Главные вкладки

    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».
    статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Чурсина Валентина Васильевна

    Актуальность темы

    Система экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса.

                Она включает в себя систему мероприятий, которые осуществляются циклично и формирует экологическую грамотность учащихся, побуждает к активному взаимодействию с социумом (демонстрация собственных исследований, экологические акции, конкурсные мероприятия).

       При этом в начальном звене  закладываются основы экологической культуры. Ребенок должен понимать «что такое хорошо и что такое плохо» в его поведении по отношению к окружающей природе. Достигается это в ходе  различных мероприятий,  и через взаимодействие с учащимися среднего и старшего звена: беседы, игры, конкурсы. В том числе и   вовремя работы во внеурочной деятельности.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС »

    Актуальность темы

    Система экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса.

            Она включает в себя систему мероприятий, которые осуществляются циклично и формирует экологическую грамотность учащихся, побуждает к активному взаимодействию с социумом (демонстрация собственных исследований, экологические акции, конкурсные мероприятия).

       При этом в начальном звене  закладываются основы экологической культуры. Ребенок должен понимать «что такое хорошо и что такое плохо» в его поведении по отношению к окружающей природе. Достигается это в ходе  различных мероприятий,  и через взаимодействие с учащимися среднего и старшего звена: беседы, игры, конкурсы. В том числе и   вовремя работы во внеурочной деятельности.  

    В любом предмете есть темы, имеющие экологическую направленность. Использование возможности проведения интегрированных уроков и мероприятий с применение активных форм и методов дает возможность осуществления и развития экологического воспитания.  

    В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебных действий, включая самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание.

     Педагогический опыт   разработан  мной  для формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий, а именно, общеучебных умений, составляющих основу здоровьесберегающей учебной деятельности, культуры работы с учебной информацией, которые применяются в различных жизненных ситуациях для обеспечения экологической безопасности.

    В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

    На начальном этапе более важным   являются личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

    Объект исследования: личностные ууд учащихся

    Предмет исследования: ценностно – смысловая ориентация учащихся

    Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.

    Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;  

    3.Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

    4. Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;  

    5.Развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

    6.Проверить на практике позитивное влияние данных способов на активизацию познавательной деятельности, повышение качества знаний, развитие интереса к предмету.

           Гипотеза  исследования:  предполагаю,  что  разнообразие  форм  активизации  познавательной  деятельности  на уроках  окружающего мира, кубановедения и внеурочной деятельности в  начальных  классах, с  учётом  современных  методик,  повышает  эффективность усвоения  материала,  качество  знаний  младших  школьников.

     Введение

    Всё хорошее в людях – из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем:

    Удивиться, узнать, полюбить!

    Мы хотим, чтоб земля расцветала,

    И росли, как цветы, малыши,

    Чтоб для них экология стала

    Не наукой, а частью души! 

        На современном этапе развития общества остро встает вопрос экологического воспитания. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.  В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

      Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Растут и горы бытового мусора. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли.

    Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля.

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта»

    Современный выпускник начальной школы — это человек:

    • любознательный, активно познающий мир;
    • владеющий основами умения учиться;
    • любящий родной край и свою страну;
    • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
    • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
    • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

    1. Содержание понятия «Экологическое воспитание младшего школьника»

    Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.

          Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента: 1)научный – ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.2) ценностный: экологические ориентации человека на различных этапах истории и общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба. 3) деятельный: система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. 4) деятельный: критерием эффективности экологического воспитания  и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.

    2. Условия формирования ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы

           Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

         В курсе изучения  окружающего мира можно выделить три уровня изучения природы.

    Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.

    Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.

    Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят: сезонные – в их основе лежит действие природных факторов; изменения вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.

               Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут сознательными и осмысленными убеждениями каждого ученика.      

     

    3. Анализ результатов работы по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

    Экологическое образование осуществляется по программе «Окружающий мир», «Кубановедение» и внеурочной деятельности учащихся (на кружках)  

     Наблюдения за учащимися показывают, что все ребята достаточно активны и любознательны, при организации самостоятельной поисковой работы в классе и дома ученики принимают активное участие, систематизируют свои знания, полученные в ходе наблюдений и лабораторных работ.

    В начале учебного года   была проведена с учащимися анкета «Я изучаю природу», в которой раскрывались представления детей о проблемах экологии в регионе и в стране

                   

    Вопросы

    Да

    Нет

    Не знаю

    1. Любишь ли ты отдыхать на природе?

    100%

    2. Есть ли у тебя любимые уголки природы?

    50%

    26%

    34 %

    3. Знаешь ли ты правила поведения в природе?

    100%

    4. Знаешь ли ты, зачем надо охранять природу?

    100%

    5. Считаешь ли ты себя защитником природы?

    58%

    42%

    6. Интересуют ли тебя знания о природе?

    78%

    22%

    7. Готов ли ты принять участие с друзьями в

    изучении особенностей природы нашего края?

    100%

     Таким образом, все дети проявляют интерес к природе, имеют знания о необходимости ее охраны,   считают себя защитниками природы и готовы принять участие в коллективном изучении природы родного края.

    На сегодняшний день изменились цели экологического воспитания – от формирования экологической ответственности до достижения учащимися экологической компетентности, комплексного интегрального качества личности, включающего экологическую культуру, коммуникативные, организационные навыки, навыки самореализации при осуществлении проектов, значимых для социоприродного окружения и т.п.Накоплен богатый потенциал форм, методов, средств и технологий осуществления экологического образования, в т.ч. «метод проектов», «технология критического мышления» и другие.

    Дети в основном ориентируются на чувства, эмоции матери, часть учащихся ориентируются на чувства героев, выделяя моральное содержание рассказа, учащиеся испытывают трудность при решении моральной дилеммы.

    Дети выбирают правильные, с точки зрения морали, поступки, как учит мама или воспитатель, учитель.

    Выводы

        В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы: а) проведенная работа способствует развитию у школьников экологического сознания; б) в ходе работы ребята участвовали в решении экологических проблем, на доступном им уровне, это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение; в) младшие школьники получили следующие экологические представления: как образуется плодородие почв, почему нельзя рвать цветы на лугу, для чего в лесу нужны грибы, почему на лугу нет крупных животных, почему поле называют природным сообществом, и многие другие; данные представления при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения, которыми ученики будут пользоваться; г) поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы; д) ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные и взаимосвязи природы. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

        Большинство тем учебника «Окружающий мир»  в начальной школе дополнены экологическими вопросами и краеведческим материалом. Это помогает решать задачи развития экологического сознания, которое является фундаментом для формирования экологического поведения. Единство экологического сознания и поведения – сущность экологического воспитания.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы

    Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы...

    Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

    Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

    "Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения" (из опыта работы)

    Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знания...

    Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

    Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

    Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

    Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

    "Развитие познавательной активности в начальной школе Активными методами обучения в условиях реализации ФГОС"

    В 2016 году я прошла курс обучения на образовательном портале "Мой университет". Тема: "Технологии АМО в начальной школе в условиях реализации ФГОС". Чтобы поделиться со своими коллегами опытом работы...

    Статья по теме " Опыт использования современных методов обучения и воспитания в начальной школе"

    В статье представлен опыт работы по использованию современных методов обучения и воспитания в начальной школе...