Программа курса экологического воспитания учащихся 3-4 классов.
рабочая программа (3 класс) на тему

Разработана программа для учащихся 3-4 классов. В программе поставлены цели, задачи курса и ожидаемые результаты. В программе дано и тематическое планирование для 3 и 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_ekologicheskogo_vospitaniya.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

                        Программа курса экологического воспитания учащихся 3-4 классов начальной школы.

Начальное экологическое воспитание

Пояснительная записка

        Данная программа является составной частью плана учебно-воспитательной работы и включает следующие направления: формирование экологической культуры, исследовательская деятельность, проектная деятельность, приобщение к практической деятельности по охране окружающей среды.

        В век новых технологий человек перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведёт к её загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения.                                                                                                              

С раннего детства ребёнок проявляет интерес к объектам живой и неживой природы. Он радуется, увидев распустившийся цветок, восхищается подвижными жучками и бабочками, быстро бегающими муравьями. С каждым годом открывает для себя новый мир.  Острота экологических проблем выдвинула перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных богатств. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают  ещё и механизмы раннего впечатления.

Цель: формирование экологической культуры младших школьников и ответственного отношения к окружающей среде.         Задачи:

         - Стимулировать учащихся к постоянному наполнению знаний об окружающей среде.

           - Способствовать развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека.

          - Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить применять экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.

          -Вовлекать учащихся в практическую деятельностью по решению проблем окружающей среды.

      Чтобы достичь таких результатов не нужно предлагать младшему школьнику целый комплекс сложных биологических и социальных взаимодействий в природе. Естественнее дать ему некоторую систему экологических аксиом, лежащих в основе конструкции природной жизни.

         Эти новые, закладывающиеся в детях представления, могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, уменьшат число экологических катастроф и, в конечном счёте, видимо, продлят жизнь человечества на нашей планете.

           Возраст детей участвующих в реализации данной программы – учащиеся младшего школьного возраста 3-4 классов.

           Срок реализации программы: 2013-2015гг.

                  Режим занятий: одно занятие в неделю (кружок).

    Ожидаемые  результаты:

           В результате реализации программы по экологическому воспитанию младших школьников будут заложены основы сознательного отношения к природе, понимания взаимосвязи растений животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от воздействия внешних факторов деятельности человека. Дети станут добрее, овладеют навыками ухода за растениями и птицами.

            Основным критерием эффективности экологического воспитания явится участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.

 

                            Тематическое планирование

                                                    3 класс -32 часа                          

                             Раздел: Зачем надо изучать экологию

             Тема

   Часы

Форма проведения

   1

Когда меня не было

         1

Экскурсия в музей

   2

История цивилизации

         1

Фильм

   3

До чего дошёл прогресс

         1

Слайды

   4

Земля заболела

         1

Рисунки

   5

Спасти планету

         2

Инсценировка сказки

 

                            Раздел: Мир в котором я живу

           Тема

 Часы

Форма проведения

  1

Лесные жители нашей местности

       2

Слайд-шоу

  2

Животные в доме

       3

Проекты

  3

Наблюдения за животными в быту и на природе

     

      2

Рассказ- беседа

  4

Растения и деревья нашей местности

     

      2

Презентации

  5

Водоёмы

      1

Наблюдения

  6

Лес и поляны

      1

Слайды

  7

Жизнь почвы

      1

Наблюдения

  8

Помощь братьям своим ближним

      1

Слайды, фото

  9

Приспособление к среде обитания

      1

Игра

                              Раздел: Поведение в природе

              Тема

Часы

Форма проведения

  1

Незваные гости

     2

Фильм, игра

  2

Взаимодействие в природе

     1

Экологическая игра

  3

Человек и его окружение

     2

Экскурсия, рассказ-беседа

  4

Животные и растения, занесённые в Красную книгу

   

     3

Проекты

  5

Правила поведения в природе

     2

Сюжетная игра

  6

Спешите делать добро

     2

Конкурс

 

4 класс

 

                            Раздел: Экология и человек

               Тема

Часы

Форма проведения

  1

Природные ориентиры

   2

Экскурсия, рассказ-беседа

  2

Правила посадки растений

   2

Наблюдения, опыты

  3

Чему верить, что проверить?

   1

Беседа

  4

Экология родного края

   4

Выпуск газеты

                                   Раздел: Помоги природе

 №

                 Тема

 Часы

Форма проведения

  1

Осень и животные

   4

Устные журналы

  2

По заповедникам России

   2

Беседа

  3

Что мы знаем о зверях и птицах

   2

Викторина

  4

Школьникам об охране природы

   1

Сообщения

  5

Задачи по экологии

   4

Сюжетно-ролевые игры

                           Раздел: Природа вокруг нас

            Тема

Часы

Форма проведения

  1

Кроссворды о природе

   2

Конкурс

  2

Охрана природы

   2

Плакаты

  3

Закон об охране природы

   1

Рассказ-беседа

  4

Картины художников-пейзажистов

   1

Слайды

  5

Красная книга Сахалинской области

   2

Рассказ-беседа

  6

Как я берегу родную природу

   2

Презентации

Основные требования к учащимся.

Изучить: законы и правила популяционной экологии; изменения в природе, которые происходят в результате деятельности человека.

Научить: любить и понимать окружающий мир; бережно относиться к животному и растительному миру; понимать добро и зло; и роль человека на Земле.

Соблюдать: основные законы поведения в природе и быту.

Иметь представление:

об изменениях, происходящих на Земле в связи с деятельностью человека.

                 Для изучения данной программы имеется большая подборка методического материала:

  - эколого – психологические тесты;

  - приключенческо-познавательная игра «Сохраним природу - сохраним жизнь»;

  - познавательная игра-конкурс «Эти удивительные растения»;

  - игра «Земля – наш дом»;

  - поле чудес «Эти замечательные животные»;

  - интеллектуальная игра «Звёздный час»;

  - викторина «Эти забавные животные»;

  - экологические сказки;

  - занятие – исследование «Кто такие птицы?»;

  - разработка «Экологическое ассорти»;

  - праздник «День птиц»;

  - занятие «Лес – наш зелёный друг;

  - занятие «Растения нашего края»;

  - путешествие «В мире насекомых»;

  - КВН «В мире животных» ;

  - экологический КВН «Знатоки природы» и др.

                           Подборка презентаций:

                        - «Экология как наука»;

                        - « Типы экологических взаимодействий»;

                        - « Экологические проблемы мира»;

                        - « Лес нужно защищать»;

                        - « Загрязнение природных вод»

 

 

Литература

1. Довбня С.Е., Ердаков Л.Н., Молодцова З.В. Программа по экологии начальной общеобразовательной школы.

2.Играя, обучаемся Сб. мат. по экологическому просвещению. №2. ИСАР-Сибирь. - Новосибирск, 1999.

3. Ердаков Л.Н., Замулло А.П., Чубыкина Н.Л. Экология. Программы для средней общеобразо вательной школы. - Омск: ОмИПКРО, 1995.

4. Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. - Новосибирск: Книжица, 1997.

Начальное обучение экологии проводится на материалах сказок, басен, а также рассказов писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Николая Плавильщикова, Николая Сладкова, Михаила Пришвина, Н.Зверева и др.

 

Интернет-сайты:

  • http//kidlib.ru
  • http:// ns portal.ru
  • http://audioskazki.info/page/6/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Календарно-тематический план по экологическому воспитанию учащихся с нарушением слуха начального звена.

Программа воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Процесс воспитания основывается на закономерностях ...

Экологическое воспитание учащихся младшего школьного возраста

В данной статье представлен и обобщен опыт работы  по  воспитанию экологической культуры младших школьников. Эта культура  базируется на трех основных принципах: систематичность, непрер...

Экологическое воспитание учащихся (из опыта работы)

Материал из опыта работы по развитию экологического  воспитания  учащихся через сотрудничество с краеведческим и художественно мемориальным музеем....

Программа развития и воспитания учащихся 1 – 4 классов

Программа направлена на реализацию главной цели – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного граждан...