Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой
опыты и эксперименты (1, 4 класс) на тему

Погодина Светлана Васильевна

             При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика изучения учебной мотивации первоклассников

по итогам обучения в 1-м классе

             При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).

          Учащимся сообщается инструкция.

«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».

1. Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить профессию;

е) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки;

б) хорошие оценки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д) познание нового и выполнение задания;

е) готовиться к жизни,

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б)        больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.

4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(а);

б) в дневнике стоит хорошая отметка;

в) учительница будет рада;

г) дома меня похвалят;

д) смогу побольше поиграть на улице; е) я узнаю больше нового.

Спасибо!»

Обработка результатов

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл. 1).

Таблица 1

Варианты ответов

Количество баллов по номерам вопросов

1

2

3

4

а)

б)

в)

г)

д)

е)

0

5

3

2

4

1

1

2

3

0

5

4

2

5

0

1

3

4

5

2

3

0

1

4

Баллы суммируются и по оценочной таблице 2 выявляется итоговый уровень мотивации.

Таблица 2

Уровни

мотивации

Количество баллов по номерам

Сумма баллов итогового уровня мотивации

1

2

3

4

I

5

5

5

5

17—20

II

4

4

4

4

13—16

III

3

3

3

3

9—12

IV

2

2

2

2

5—8

V

0—1

0—1

0—1

0—1

6—4

I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;

II — высокий уровень учебной мотивации;

III — нормальный (средний) уровень мотивации;

IV — сниженный уровень учебной мотивации;

V — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

          Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:

  • количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
  • количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
  • количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
  • количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
  • количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.

         Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.

                                                                                                                                                                                                                 

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе

из начальных классов в средние

Анкета

Дата                     Ф.И.                                                                 Класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

л) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

к) я больше знал и умел.

                                                                                                                                       

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

 в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

 д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

 в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Спасибо за ответы!

                                                                               


Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 3).

  • Внешний мотив — 0 баллов.
  • Игровой мотив — 1 балл.
  • Получение отметки — 2 балла.
  • Позиционный мотив — 3 балла.
  • Социальный мотив — 4 балла.
  • Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 3

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

2

3

4

4

3

3

3

0

0

5

3

3

0

4

1

3

4

3

-

-

5

3

3

3

3

0

0

4

-

-

5

2

3

3

3

3

4

0

0

-

Баллы суммируются и по оценочной табл. 4 выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица 4

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;                                

III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV — сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 5). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Таблица 5

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

О

П

С

С

П

П

П

В

В

У

П

П

В

С

И

П

У

П

-

-

У

П

П

П

П

В

В

С

-

-

У

О

П

П

П

П

С

В

В

-

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив;

С — социальный мотив;

П — позиционный мотив;

О — оценочный мотив;

И — игровой мотив;

В — внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

Бланк обследования  школьной мотивации учащихся начальной школы по анкете Н.Г. Лускановой

Дата_________________                                                      Класс________________

Фамилия, имя______________________________________________________

Внимательно прочитай каждый вопрос. Подчеркни один вариант ответов, который совпал с твоим собственным мнением.

1. Тебе нравится в школе?

а)   Нравится        

б)   Не очень

в)   Не нравится        

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу  или тебе часто хочется остаться дома?

а)  Иду с радостью

б)  Чаще хочется остаться дома        

в)   Бывает разное        

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу

 не обязательно приходить всем, что желающие

 могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а)  Пошел бы в школу

б)  Не знаю        

4. Тебе нравится, когда у Вас отменяют какие-нибудь уроки?

а)  Не нравится        

б)  Бывает по разному        

в)  Нравится

в)  Остался бы дома        

5. Хотел бы ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а)  Не хотел бы        

б)  Не знаю        

в)  Хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а)  Не хотел бы        

б)  Не знаю

в)  Хотел бы        

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а)  Часто        

б)  Редко        

в)  Не рассказываю        

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а)  Не хотел бы

б)  Точно не знаю        

в)  Хотел бы

        

9. У тебя в классе много друзей?

а)  Много

б)  Мало        

в)  Нет друзей        

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а)  Нравятся        

б)  Не очень        

в)  Не нравятся        


ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

           Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволило получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьника ставить и успешно решать учебные задачи.

          Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, выявляет качественные и количественные показатели мотивации учения: итоговый уровень развития мотивации в целом и уровни развития ее отдельных составляющих (наличие личностного смысла учения, способность к целеполаганию; преобладание познавательных или социальных мотивов, внешней или внутренней мотивации, стремления к достижению успехов или к недопущению неудачи, реализация учебных мотивов в поведении или отсутствие таковой). Полученные результаты позволяют  наметить пути решения выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у учащихся определенного возраста.

          Анализ результатов диагностики учебной мотивации школьников на протяжении всего периода обучения позволил выявить влияние образовательного процесса на формирование и развитие учебной мотивации на различных возрастных этапах.

         Для этого предлагается следующий алгоритм обработки и анализа результатов диагностики:

  • сравнить между собой процентные показатели количества учащихся, имеющих очень высокий уровень учебной мотивации на всех этапах диагностики (перед поступлением в первый класс,
  • по окончании первого класса, при переходе из начальных классов школы, по окончании 9-го класса, в 11-м классе);
  • сравнить процентные показатели количества школьников со средним уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики;

3) сравнить процентные показатели количества детей с низким уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики.

             Для того чтобы определить, насколько существенными оказались различия в показателях от этапа к этапу, целесообразно применить t-критерий Стъюдента (1; 3).

            Качественный анализ позволяет сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов среди учащихся определенного возраста. Имея такие данные по разным возрастным категориям, можно отследить тенденцию в изменении характера мотивов в зависимости от возраста и организации образовательного процесса.

           Деятельность образовательного учреждения с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана успешной и эффективной в том случае, если от этапа к этапу происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий).

           Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Обратная же тенденция в показателях диагностики (увеличение количества школьников с низким уровнем мотивации или отсутствие динамики и существенных различий от этапа к этапу) говорит о наличии значительных проблем в деятельности образовательного учреждения в плане выполнения основных педагогических задач.

           Членам коллективов учебных учреждений и отдельным педагогам, заинтересованным в решении проблемы развития различных составляющих мотивационного компонента учебной деятельности, поможет знакомство с предлагаемыми первоисточниками. Из рекомендуемой литературы для работы по формированию учебной мотивации можно заимствовать как отдельные методы и приемы, так и целиком программы.

                                             

                                              Таблица 7

Сводная таблица результатов диагностики

Итоговые уровни мотивации

Перед поступлением в школу по Овчаровой Р.В.

По окончании 1 -го класса по методике М.Р. Гинзбурга

При переходе из начальных классов школы в средние

Обследование  школьной мотивации учащихся  нач. школы по Н.Г. Лускановой

Очень высокий

Высокий

Нормальный

Сниженный

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...

Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление  в  пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...

Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1 классе

При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основныеподходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебноймотивации»....

Трудности перехода из начальной школы в среднее звено

Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее  сложных  педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...

Статья "Проблемы перехода из начальной школы в среднее звено"

        Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – од...