Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Евсеева Елена Николаевна

   Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для человека. Ценна любая культура, вера, любой народ.Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Обильненская средняя общеобразовательная школа »

«Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

Подготовила:

учитель

 начальных классов

Евсеева Елена Николаевна

с.Обильное

2017год

«Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлении, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В.А. Сухомлинский)

                Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для человека. Ценна любая культура, вера, любой народ.

                                                                              (Из Хартии Земли)

       История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002 г.) особое внимание уделено экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан.

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Поэтому учителя биологии, физики, химии и географии для решения данной проблемы должны не только сообщать  учащимся  знания в области экологии, но и формировать бережное отношение к природе в целом. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина. Школа – идеальный центр для воспитания и формирования  экологической культуры.

  Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.

Работа с учащимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать деятельное участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому  движению, развивать навыки  исследовательской деятельности, что  отражено  в ФГОС второго поколения.

      Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

   Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  •  воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  •  развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

      Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

    Родная природа-это могущественный источник, из которого человек черпает многие знания и впечатления. Каждый день мы открываем для себя новый мир: стараемся все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если это, возможно, попробовать на вкус.

   Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, заслушаться звонким пением птиц.

  Пусть, кто-то гениально отразит все это на холсте, в стихах, в музыке - это не важно. Важно научиться – гениально воспринимать и бережно относиться к произведениям природы и человека. Исходя из этого, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности.

   Младший школьный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной и  экологической культуры: правильное отношение ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям его окружающим, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

   От того, как мы организуем, экологическое воспитание детей в раннем возрасте, зависит, какие экологические знания, получат наши подопечные в дальнейшем.

      Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование  экологической ответственности детей.

  Доброта, справедливость, бережное отношение к природе – лучшие качества человека. Как их воспитать у ребенка? Тут на память приходит слова В.А. Сухомлинского: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина». Это очень верные слова, так как, нет, и не может быть настоящего человека без любви к родному краю, без бережного и доброго   отношения к природе. В процессе непосредственного общения с природой рождается и крепнет у детей бесценное свойство человеческой жизни – доброта. И кем бы не стали наши дети в будущем, какую бы они не выбрали профессию, это качество для них всегда будет необходим, так как человек с добрым сердцем непременно окружен людьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать его в трудную минуту.

       Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:

- ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагируют при встрече с прекрасным;

- стараются выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в сад, лес;

- проявляют готовность оказать помощь нуждающимся;

- пытаются контролировать своё поведение, поступки.

      Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на второй  ступени начальной школы дополняются:

- интересом ребёнка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельнояти и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них;

- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставшим привычным делом.

     О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

- ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного или растительного мира;

- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе). Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными, насекомыми, ведение различных календарей, целевые прогулки, экскурсии. Игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, художественного слова. Например, гуляя с детьми  и наблюдая за цветами, использую строчки из стихотворения Е. С. Егоровой:

«Нарядные платьица, желтые брюшки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке.

Такие веселые эти ромашки –

Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки»

Или ввожу в свой рассказ загадку:

 «На лугу растет цветок

Белые реснички, желтенький глазок»

        В теплые солнечные дни, гуляя с детьми, обращаю внимание на погоду. Отмечаем,  какая погода, какое небо, какая травка, как одеты люди, наблюдаем за птицами и животными. Для закрепления увиденного организовываю дидактические игры: «Узнай по цвету», «Узнай по форме», «Встань около дерева» и др.

      Помимо знаний полученных детьми во время прогулок, а также на экскурсиях, осуществляется самостоятельная познавательная деятельность детей благодаря предметно-развивающей среде. Предметы, пособия, оборудование являются основой среды, и помогают детям:

- расширять кругозор;

- уточнять, конкретизировать вновь приобретаемые и имеющиеся знания;

- активизировать собственные познавательные интересы.

  Предметно-развивающая среда-это:

1.Уголк природы – любимое место детей. Играет большую роль в воспитании экологического отношения к живой природе, и формировании навыков ухода за животными и растениями.

   Знакомясь с комнатными растениями, дети узнают, как живые организмы связаны с окружающей средой.

2.Столик времен года – один из самых интересных и красивых уголков. Его убранство отражает изменения, происходящие в природе.

3.Огород круглый год – посадка растений на подоконнике. Идеальный вариант, когда у каждого ребенка свой собственный огородик, свой собственный росточек. В этом случае дети становятся более внимательными, присматриваются к растениям, корням, почкам.

4.Полочка «Умных книг». На полочке должны находиться книги, Картины, атласы, цветные иллюстрации, размещены тематические подборки книг об интересующих детей проблемах.

5.Экологическая лаборатория. Здесь проводят исследования, наблюдения, опыты.

6.Природная мастерская. В ней все необычно и интересно: пахнет смолой от шишек ели, поблескивает солнечным светом солома, переливаются перламутром ракушки. Все это природный материал кладовая для творческого развития детей.

  Воспитать любовь детей к природе невозможно без помощи родителей. Только совместными усилиями можно добиться хороших результатов. Неустанная работа с родителями дают свои плоды. Организуя встречи за круглым столом, проводя родительские собрания, дни открытых дверей, лекции по трудовому воспитанию заметила, что родители не только внимательно наблюдают за нашей работой.  Дети учатся наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями. И конечно, никто из них не будет срывать без цели цветы, не будут ломать ветки, не разорять гнезда, т.е. у них появится бережное отношение к природе, ко всему живому. Он не может вырасти жестоким, равнодушным к родной природе, к людям.

Большую помощь в воспитании у ребенка любви к природе оказывает детская художественная литература. Дети любят Пришвина, которого называют певцом русской природы. Занимательные рассказы В. Бианки, Е.Чарушина, Н. Павловой приближают ребенка к природе, заставляя глубже задумываться над происходящими в ней явлениями, помогают устанавливать простейшие причины связи и взаимозависимостей.

От нас зависит, как они впервые посмотрят на мир, какими вырастут людьми. Пусть наши дети - будущие хозяева Земли - научатся бережно, по хозяйски к ней относиться, пусть с малых лет учатся любить и беречь все живое, любить и ценить природу. Как чутка душа ребенка! Как быстро он воспринимает добро! И это самая большая награда учителю. Я уверена, что эти мальчики и девочки в процессе ухода за растениями, в процессе труда полюбят землю и все живое на этой земле. Кем бы они не выросли, всегда с любовью и нежностью будут относиться к родной природе. Труд в сочетании с наблюдениями обогатит детей конкретными знаниями о растениях и животных, об условиях их роста и развития.

     В заключении стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании  достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"...

Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...

Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание младших школьников является  одной  из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...

Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС говорится, что в области «Обществознание и естествознание» п...

Методы и формы экологического воспитания детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание состоит из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных направлений, экологически обоснованного поведения. Содержание экологического воспитания приобрета...