Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха "Мой мир"
рабочая программа на тему

Григорьева Галина Владимировна

Программа посвящена актуальной проблеме. Среди многих вопросов образоания одним из наиболее актуальных является нраственное воспитание учащихся. Это в полной мере относится к школьникам, имеющим нарушения слуховой функции. В данной программе освещены импользуемые методы и формы работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moy_mir.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность. Среди многих проблем современного образования одной из наиболее актуальных является нравственное воспитание учащихся с нарушением слуха в процессе их социализации, результатом которого является нравственность – сущностная характеристика личности.

        Назрела проблема духовного возрождения Отечества и в первую очередь нашей «большой общественной ценности» - подрастающего поколения. В решении данной проблемы, прежде всего, заинтересовано государство. С этой целью 25 июля 2002 года была утверждена межведомственная федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003г.). Правительством Омской области от 30 ноября 2004 года принято соглашение № 190 «О сотрудничестве между министерством образования Омской области и Омско-Тарским епархиальным управлением Московской Патриархии Русской Православной Церкви». Предметом данного соглашения является «осуществление взаимодействия в сфере образования и воспитания детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей».

        Дети – наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а, следовательно, и их благополучие. На нас, родителях и педагогах, лежит огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание. Каждый человек, пусть самый маленький – уникален,  неповторим, это целая вселенная, для которой предначертан свой путь, свое предназначение в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный педагог А.С.Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди…». И наша задача – развивать все благое, все хорошее, изначально заложенное в человеке.

        При составлении программы учитывалось, что дети с нарушением слуха – это люди, стоящие на рубеже новой жизни, где нет готовых путей, и их свободный выбор стане определять дальнейших ход жизни. Данная программа основана на том, чтобы помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы. Осознание этих моментов сложно даже для взрослых, а тем более для детей, имеющих нарушения слуха. Все вышесказанное подчеркивает актуальность данной программы.

        Тематика традиционных классных часов часто затрагивает вопросы нравственности, поведения, культуры, но в большинстве своем они носят поучительный или ознакомительных характер, не имеют системности. Посторенние программы позволяет сохранить системность, направленность на межпредметную связь, учет интересов учащихся разного возраста, развитие самостоятельного мышления.

        Мы посчитали целесообразным разработать программу духовно-нравственного воспитания учащихся с нарушением слуха в системе воспитательной работы школы-интерната «Мой мир». Программа рассчитана на учащихся 0 – 4 классов школ I и II вида.

Цель данной программы – становление нравственной и духовной, свободной и творческой личности учащихся с нарушением слуха.

Задачи программы:

  • Способствовать становлению, развитию, воспитанию в учащемся Благородного Человека путем выявления его личностных качеств;
  • Помочь учащимся с нарушением слуха научиться жить среди людей с пользой для семя и для других;
  • Развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и сердца, как любовь к ближнему, долг и ответственность, заботливость, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, уважение, понимание, сострадание, сорадость и сотрудничество;
  • Способствовать развитию способностей постижения и переживания красоты в разных ее проявлениях и формах;
  • Формировать у учащихся с нарушением слуха твердой жизненной позиции в неприятии навязываемых ложных ценностей.

Данная программа включает следующие методы и формы работы:

  • Беседы, рассказы педагога;
  • Чтение рассказов, легенд;
  • Анализ литературных произведений;
  • Анкетирование;
  • Проживание через игру различных ситуаций, их анализ;
  • Прогнозирование (мечтание) будущего;
  • Написание сочинений-размышлений, их иллюстрирование;
  • Создание творческих работ;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Экскурсии в музей, картинную галерею, на природу.

Прогнозируемый результат:

  • После прохождения данной программы планируется формирование у учащихся следующих способностей:
  • Способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее;
  • Способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
  • Способность к постижению красоты и творению прекрасного;
  • Развитое умение общаться;
  • Осознание ответственности за свои мысли и поступки;
  • Способность сопереживания, сорадости, сострадания, любви;
  • Бережное отношение к окружающему миру и людям;
  • Стремление к самопознанию, самовоспитанию.

Критерии оценки:

  • Подбор диагностических методик, направленных на выявление уровня нравственной воспитанности учащихся;
  • Система заданий на саморефлексию собственного духовно-нравственного опыта, выполнение которых осуществляется в специальном дневнике («Духовный дневник»);
  • Побуждение ученика к конкретному действию, нравственному поступку, за которым вновь последует рефлексия собственного опыта.

Тематический план

№ п/п

Тема

Классы

0

1

2

3

4

1

Школьный этикет

24

8

9

6

2

Внешкольный этикет

9

9

6

3

Культура внешнего вида

3

8

4

Счастье семьи

2

7

6

6

5

Правила общения

5

6

Моя Родина – город Омск

6

6

7

О трудолюбии

2

4

4

6

8

Духовные ценности

6

12

6

9

Этикет

10

Итого

34

34

34

34

34

0 КЛАСС

  1. Школьный этикет
  • Правила поведения на уроке – 3 ч.
  • Правила поведения на перемене – 3 ч.
  • Правила поведения в туалетной комнате – 3 ч.
  • Правила поведения в столовой – 3 ч.
  • Правила поведения на прогулке – 3 ч.
  • Правила поведения в спальне – 3 ч.
  • Правила поведения на празднике – 2 ч.
  • Мои обязанности в классе – 2 ч.
  • Я – дежурный – 2 ч.

  1. Правила общения:
  • Вежливые слова – 3 ч.
  • Сюжетно-ролевая игра «Здравствуйте, все!» - 2 ч.

  1. Культура внешнего вида:
  • В гостях у Мойдодыра – 3 ч.

  1. Счастье семьи:
  • Моя семья – 1 ч.
  • Я люблю мою семью – 1 ч.

1 КЛАСС

  1. Школьный этикет:
  • Узнай себя – 2 ч.
  • Подумай о других – 2 ч.
  • Мой класс – мои друзья – 2 ч.
  • Сюжетно-ролевая игра «Поиграем и подумаем» - 2 ч.

  1. Внешкольный этикет:
  • Когда идешь по улице – 3 ч.
  • Мы пассажиры – 2 ч.
  • Я иду в гости – 2 ч.
  • Стань другом природы – 2 ч.

  1. Культура внешнего вида:
  • Аккуратный человек – 2 ч.
  • Грязнуля и неряха – 2 ч.
  • Одежду нужно беречь – 2 ч.
  • Уход за гардеробом – 2 ч.

  1. Счастье семьи:
  • Мой дом – моя семья – 2 ч.
  • Моя мама – 2 ч.
  • Мой друг отец – 2 ч.
  • Семейные праздники – 1 ч.

  1. О трудолюбии:
  • Трудись – не ленись – 2 ч.

2 КЛАСС

  1. Школьный этикет:
  • Делу время – потехе час – 2 ч.
  • О дружбе мальчиков и девочек – 2 ч.
  • Чего в других не любишь, того и сам не делай – 3 ч.
  • С взрослыми и сверстниками – 2 ч.

  1. Внешкольный этикет:
  • Я иду в театр – 2 ч.
  • Я иду в кино – 2 ч.
  • Меня пригласили в гости – 2 ч.
  • Вокруг тебя мир – 3 ч.

  1. Моя Родина – город Омск:
  • Улица, на которой я живу – 3 ч.
  • Дорога к храму – 3 ч.

  1. Духовные ценности:
  • Добро творить – себя веселить – 3 ч.
  • Цени доверие других – 3 ч.

  1. О трудолюбии:
  • Мои дела дома – 2 ч.
  • Мои дела в школе – 2 ч.

3 КЛАСС

  1. Школьный этикет:
  • Общее и особенное для мальчиков и девочек – 2 ч.
  • Советуем друг другу – 2 ч.
  • Взрослые и дети – 2 ч.

2. Внешкольный этикет:

  • Будничная и праздничная одежда – 2 ч.
  • Я пишу письмо – 2 ч.
  • Природа и я – одна семья – 2 ч.

  1. Духовные ценности:
  • Тепло родного дома – 2 ч.
  • Душа – это наше творение – 3 ч.
  • Дружим с добрыми словами – 2 ч.
  • Не стесняйся своей доброты – 3 ч.
  • Любим добрые поступки – 2 ч.

  1. О трудолюбии:
  • Помощь взрослым – 2 ч.
  • Маленькое дело – лучше большого безделья – 2 ч.

  1. Счастье семьи:
  • Что могут рассказать семейные фотографии – 2.
  • Неразлучные друзья взрослые и дети – 2 ч.
  • Женские и мужские дела в доме – 2 ч.

4 КЛАСС

  1. Этикет:
  • Будем беречь друг друга – 2 ч.
  • Помоги понять себя – 2 ч.
  • Самолюб никому не люб – 2 ч.
  • Путешествие в волшебную сказку – 2 ч.
  • По секрету всему свету – 2 ч.

  1. Счастье семьи:
  • Как не потерять доверие и уважение близких тебе людей – 2 ч.
  • Как научиться понимать друг друга – 2 ч.
  • Дружная семья – 2 ч.

  1. Моя Родина – город Омск
  • Они прославили наш город – 2 ч.
  • Чтобы я хотел сказать прадеду, не пришедшему с войны – 2 ч.
  • Я – гражданин моей страны – 2 ч.

  1. Духовные ценности:
  • Религиозные традиции моего народа – 2 ч.
  • Радость от создания сделанного добра – 2 ч.
  • Христианские заповеди – 2 ч.

  1. О трудолюбии:
  • Ремонт одежды – 2 ч.
  • Мамины помощники – 2 ч.
  • В труде человек хорошеет – 2 ч.

Содержание программы

Школьный этикет

Данный раздел направлен на установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Этот раздел поможет ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем. Подготовит младшего неслышащего школьника к вхождению в социум, сформулирует осознанное волевое поведение, пробудит самостоятельное логическое мышление, а также будет развивать общую культуру ребенка.

Здесь используется доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. Стержнем этого раздела является речевая деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Педагог только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.

Правила общения

Этот раздел показывает ученикам преимущества поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку.

Выполняя практические задания, учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения можно руководствоваться знаниями норм и правил речевого общения.

        В общении ребенок получает разнообразную информацию, формируется его мыслительная деятельность, развиваются человеческие эмоции, социальное поведение. Дети в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко, внятко. Способнось к общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение участвовать в общении с несколькими собеседниками в совместной деятельности Лии различных жизненных ситуациях.

Культура внешнего вида

Данный раздел нацеливает детей содержать в порядке свои личные вещи, так как этим в значительной мере определяется культура внешнего вида. Практические занятия направлены на развитие вкуса, чувства меры в одежде. В ходе занятий педагог выясняет, как дома у школьников хранится одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от праздничной.

Внешкольный этикет

Данный раздел знакомит детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, в театре, музее и т.п.); объясняет детям о нравственных правилах поведения в гостях и различных ситуациях, в которых ребенок может оказаться; помогает детям осознать свое отношение к природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. Создавая ситуации написания писем школьниками с нарушением слуха друзьям, родственникам, педагог способствует развитию связной письменной речи.

Счастье семьи

Материал раздела способствует формированию у неслышащих учащихся таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также изменение характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Данный раздел предлагает учащимся пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию у ребят новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути.

Моя Родина – город Омск

Материал раздела направлен на формирование и развитие личности учащегося с нарушением слуха, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способной успешно выполнять гражданские обязанности на основе интегрировано-дифференцированного подхода к воспитанию и развитию.

О трудолюбии

Данный раздел способствует ознакомлению детей с правилами организации своего и коллективного труда, позволяющего получить результат и способствующего формированию межличностных и коллективистских отношений.

Занятие начинается с анализа любого общего трудового дела, оценки его результатов. В ходе практических занятий, общественно-полезной деятельности дети осознают значение труда, а также учатся ценить и уважать свой труд и труд других людей.

Духовные ценности

Занятия по разделу «Духовные ценности» рассчитаны на то, чтобы поселить в душе и сердце глухого учащегося светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, пониманию беспредельности, ответственности за свои мысли; устремленности к благу; мужество и бесстрашие; чувства заботы и сострадания, радости и восхищения; сознания жизни, смерти и бессмертия.

Темы раздела рассматриваются через использование игровых методов, бесед, анкетирования учащихся и родителей с целью помочь учащимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений, выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни.

В данную программу входят Приложения (дидактические материалы, задания и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Театр - в группе продленного дня и его роль в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации детей.

В статье идет речь о привлечении детей во внеурочную деятельность в часы работы группы продленного дня. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Развитие умения участвовать в коллективном твор...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...

Статья "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей «В мире добра».

Клуб «В мире добра» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования....