Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
статья по окружающему миру на тему

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_chernousova.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Актуальность темы

Система экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса.

        Она включает в себя систему мероприятий, которые осуществляются циклично и формирует экологическую грамотность учащихся, побуждает к активному взаимодействию с социумом (демонстрация собственных исследований, экологические акции, конкурсные мероприятия).

   При этом в начальном звене  закладываются основы экологической культуры. Ребенок должен понимать «что такое хорошо и что такое плохо» в его поведении по отношению к окружающей природе. Достигается это в ходе  различных мероприятий,  и через взаимодействие с учащимися среднего и старшего звена: беседы, игры, конкурсы. В том числе и   вовремя работы во внеурочной деятельности.  

В любом предмете есть темы, имеющие экологическую направленность. Использование возможности проведения интегрированных уроков и мероприятий с применение активных форм и методов дает возможность осуществления и развития экологического воспитания.  

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебных действий, включая самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание.

 Педагогический опыт   разработан  мной  для формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий, а именно, общеучебных умений, составляющих основу здоровьесберегающей учебной деятельности, культуры работы с учебной информацией, которые применяются в различных жизненных ситуациях для обеспечения экологической безопасности.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

На начальном этапе более важным   являются личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Объект исследования: личностные ууд учащихся

Предмет исследования: ценностно – смысловая ориентация учащихся

Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.

Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;  

3.Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

4. Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;  

5.Развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

6.Проверить на практике позитивное влияние данных способов на активизацию познавательной деятельности, повышение качества знаний, развитие интереса к предмету.

       Гипотеза  исследования:  предполагаю,  что  разнообразие  форм  активизации  познавательной  деятельности  на уроках  окружающего мира, кубановедения и внеурочной деятельности в  начальных  классах, с  учётом  современных  методик,  повышает  эффективность усвоения  материала,  качество  знаний  младших  школьников.

 Введение

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! 

    На современном этапе развития общества остро встает вопрос экологического воспитания. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.  В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

  Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Растут и горы бытового мусора. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли.

Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта»

Современный выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

1. Содержание понятия «Экологическое воспитание младшего школьника»

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.

      Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента: 1)научный – ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.2) ценностный: экологические ориентации человека на различных этапах истории и общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба. 3) деятельный: система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. 4) деятельный: критерием эффективности экологического воспитания  и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.

2. Условия формирования ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы

       Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

     В курсе изучения  окружающего мира можно выделить три уровня изучения природы.

Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.

Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.

Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят: сезонные – в их основе лежит действие природных факторов; изменения вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.

           Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут сознательными и осмысленными убеждениями каждого ученика.      

 

3. Анализ результатов работы по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Экологическое образование осуществляется по программе «Окружающий мир», «Кубановедение» и внеурочной деятельности учащихся (на кружках)  

 Наблюдения за учащимися показывают, что все ребята достаточно активны и любознательны, при организации самостоятельной поисковой работы в классе и дома ученики принимают активное участие, систематизируют свои знания, полученные в ходе наблюдений и лабораторных работ.

В начале учебного года   была проведена с учащимися анкета «Я изучаю природу», в которой раскрывались представления детей о проблемах экологии в регионе и в стране

               

Вопросы

Да

Нет

Не знаю

1. Любишь ли ты отдыхать на природе?

100%

2. Есть ли у тебя любимые уголки природы?

50%

26%

34 %

3. Знаешь ли ты правила поведения в природе?

100%

4. Знаешь ли ты, зачем надо охранять природу?

100%

5. Считаешь ли ты себя защитником природы?

58%

42%

6. Интересуют ли тебя знания о природе?

78%

22%

7. Готов ли ты принять участие с друзьями в

изучении особенностей природы нашего края?

100%

 Таким образом, все дети проявляют интерес к природе, имеют знания о необходимости ее охраны,   считают себя защитниками природы и готовы принять участие в коллективном изучении природы родного края.

На сегодняшний день изменились цели экологического воспитания – от формирования экологической ответственности до достижения учащимися экологической компетентности, комплексного интегрального качества личности, включающего экологическую культуру, коммуникативные, организационные навыки, навыки самореализации при осуществлении проектов, значимых для социоприродного окружения и т.п.Накоплен богатый потенциал форм, методов, средств и технологий осуществления экологического образования, в т.ч. «метод проектов», «технология критического мышления» и другие.

Дети в основном ориентируются на чувства, эмоции матери, часть учащихся ориентируются на чувства героев, выделяя моральное содержание рассказа, учащиеся испытывают трудность при решении моральной дилеммы.

Дети выбирают правильные, с точки зрения морали, поступки, как учит мама или воспитатель, учитель.

Выводы

    В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы: а) проведенная работа способствует развитию у школьников экологического сознания; б) в ходе работы ребята участвовали в решении экологических проблем, на доступном им уровне, это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение; в) младшие школьники получили следующие экологические представления: как образуется плодородие почв, почему нельзя рвать цветы на лугу, для чего в лесу нужны грибы, почему на лугу нет крупных животных, почему поле называют природным сообществом, и многие другие; данные представления при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения, которыми ученики будут пользоваться; г) поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы; д) ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные и взаимосвязи природы. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

    Большинство тем учебника «Окружающий мир»  в начальной школе дополнены экологическими вопросами и краеведческим материалом. Это помогает решать задачи развития экологического сознания, которое является фундаментом для формирования экологического поведения. Единство экологического сознания и поведения – сущность экологического воспитания.