена его шубка, легко отрывается от нее клочок, и даже кровь из поврежденного места не идет. Не все звери охотятся на других или убегают от врагов. Многие дружат между собой. Одни помогают дом строить (дятел всем птицам дупла делает), другие еду запасать (тля муравью сладкую падь дает). Даже об опасности друг друга предупреждают (увидит кого-нибудь в лесу сорока, раскричится, все звери о пришельце узнают).

Так что звери в природе живут вполне счастливо, не мерзнут, от жары не страдают, хорошо едят, дружат между собой и успешно обороняются от врагов. Помогать им не нужно, главное - не мешать, им жить своей прекрасной звериной жизнью, не вмешиваться в их дела. У зверей можно многому научиться, они гораздо раньше человека придумали лыжи, ходули и массу других интересных приспособлений для передвижения, питания, создания уюта в своем доме. Не стоит считать их хуже человека, нужно с детства научиться уважать все живые организмы. Только это поможет человечеству долго жить на нашей прекрасной планете.

Законы эти просты, легко запоминаются, и будут служить той начальной отправной точкой, с которой ребенок будет  всегда следовать законам природы, без постоянной оглядки на сиюминутные потребности и блага.

1. Не рви цветы, не ломай деревья.

2. Не разоряй гнезда и муравейники.

3. Оберегай растения и муравейники.

4. Жги костры только в специально оборудованных местах; (костер обложен камнями, удален от деревьев, перед уходом костер затушить)

5. Не жги траву, так как от нее может загореться лес.

6. Не устраивай мусорных куч, все пустые банки и бутылки вместе с другим мусором унеси с собой из леса и выбрось в специально оборудованных  местах или закопай.

7. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.

8. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.

9. Не шуми и не тревожь обитателей леса. 

Литература

1. Довбня С.Е., Ердаков Л.Н., Молодцова З.В. Программа по экологии начальной общеобразовательной школы.

2.Играя, обучаемся Сб. мат. по экологическому просвещению. №2. ИСАР-Сибирь. - Новосибирск, 1999.

3. Ердаков Л.Н., Замулло А.П., Чубыкина Н.Л. Экология. Программы для средней общеобразо вательной школы. - Омск: ОмИПКРО, 1995.

4. Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. - Новосибирск: Книжица, 1997.

5. Ердаков Л. Как Эколобок путешествовал. Книжка-раскраска для преподавания экологии во 2-3 классе (оригинал-макет).

6. Ердаков Л. Как Эколобок путешествовал. Книжка раскраска для преподавания экологии в 4 классе (оригинал-макет).

Начальное обучение экологии проводится на материалах сказок, басен, а также рассказов писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Николая Плавильщикова, Николая Сладкова, Михаила Пришвина, Н.Зверева и др.

Интернет-сайты:

  1. http//kidlib.ru
  2. http:// ns portal.ru
  3. http://audioskazki.info/page/6/