Статья для педагогического сборника "Патриотическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности".
статья (2 класс) по теме

Ткаченко Софья Анатольевна

Выступление на ярмарке педагогических идей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_tkachenko.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности

В настоящее время  проблема патриотического воспитания детей  очень актуальна, т.к. коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Человек в обществе реализует себя как самостоятельная  личность со зрелым чувством ответственности. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей социальный, духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты.

Цель патриотического воспитания  -  создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями.

Формирование основ патриотизма у школьников  охватывает  широкий круг задач:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу (селу),  родной природе, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;

-   воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.

Все эти задачи в настоящее время очень важны.  Однако я считаю, что приоритетом  является воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.  В  рамках внеурочной деятельности я, как классный руководитель, широко применяю метод проектов.

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом и  рассказать вам о проекте на тему: «Формирование семейных  ценностей».

Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи проекта:

- Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

-  Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителем и родителями.

-  Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.

 Я предполагаю, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если: формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в школе. Воспитание патриотизма должно строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия с педагогом и родителями. Деятельность детей по формированию семейных ценностей должна осуществляться систематически и планомерно.

Новизна проекта заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях школы. Совместная исследовательская деятельность школьников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию. Широкое использование информационных технологий педагогом, обучение учащихся работе с ними интересно, понятно и имеет практическую ценность для учащихся.

1 этап – организационно - диагностический (ноябрь-декабрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагога, родителей, детей,  создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе были разработаны цели, задачи и  методы проекта.  

2 этап -  формирующий (декабрь - май)

Формирование у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.  Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

     Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого ведется  работа по направлениям: работа педагога с детьми и  работа детей и родителей.

    Методы и приемы:

1.Методы, повышающие познавательную активность школьников (элементарный анализ;  метод моделирования и конструирования и др.);

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний (игровые приемы; сюрпризные моменты и элементы);

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности (прием предложения и обучения способу)

4.Методы коррекции и уточнения (повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование;  метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия).

    На первом этапе мною были предложены:

•  Тест  «Моя семья».  Результаты теста показали, что набрав от 41 до 60 баллов, лишь 17 человек хорошо знают историю своей семьи, имена родственников. Остальные 8 человек недостаточно осведомлены о членах своей семьи.

•  Анкета «Семья и родители глазами ребёнка. Контакты с родителями». В результате я сделала выводы, что

Большинство учащихся любят свой дом и домашнюю атмосферу; родители интересуются учебными делами своего ребенка. 64% уч-ся ответили, что  родители интересуются их отношениями с товарищами в классе.

Только 24% не считают свою семью дружной и 72% ответили, что в их семье принято дарить подарки. 60%  родителей беседуют по душам со своими детьми, а дети советуются с ними по личным вопросам. Половине учащихся   иногда скучно дома и они предпочитают проводить свободное время вне дома. Также половина   опрошенных, обсуждает с родителя телепередачи и фильмы. У 64%  есть общие со старшими занятия и увлечения. И только

100 %учащихся ответили, что хотели бы, чтобы их родители в его день рождения были вместе с ним и гостями.

Результаты диагностики в начале проекта показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не окончательно сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности  – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.                                      

На формирующем этапе  учащимся было предложено провести совместную с родителями исследовательскую работу: выяснить все об их профессиях. Ученики рассказывали о членах своей семьи, о профессиях своих родителей. Показывали фотографии, готовили презентации совместно с родителями. Рассказывали, кем они сами хотели бы стать.  На кого быть похожим.  Учащиеся выполняли задание с большим интересом, с удовольствием делились сведениями о профессиях родителей, их вкладе в развитие страны, пользе обществу.

        Следующей  составной частью проекта было мероприятие на тему: «Моя семья».  Ребята представляли свою семью в презентациях, рассказывали о каждом члене своей семьи, его положительных качествах. С огромной любовью описывали своих родственников. Также успешно прошел конкурс на лучшее «Генеалогическое дерево».

Работа в группах для учащихся нашего класса всегда очень продуктивна, поэтому они  с большим энтузиазмом за работу « Собери правильно пословицы о семье»:

Серьезную работу проделали учащиеся над исследованием на тему: «Семейные ценности и традиции». Они собирали сведения о традициях своей семьи, семейных праздниках, совместных отпусках.

На тему: «Традиции русской семьи 19 века» учащиеся представляли  презентации с рассказом о традициях семьи в городе и деревне, праздниках того времени. Проводили сравнительный анализ сегодняшнего и прошлого быта семьи, ее традиций и устоев.

Не мене интересным оказалось для ребят написание  мини-эссе. Были предложены различные темы. Например:  «Что такое семья?»:

«Семья – это люди, которые любят друг друга»

«Семья – это самое важное в моей жизни»

«Семья – это дружба и любовь друг с другом»

«Семья – это когда все собираются вместе» и другие.

Однако самым запоминающимся для учащихся стало создание мультфильма о семье, который  мы с ребятами сняли совместно.

На сегодняшний день можно сделать вывод, что прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.

Необходимо отметить, что в последнее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.

Я считаю данный проект долгосрочным и перспективным. Его можно продолжать и в последующие годы обучения. В плане рисование герба семьи, сочинение сказок о семье, постановка сценок, поисковая деятельность по темам «Поиск семейных ценностей в литературе», «История понятия род», « История семьи в годы ВОВ», «Как семья приносит пользу моей Родине». Наиболее значимую роль играют сегодня мероприятия, которые организованы с целью взаимодействия ОУ и семьи школьника (экскурсии, походы и др.)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Патриотическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Проблема патриотического воспитания, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Статья на тему "Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности"

В данной статье вы узнаете, каким образом в рамках ФГОС формировать у учащихся начальых классов экологическое мировоззрение и воспитание....