Экологическое воспитание учащихся в рамках внеурочной деятельности
материал (окружающий мир, 2 класс) по теме

Ушкаленко Ольга Владимировна

экологическое воспитание в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание учащихся в рамках внеурочной деятельности

“Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,      

открыватель мира. Так пусть перед ним откроется

                                   чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.

        В.А.Сухомлинский

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования младших школьников.

В нашей школе разработана программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность по курсу «Окружающий мир. Экология» на основе авторской программы Р.Г. Чураковой «Окружающий мир. Программа внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края» Хабибуллиной Людмилой Михайловной, учителем  начальных классов.

Одна из целей программы внеурочной деятельности – формирование экологической культуры школьников.

Планируется:

  1.  формирование  экологической культуры на примере поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  2. формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  3. формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях

Структура Программы соответствует требованиям ФГОС НОО.

Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:

Теоретические знания о природе

Практическая связь                       Экологическое                          Воспитание добрых

с природой                                        воспитание                                     чувств

Физическое совершенствование                                   Воспитание экологического

                                                                                                   Мышления

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.

Остановимся на содержании работы по экологии в 1 – 2 классах.  Знания по экологии учащиеся получают на уроках окружающего мира  и внеурочной деятельности, что позволяет детям усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.

Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала, причем учитывается материал, усложняется и углубляется. Результатом работы являются: сообщения учащихся, мини-сочинения, плакаты, рисунки.

Второе непременное условие – вовлечение  младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы,  уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений,   подкормка птиц.

Учащиеся являются активными участниками  акций по озеленению классных комнат, территории школы.

Проблема экологического воспитания даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На занятиях  окружающего мира, экологии, по внеурочной деятельности стараемся  давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.

 Ходим на экскурсию в природу. Наблюдаем за изменениями в природе в разное время года.

В рамках занятий внеурочной деятельности обучающимися созданы рисунки, поделки из природного материала. Подготовлены сообщения, творческие работы о природе станицы Атаманской.

Учащиеся 1, 2 классов стали активными участниками акции «Птицы в городе», «Чистая школьная территория», а также в конкурсах на экологическую тему «Я исследую мир»,  «Зеленая планета», «Зеркало природы», «Самое синее Черное море».

Проводятся праздники «Золотая осень.  День осенних именин», «Проводы зимы. Зимние именины», «Весна-красна».

Занятия внеурочной деятельностью дают большие возможности и учителю, и учащимся, и родителям для экологического воспитания младших школьников. Учитель использует разнообразные формы занятий: путешествие, экскурсию в природу, проектную деятельность, исследовательскую деятельность, постановку опытов. Учащимся отводится роль не пассивных слушателей, а организуем самостоятельный подбор материала, самостоятельную работу с энциклопедиями, дополнительной литературой.

        Особую роль играют ИКТ (информационно – коммуникативные технологии) : просмотр видеофильмов, мультфильмов, презентаций; создание  и защита собственных презентаций.

        К работе данного направления привлекаем родительскую общественность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...

Статья на тему "Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности"

В данной статье вы узнаете, каким образом в рамках ФГОС формировать у учащихся начальых классов экологическое мировоззрение и воспитание....