Календарно-тематический план по экологическому воспитанию учащихся с нарушением слуха начального звена.
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Процесс воспитания основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка с нарушением слуха. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка с нарушением слуха, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.
Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в возрасте от 7 до 12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-_tematicheskiy_plan_vospitatelnoy_raboty_na_2015-2016_uchebnyy_god.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат I, II вида"
Календарно – тематический план воспитательной работы на 2015-2016 учебный год
Авторы программы:
Иванова А.В.
Криницына Т.В.
Махмутова С.В.
г. Еабуга, 2015
Календарно – тематический план воспитательной работы на 2015-2016 учебный год
Историческая справка
В 1950 году, через шесть лет после окончания войны государство нашло возможность открыть в Елабуге школу-интернат для глухих детей.
11 августа 1950 года было издано постановление Совета Министров ТАССР № 745 «Об организации в Елабуге школы для глухонемых», где сказано: «Разрешить Министерству просвещения ТАССР организовать с 15 августа 1950 года в г. Елабуге школу с интернатом по обучению глухонемых детей на 100 человек».
Территориальный состав воспитанников – дети из 23 районов Татарстана.
Школа- интернат для глухих детей была открыта в здании мужского училища слепых, построенном в 1896 году купцом I гильдии Ф.П.Гирбасовым.
Пояснительная записка.
Программа воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Процесс воспитания основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка с нарушением слуха. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка с нарушением слуха, развития его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.
Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в возрасте от 7 до 12 лет.
Содержательная сторона воспитательной деятельности обусловлена его целями и задачами. С этой точки зрения воспитание классифицируется по разным основаниям: в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления. В своей работе мы рассмотрим трудовое воспитание, а так же экологическое и эстетическое направления. Приоритетные направления воспитательной работы в школе – интернате для детей с нарушение слуха являются экологическое, эстетическое и трудовое воспитание.
Трудовое воспитание.
Целью деятельности учителя является максимальное вовлечение учащихся в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
Задачи учителя в направлении экологического воспитания:
- формирование трудолюбия;
- формирование нравственных качеств эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
Создание наиболее эффективных условий формирования личности детей с нарушением слуха, включение его в общественно-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Особенности речи детей с нарушением слуха существенно ограничивают их устную коммуникацию.
Эстетического направление.
Эстетическое воспитание школьников это актуальная проблема формирования творческой личности ребенка с нарушением слуха.
Целью деятельности учителя эстетического воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации ученика с нарушением слуха, создании условий для разностороннего и свободного развития личности.
Задачи учителя в направлении эстетического воспитания:
- выявление с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку его творческого потенциала каждого ученика;
- воспитание умения видеть особенности мира окружающей природы;
- понимать красоту и особенность народных ремесел;
- создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей;
- использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся с нарушением слуха, отвечающих их интересам и возможностям.
Экологическое направление.
Экология - наука об отношениях растительных и живых организмов друг к другу и к окружающей их среде. (Толковый словарь Ожегова).
Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе ученика с нарушением слуха.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры ученика с нарушением слуха.
Задачи учителя в направлении экологического воспитания:
- обогащение кругозора, развитие наблюдательности, мышления учащихся;
- привитие бережного отношения и любви к природе;
- повышение экологической культуры учащихся;
- вооружение их знаниями бережного использования природных ресурсов. В школе I,II вида проводится целенаправленная работа по развитию устной коммуникации учащихся и привитие экологических знаний путём вовлечения детей в трудовое воспитание. Обучение и воспитание детей проходит с учетом физических и психо-физиологических особенностей детей с нарушением слуха.
Современная специальная (коррекционная) школаI,II вида постоянно находится в поиске новых методов, которые помогли бы сделать учебно-воспитательный и коррекционный процесс более результативным, развивающим и интересным.
Введение
В наш век стремительно развивающейся экономики, на фоне роста заводов, фабрик, наша планета Земля терпит экологическую катастрофу. Исчезают лесные массивы, реки, озера. Гибнут животные, птицы. И наша республика Татарстан тоже не является исключением. Наша задача как педагогов воспитать достойных граждан, нашей страны. Центральное место среди принципов экологического права, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан.
На наш взгляд, особое место на пути развития гражданина, личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальных классов.
Мы предполагаем, что ребенок впервые знакомится со словом и понятием «Экология» в первом классе.
Наша задача на протяжении пяти лет начальной школы научить любить и ценить свою природу. Воспитать достойных защитников своего родного края.
Экологическое, эстетическое и трудовое воспитание выполняют следующие функции:
- активизирует разговорную речь;
- интенсивнее воспитывает самостоятельность;
- воспитывает нравственные качества (выработка активной жизненной позиции, сознательного отношения к труду и учению, осознание любви к Родине и своему народу);
- создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания, является одним из важных аспектов всестороннего развития личности школьника.
Таким образом, воспитательная работа в школе-интернате I, II вида играет важную роль в развитии устной речи детей с нарушением слуха, в воспитании нравственных и эстетических норм.
Для педагогов Елабужской школы-интерната I, II вида целесообразно составление календарно – тематического плана воспитательной работы по экологическому воспитанию на 2015-2016 учебный год,. Для того, чтобы воспитательный процесс был более продуктивным и эффективным, мы так же привлекаем родителей и педагогов дополнительного образования.
Календарно – тематический план воспитательной работы на 2015-2016 учебный год
№ | Сроки проведения | Экологическое воспитание | Эстетическое воспитание | Трудовое воспитание | Работа с родителями |
I | Сентябрь | - Экскурсия на Святой ключ. - Классный час на тему: «Земля – наша кормилица». | - Беседа на тему: «Родники Елабуги». - Урок-беседа: «Путешествие в мир экологии». | - Трудовой десант на территории Святого ключа. - Работа на пришкольном участке (уборка свеклы и моркови). - Средник. Уборка пришкольной территории. | - Анкетирование на тему: «Чем был занят ребенок в летние каникулы. - Ознакомление родителей с планом воспитательной работы по экологическому воспитанию на 2015-2016 год. |
II | Октябрь | - Экскурсия в Александровский сад: «Золотая осень». Ознакомление с видами деревьев, кустарников города Елабуги. | -Конкурс рисунков: «В гостях у осени». | - Работа на пришкольном участке (оказание помощи в уборке урожая капусты). - Средник. Уборка пришкольной территории. | Беседа-инструктаж: «Поведение детей во время осенних каникул». |
III | Ноябрь | - Экскурсия в национальный парк «Нижняя Кама». - Подготовка к зиме» (развешивание кормушек в Танаевском лесу). | - Изготовление кормушек из бросового материала. Изготовление поделок, панно из природного материала. | -Средник. Уборка пришкольной территории. - Трудовой десант в Танаевском лесу. | Оказание помощи детям в создании кормушек. |
IV | Декабрь | - История родного края. Посещение музеев города: «Музей города», «Музей Шишкина», «Станция юных натуралистов». | -Конкурс рисунков: «Я рисую как Шишкин». -Изготовление ёлочки из бросового материала. | - Оказание помощи старшим школьникам в создании снежных фигур. | Беседа-инструктаж о поведении детей на улице и на природе во-время зимних каникул. |
V | Январь | - Викторина «Зимушка-зима». - Беседа «берегитптиц». | - Конкурс рисунков «Красота зимнего дня». | - Трудовой десант «Птичьи столовые». Пришкольные территории, студенческий парк. - Оказание помощи в уборке снега на пришкольной территории старшим школьникам. | Беседа о здоровом образе жизни (о походах с детьми в лес, пешие прогулки в парк). |
VI | Февраль | - Профилактическая беседа на тему: «Будь осторожен на льду». | - Изготовление плакатов с помощью учителя: «Осторожно на дороге гололёд». | - Трудовой десант. -Изготовление сувениров ко дню Защитника Отечества | -Беседа с родителями на тему: «Осторожно гололёд». - Анкетирование на тему: «Чем был занят ребёнок в зимние каникулы |
VII | Март | - Игра-путешествие «В страну Берендея». | - Проводы русской зимы «Масленица». | - Оказание помощи учителю биологии в посадке семян цветов на рассаду (для пришкольных клумб). | - Классный час на тему: Богатство нашего края» для родителей начального звена с привлечением специалиста из Национального парка «Нижняя Кама» |
VIII | Апрель | - Беседа со специалистом из национального парка Нижняя Кама на тему «Пришла весна». | - Изготовление моделей птиц и животного нашего края из природного и бросового материала. | - На уроках ППО (Предметно практического обучения). - Пикирование рассады ао ящикам. - Средник. Уборка пришкольной территории. | Беседа с родителями на тему: «Приобщение детей к работе на садовых участках». |
IX | Май | - Классный час на тему: Съедобные и несъедобные ягоды и грибы в Елабужском районе. - Классный час на тему: Пожар в лесу». | - Конкурс рисунков на темы: «Съедобные, несъедобные ягоды, грибы». «Кустарники и деревья наших лесов», Птицы и животные родного края». | - Средник. Уборка пришкольной территории. - Оказание помощи в высадке рассады на школьных клумбах и семян на пришкольном участке. | Беседа-инструктаж о поведении детей во время летних каникул на улице, природе, водоёмах. - Родительское собрание: подведение итогов о проделанной работе детьми за учебный период по экологическому воспитанию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха
К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...
Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с учащимися с нарушением слуха
В статье говорится об использовании ИКТ на индивидуальных логопедичских занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха. Указаны названия программ, по которым работает учитель-логопед, цели, преимущества ...
Работа в семье по формированию словесной речи учащихся с нарушением слуха и речи
работа по развитю речи неслышащих детей...
Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его кн...
Проект «Лепбук как средство экологического воспитания обучающихся с нарушениями слуха»
Комплекс экологических знаний осваивается без особых усилий, если знания преподносятся в увлекательной форме....
План работы по экологическому воспитанию учащихся в начальной школе на 2021-2022 учебный год
В данный момент Земля подходит к порогу критического экологического состояния, быстро теряется способность к самовосстановлению. Ведущую роль в воспитании детей играет школа, которая организует процес...