Экологическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
учебно-методический материал на тему
В данной статье представлен и обобщен опыт работы по воспитанию экологической культуры младших школьников. Эта культура базируется на трех основных принципах: систематичность, непрерывность и междисциплинарность. Успех напрямую зависит от правильной организации урочной и внеурочной деятельности. А чтобы каждый раз удивлять и еще больше заинтересовывать ребенка, необходимо применять интересные формы и приемы обучения. Именно о применении в практике работы учителя таких методов и форм и пойдет речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 2086»
Экологическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
подготовила
учитель начальных классов
Серёгина Татьяна Викторовна
г. Москва
2015 год
Экологическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.
В.А.Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.
Одно из перспективных направлений школьного образования – отказ от единой программы по той или иной дисциплине, предоставление учителю права выбора системы обучения, наиболее приемлемой в условиях данной школы, конкретного состава обучающихся.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему эти чувства в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому эту работу я начинаю с 1 класса, стараюсь пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы.
Так, на экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью в теплый солнечный день обращаю внимание учеников на золотисто-желтую листву кустарников, багрянец клена. А поздней осенью подчеркиваю, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые и выглядят совсем беззащитными.
Мир, который окружает ребенка, - «это мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность».
На экскурсии Егор долго не находил грибов, тогда как ребята собрали уже по несколько штук в общую корзину. Наконец, он нашел большой гриб, долго его рассматривал, но не срывал.
- Что же ты не срываешь? – закричали ребята.
- Видите, у него края загнуты, там вода. Пусть птичка напьется.
Любознательный и жадный до всего нового, ум ребенка стремится проникнуть в суть явлений, пытается понять их закономерность, целесообразность и обусловленность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов: «что?», «как?», «почему?», которые свидетельствуют о новом этапе развития его мышления.
Степан: - Я догадался, почему получаются проталины. Это когда снег протаял до земли…
Поэтому так важно вовремя удовлетворить познавательную потребность ребенка, подтолкнуть его к следующему вопросу, показать сложность и многогранность какого-либо явления. Да, именно сложность и многогранность, хотя речь идет о детях, которые приходят в школу с 6 лет. Но и с ними должен быть доверительный, серьезный разговор…, но только несколько в иной форме, ведь это уроки ознакомления с окружающим миром, уроки открытий и удивления.
Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры, например, «Узнай дерево по листочку» или «Что изменилось», направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того, что было.
Сейчас как никогда ранее перед учителем встала серьезная задача: воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Поэтому возник вопрос о пересмотре существующего ранее в учебниках деления животных на полезных и вредных. В этом плане и я перестроила свою работу. С первых уроков подвожу детей к элементарному пониманию взаимной связи всех видов, нарушение которой может повлечь за собой непоправимые последствия: исчезновение одного вида животных повлечет за собой гибель других.
На прогулке дети увидели комара. Сережа предложил:
- А если уничтожить всех комаров? Уж очень они кусачие!
- Давайте разбираться. Личинки комаров живут в воде и служат пищей для рыб. А если мы их уничтожим, то погубим и рыб, и птиц, которые тоже питаются комарами. Вот теперь и судите сами, нужно ли уничтожать всех комаров?
- Нет, конечно, нельзя! – загалдели ребята.
Вот к каким серьезным выводам привел ребят Сережин несерьезный вопрос: «а если?».
Воспитательная значимость бесед повышается при включении игровых моментов, физкультминуток, практических заданий, в которых основной задачей является усвоение детьми правил поведения в природе.
Привлечение произведений художественной литературы к изучению окружающего мира также обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся к предмету. Ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» (В. Сухомлинский).
Но эти произведения могут стать ценным учебно-дидактическим средством, если обладают художественной ценностью, изложение в них органически связано с темой урока, доступно учащимся начальных классов, если они имеют познавательное значение, что расширяет кругозор детей.
К художественным произведениям можно обращаться на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.
Проиллюстрирую сказанное примерами.
При изучении устройства термометра интерес у учащихся может вызвать отрывок из рассказа М. Пришвина «Жалька».
«Несколько раз за ночь я подхожу к окну, отодвигаю занавеску, гляжу на термометр и возвращаюсь в постель. Это заметила Жалька (Жалька – кличка собаки. – Авт.). Она трогательно привязана ко мне и в самом глубоком сне слышит меня, как слышит мать своего ребенка. После меня непременно встанет, раздвинет носом гардины, лизнет термометр и возвращается на свой коврик возле печки».
Учащимся поясняю, что собака, конечно, не могла определить показания термометра, хотя и подражала своему хозяину. Предлагаю учащимся снять показания трех термометров, шкалы которых изображены на рисунке, и ответить на вопросы:
- Какой термометр показывает самую низкую температуру?
- Самую высокую?
- Какова разница 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3 термометров?
Наступление весны одними из первых чувствуют птицы и, согласитесь,…дети. А раз так, переносите ваши уроки ознакомления в парк, на проталинку, к теплой завалинке. Нельзя пропустить прилет грачей и скворцов, не показать детям как встречают весну деревья, краснеют кроны берез, зеленеют стволы осин…
Уроки ознакомления с окружающим миром должны быть разнообразны по содержанию. Большое воздействие на активизацию деятельности младших школьников оказывают сказки. Они в более доступной форме знакомят детей с родной природой.
Вот такую сказку придумали мы и использовали на уроке при закреплении темы «Весна в природе».
…Приступил к работе художник – Весна-красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Взяла она тонкие нежные кисточки, обмакнула их в ярко-желтую краску и нарисовала солнышко. По крышам домов развесила сосульки. Солнце на картине светит все ярче и ярче. И вот уже начал таять снег, бегут ручьи, стекая в реки.
День за днем все наряднее пишет свою картину Весна. Но в ней все же чего-то не хватает.
Но вдруг послышалось карканье грачей, песенка-дразнилка скворца, трель жаворонка, который поет на лету.
Вот теперь получилась картина – яркая и звучная.
При рассмотрении темы «Растения весной» целесообразно использовать рассказ М.М.Пришвина «Березовый сок».
«Вот теперь больше не нужно резать березку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают – значит, и сок есть в березе. Тонет нога в земле, как в снегу, - есть сок в березе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы – есть сок в березе…».
После чтения этого отрывка спрашиваю учащихся:
- По каким признакам определяется начало сокодвижения в березе?
- Как это сделать, не повредив дерево?
А на уроке по теме «Учитесь правильно вести себя в природе» использую рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
А при изучении понятий «экология», «экологическая катастрофа» учащиеся сочиняют сказки и рассказы экологической направленности.
Вот такую творческую работу сочинила Аня С.:
Сказка «Как Скунс спас свой лес»
«Жил-был в лесу Скунс. Но вот однажды в их лесном городке стали происходить неприятные события. Жители стали получать ранения от осколков стеклянных бутылок. Осколков было так много, что бедным зверькам некуда было наступить. Ранки болели и очень долго не заживали.
И вот однажды Скунс решил остановить всё это. Он позвал своих друзей скунсов и белок, и они пошли смотреть, кто это делает. Вышли они на поляну, где было очень много осколков. Там стояли мальчики, которые пили лимонад, а потом разбивали бутылки. Скунс его друзья не могли смотреть на это безобразие. Тогда скунсы стали разбрызгивать свою едкую жидкость, а белочки бросали в мальчишек шишки. Ребята со всех ног бросились бежать. Но звери их догнали.
И вот тогда мальчики поняли, что разозлили зверей. Они решили вернуться на поляну и убрать за собой осколки.
С тех пор в лесу все снова зажили счастливо».
Практика использования художественной литературы на уроках ознакомления с окружающим миром подтверждает эффективность и целесообразность этого приема активизации познавательной деятельности учащихся. Школьники с интересом слушают выдержки из книг, отвечают на вопросы к цитируемым текстам и лучше усваивают программный материал.
Воспитываю у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках по ознакомлению с природой. На уроках чтения читаем рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки и пословицы, сочиняют сказки. Лучшие работы опубликовываем в проекте для одарённых детей «Алые паруса».
При работе над текстами, где описываются картины родной природы, я прошу детей вспомнить, видел ли такую же картину ученик, которую описывает автор. Провожу беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов.
На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о листопаде, снегопаде, о белоствольной березке, о ветре, пишем сочинения по наблюдениям, а также по картинам. Картины великих художников вызывают отклик в душе ребенка, развивают эстетическое чувство.
В сочинениях ребята рассказывают о том, что особенно трогает их сердца. И оказывается, что у каждого ребенка что-то свое, особенное.
Для экологического воспитания использую многие учебные ситуации. Так, ремонтируя книги, воспитывая в детях бережное отношение к книге, я напоминаю ребятам, что, продлевая жизнь книге, мы тем самым сохраняем леса. Ежегодно учащиеся класса участвуют в общешкольной акции по сбору макулатуры «Спасем дерево».
На уроках математики дети решают задачи на экологическую тему. Например,
- «Ребята заготовили для птиц 5 кг рябины и 7 кг семян арбуза. Сколько всего килограммов семян заготовили ребята?»
Далее проводится беседа:
- Зачем нужно заготавливать корм для птиц?
- А как вы помогаете пернатым друзьям?
2) «Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?»
и др.
Использование занимательного материала также помогает активизировать учебный процесс, развивает наблюдательность детей, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомление.
Форма занимательных упражнений может быть различной: ребусы, кроссворды, викторины, загадки, КВНы, практические работы. Большой интерес вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.
Воспитанию любви к своему Отечеству, родному краю, к природе и бережному отношению к ним помогают внеклассные мероприятия. Провожу утренники: «Охранять природу – значит охранять Родину», «Земля – наш дом родной», «По страницам Красной книги» и др.
Экологическое воспитание осуществляется в тесном контакте с родителями. Весной провожу родительское собрание вместе с детьми на тему «Семья на отдыхе». На этом собрании в беседе с родителями и детьми особо подчеркиваю, что, когда человек выходит на природу и, как принято говорить, общаться с ней, на самом деле он приходит брать, причем, как правило, не считаясь с природой, не считаясь с другими живыми существами, которым тоже нужны те грибы и ягоды. А их гребут, обрывают прекраснейшие цветы (многие из них становятся редкими), ловят рыбу, а попутно распугивают звуками музыки все живое, шумят, в общем, развлекаются. Немало и таких, которые развлекаются, гоняясь за бабочками. Родители не задумываются над тем, какой вред приносит это занятие природе, да и самому ребенку, приучающемуся к бездумному потреблению, а иногда и жестокости. Некоторые даже утверждают, что поймав насекомых, дети лучше узнают природу. Нет, это не изучение. Изучение в природе – это наблюдение за поведением той же бабочки, это глубокий интерес и бережное отношение к ее жизни. И этот интерес нужно воспитывать, поддерживать, благодаря которому ребенок приходит к ощущению ценности жизни.
Ученые-психологи отмечают, что естественная потребность осмыслить всякое природное явление, длится у детей недолго – до 10 лет. И этим надо своевременно воспользоваться, потому что позднее приходят новые интересы, иногда очень далекие от изучения природы. Если же любовь к природе сформирована в детском возрасте, она будет развиваться и дальше.
Переживание увиденного, услышанного, созерцание и слушание В.А.Сухомлинский справедливо рассматривал, как первое окно в мир прекрасного. Ведь чтобы ребенок научился видеть прекрасное, слышать звуки природы, наблюдать, нужно учить его этому. И это главная задача учителя. Ведь красоту кругом нужно суметь открыть перед ребенком. Восхищение красотой природы способствует также формированию чувства любви ко всему живому и бережному отношению.
Список использованной литературы
- М. Пришвин «Жалька»
- М. Пришвин «Березовый сок»: Сборник «Золотой луг», «Детская литература», 1981 г.
- http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/12/15/skazka-chem-zveri-yolku-naryazhali
- http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/12/15/skazka-skuchnaya-zima
- http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/11/23/skazka-ne-lenis
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/18/picture-25341.jpg)
Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста
•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое•Учить классифицировать объ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123404-1350046408.jpg)
Выпускная квалификационная работа Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе
Дипломная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-7971-1480590909.jpg)
Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"
Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956712-1507637009.jpg)
Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Экологическое воспитание младших школьников является одной из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-1008171-1518088998.png)
Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»
Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1166202-1569877682.jpg)
Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС говорится, что в области «Обществознание и естествознание» п...