Методическая разработка урока по ФГОС НОО НАШИ ПРОЕКТЫ: «КТО НАС ЗАЩИЩАЕТ» 3 класс, УМК «Школа России»
методическая разработка (3 класс) на тему

Полякова Татьяна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

III районный заочный конкурс методических разработок современных уроков среди педагогов начального общего, основного общего, среднего общего образования

«Проектирование урока в соответствии с требованиями к личностным, метапредметным, предметным результатам»

Номинация: «Реализация ФГОС начального общего образования»

Методическая разработка урока по ФГОС НОО

НАШИ ПРОЕКТЫ: «КТО НАС ЗАЩИЩАЕТ»

3 класс, УМК «Школа России»

ПОЛЯКОВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА,

учитель начальных классов

МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №10»

2016 год

Аннотация

Данная методическая разработка раскрывает  методику проектирования  современного урока по предмету «Окружающий мир»  в 3-м классе, работающих по УМК  «Школа России» согласно требованиям ФГОС  НОО и раскрывает возможность использования различных дидактических приемов обучения с вовлечением детей в активную деятельность на уроках окружающего мира. Материал организован в виде технологической карты урока, что позволяет показать виды учебной деятельности учителя и учащихся по достижению планируемых результатов – личностных, предметных, метапредметных – и по формированию универсальных учебных действий.

Введение

Угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. На чью помощь мы можем рассчитывать в таком случае? Учащимся предстоит ответить на этот вопрос, который обеспечивает «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся. Они ведут наблюдения исследовательского характера, используют различные творческие задания, учебные диалоги, находят в Интернете и других источниках информацию сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС, оформляют собранные материалы в проект, учатся презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Данный урок проводится во втором полугодии и входит в раздел «Наша безопасность» (8 ч), разработан в соответствии с возрастом и возможностями детей, четко определена структура  урока, подобраны  интересные и доступные упражнения, строго дозирована нагрузка, продуманы  методы и приемы обучения, подобрано оборудование.

Урок строится на принципах деятельностного обучения, и включают практическую работу, работу в группах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки.

Учитель: Полякова Т.Г.

УМК: «Школа России»

Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир», часть 2

Школа: МКОУ «Начальная школа - детский сад №10»

Класс: 3

Тема:   Наши проекты: «Кто нас защищает»

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: Урок - проект

Цель для учителя: Систематизация знаний и организация практической деятельности на уроке для создания коллективного проекта (стенгазеты)

Цель для обучающихся: Закрепить знания о деятельности специальных служб по охране и защите населения

Планируемые результаты обучения: 

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие УУД:

  • личностные

1)воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;

2)освоение доступных способов изучения материала (интервью, наблюдение, запись, сравнение, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

3)делать сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы;

4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

5)формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;

 6) активное освоение различных способов познания окружающего.

  • метапредметные

1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • предметные

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье;

3)умения находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используемые современные технологии:  дидактические технологии, здоровьесберегающие технологии.

Педагогические методы: частично-поисковый, практический, беседа.

Педагогические приёмы: проблемный поиск, проверка гипотезы, самостоятельное нахождение информации, организация работы в группах, обобщение и классификация понятий, создание коллективного проекта (стенгазеты)

Межпредметная связь: история, технология, экология, информатика, русский язык.

Средства обучения: ТСО (презентации, подготовленные обучающимися), маршрутные листы, карточки с изображением дорожных знаков, листы успешности, карточки с изображением спец. служб по охране и защите населения., ватман.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Основная часть

Этап урока / Форма работы

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент / Фронтальный

Включение

учеников в деятельность на личностном уровне

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
И урок сейчас начнем.

Учащиеся приветствуют гостей, эмоционально настраиваются на урок.  Осуществляют самоконтроль: проверяют свою готовность к уроку (наличие необходимых учебных принадлежностей).

2.

Актуализация знаний / Фронтальный

Повторение изученного материала.

Мотивирование обучающихся на работу по проекту.

- Как вы сегодня добирались до школы?

- Что помогает водителям и пешеходам на дороге?

Игра «Объясните знак»

- Представьте, что вы водители и сейчас сидите не за партой, а за рулем шикарного автомобиля. Перед вами появляются дорожные знаки. Как вы поступите, увидев эти знаки?

(Учитель показывает картинку с изображением дорожного знака)

- Подумайте, а какую «работу» выполняют дорожные знаки?

- Для чего они нужны людям?

Мотивация учебной деятельности.

- Дорожные знаки.

Ученики объясняют, о чем говорит знак и как должен поступать водитель.

Отвечают на вопрос, исходя из личного опыта.

- Дорожные знаки помогают водителям и «защищают» пешеходов.

3.

Мотивация учебной деятельности.

Постановка цели и задач урока.

/ Фронтальный

Познакомить  обучающихся  с учебной задачей. Обсудить затруднения. Постановка цели и задач урока. Планирование проектной деятельности.

- Ребята, а вы когда-нибудь серьёзно задумывались над тем, кто же нас защищает?

- Предлагаю вам назвать как можно больше людей, которые нас защищают  в разных ситуациях, благодаря кому мы можем жить, учиться и работать спокойно (мозговой штурм) 

- Что объединяет всех этих людей? (Приложение 6)

- Можно ли выделить среди всего перечисленного специальные службы защиты населения, которые были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни?

  • (учитель вывешивает на доску картинки с изображением названных служб) (Приложение 7)

- Сформулируйте тему урока.

- Можете ли вы рассказать,  в чем заключается работа перечисленных служб?

- Откуда или от кого вы можете получить информацию об этих специальных службах?

Гипотеза: предположим, что если бы не было специальных служб защиты населения, то мы не могли бы жить и работать спокойно.

- Три урока назад мы начали изучение большого раздела «Наша безопасность» и уже на первом уроке рассматривали, как правильно вести себя в опасных ситуациях и кто нам может помочь. Именно тогда вы получили задание разбиться на группы и подготовить проекты об одной из служб защиты населения. Каждая группа получила маршрутный лист. (Приложение 8). Данная гипотеза стала основополагающим вопросом для вас.

- Можете ли вы  доказать правоту своей гипотезы?

- Все ли вы знаете достаточное количество информации о спец. службах защиты населения?

- Проанализируйте свои ответы.

- Можете ли вы используя свои групповые проекты поделиться информацией расширить свои знания о деятельности данных служб.

- Определите цель урока и цель вашего выступления

Отвечают, исходя из личного опыта.

Участвуют в мозговом штурме. Называют людей различных профессий, которые оказывают помощь в трудных жизненных ситуациях.

Выделяют специальные службы защиты населения (армия РФ, полиция, пожарные, МЧС)

Формулируют тему урока: «Наши проекты: «Кто нас защищает»

Называют источники информации.

Определяют мотив проектной деятельности.

С помощью учителя выдвигают гипотезу.

Учащиеся  соглашаются с гипотезой.

Возникает проблема – нехватка знаний.

Считают, что знают   не достаточно много информации о каждой из спец. служб по защите населения. Определяют цель урока и цель выступления. (Поделиться информацией, полученной в ходе выполнения групповых проектов, расширить знания о деятельности специальных службах ).

4.

Обобщение и систематизация знаний / Индивидуальная (оценка уровня успешности) фронтальная, групповая.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

-Сегодня вы готовы представить  свои проекты одноклассникам.

- Прежде чем вы начнете презентацию своих проектов, оцените уровень своих знаний  о деятельности служб по защите и охране населения на листах успешности. (Приложение 9) Поднимите руку, у кого крестик внизу. А кто хотел бы, знать больше? Тогда приступим.

- Первым мы дадим слово для защиты своей презентации 1 группе, которая приготовила проект по теме: «Армия». (Приложение 10)

- Слово для защиты своей презентации 2 группе, которая приготовила проект по теме: «Пожарная охрана». (Приложение 12)

- Слово для защиты своей презентации 3 группе, которая приготовила проект по теме: «Полиция». (Приложение 14)

- Слово для защиты своей презентации 4 группе, которая приготовила проект по теме: «Скорая помощь». (Приложение 16)

Ученики выступают в группах со своими проектами. Ребята

Осуществляют самооценку на листах успешности.

Показ слайдов презентации по теме: «Армия» (Приложение 11)

Показ слайдов презентации по теме: «Пожарная охрана» (Приложение 13)

Показ слайдов презентации по теме: «Полиция» (Приложение 15)

Показ слайдов презентации по теме: «Скорая помощь» (Приложение 17) После каждой защиты проекта ребята задают вопросы по теме презентаций.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

- Узнали ли вы что – то новое из представленных проектов ваших одноклассников?

- Чей на ваш взгляд проект более интересный, насыщенный информацией, которая вам пригодится?

- Какова цель выступления ваших одноклассников?

- Можно ли сказать, что благодаря нашим групповым проектам мы доказали гипотезу, выдвинутую в начале урока?

- Что мы можем сделать со всей информацией, которую получили?

- Для чего можно её использовать?

- Определите цель нашего проекта «Кто нас защищает» (Приложение 18)

- Зачем мы будем выполнять проект, какой результат хотим получить?

- Кому наш продукт будет интересен, полезен, кто сможет его использовать?

- Как будем работать над проектом (индивидуально или в группе)?

- Какими источниками информации можем воспользоваться?

- Как будем оформлять  и представлять результаты работы?

- Каким хотим видеть наш проект?

Ученики осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, оценивают собственные успехи /неуспехи и своих товарищей.

Повторяют ранее поставленную цель выступления. (Поделиться информацией, полученной в ходе выполнения групповых проектов, расширить знания о деятельности специальных службах ).

Предлагают оформить совместный проект. (Оформить стенгазету)

Определяют цель проекта

(закрепить знания о деятельностью служб, защищающих и спасающих людей.) Участвуют в планировании проектной деятельности: совместно с учителем определяют значимость проекта, этапы работы, источники информации, форму представления продукта (стенгазета, доклад) договариваются о критериях результативности, распределяют обязанности в группе.

Физкультминутка

Обеспечить смену деятельности, активный отдых, переключение внимания

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Выполняют движения

5.

Применение знаний и умений в новой ситуации / Фронтальный

Провести анализ имеющейся информации. Оформить совместный проект (стенгазету)

- Какую информацию мы можем использовать на данный момент для оформления нашего проекта (стенгазеты)?

- Ребята, посмотрите внимательно на наш проект и подумайте, кто нас ещё охраняет в повседневной жизни? (Приложение 19)

- Что можно еще  добавить в наш проект?

- Скажите, а есть ли среди ваших родственников, близких или знакомых люди, которые защищают или спасают население?

- Есть ли среди них, человек, который может стать для вас примером, героем?

Проводят анализ имеющейся на данный момент информации. Оформляют проект (стенгазету).

Дополняют список людей, которые заботятся о нашей безопасности.

Называют членов своей семьи, родственников, друзей и знакомых, которые связаны с деятельностью служб охраны и защиты населения.

Отвечают, исходя из личного опыта

6.

Информация о домашнем задании / Индивидуальный

Предложить продолжить свою работу по желанию. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

- Я предлагаю вам продолжить нашу проектно - исследовательскую работу, чтобы наш проект стал ещё более интересным. Вам надо подготовить сообщение (можно подготовить проект: компьютерная презентация + доклад) на тему: «Герои среди нас», где вы можете рассказать всем о своих родных и знакомых, об их подвигах. Данный проект пригодится вам для выступления на мероприятиях в рамках Военно-спортивного месячника.

Записывают домашнее задание, если что-то непонятно – задают вопросы.

7.

Контроль усвоения / Фронтальный, индивидуальный

Обсудить допущенные ошибки в ходе работы по выполнению проекта и их коррекция.

- Пригодятся ли знания, полученные в проекте, вам в жизни?

- Какие вопросы в проекте оказались более доступными для вас?

- Что показалось для вас наиболее сложным?

- Считаете ли вы , что в ходе нашей работы были допущены ошибки? Какие?

- Ваши предложения по проектной деятельности.

- Причины вашей успешности?!

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оцените уровень своих знаний  о деятельности служб по защите и охране населения на листах успешности. (Приложение 9) Поднимите руку, у кого крестик оказался вверху.

Проводят анализ и самоанализ деятельности, фиксируют на листе достижений результаты. Выясняют причины успеха в учебе. Делают вывод о достижении поставленной цели урока и выдвинутой гипотезы. Оценивают степень достижения учебной задачи.

8.

Рефлексия / Фронтальный, индивидуальный

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Дать возможность для индивидуального закрепления полученных знаний.

- С кем бы вы поделились своими знаниями, полученными в ходе проекта?

- Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом?

- Что нового, значимого для себя, я узнал в ходе работы над проектом?

- Воспользуйтесь бланками «Рефлексия учащегося». Ответьте на вопросы, оставьте сои отзывы и предложения. (Приложение 20)

Спасибо за урок!

Анализируют содержание работы..

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Определяют возможность практического применения новых знаний.

Заключительная часть

Предлагаемый урок – это яркий пример того, как можно обсуждение одного из наиболее актуальных вопросов о деятельности служб по защите и охране населения  сделать для школьников интересным, понятным, запоминающимся.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Основной организационной задачей являлось создание условий для систематизации и обобщения знаний и умений. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, различные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов должны способствовать достижению образовательных целей урока, стимулировать познавательные интересы и активность учащихся.

        Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствует их жизненному опыту.

Включение обучающихся  в интерактивные формы деятельности, использование дидактических технологий, позволит ребятам самостоятельно организовывать проектную деятельность. Дети смогут усовершенствовать свои умения принимать, удерживать цели и задачи учебной деятельности, оценивать свою деятельность, вести дискуссию, грамотно строить свои предположения и выводы, а так же работать в группе (в том числе распределять обязанности и функции внутри неё). Важно отметить, что знания и опыт, полученные школьниками на уроке, тесно связаны с повседневной жизнью учащихся. Домашнее задание, которое предлагается выполнить детям, вовлекает всю семью и дает возможность на практике применить полученные знания.

Список литературы для учителя

  1. Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ю.И. Глаголева, Е.Ю. Федотова, Н.И. Роговцева. -  СПб.: Просвещение,, 2013.
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/02/20/uchebnyy-proekt-kto-nas-zashchishchaet

Список литературы для учащихся

  1. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч 1 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Интернет ресурсы для подготовки собственных презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике на тему: «Угол. Виды углов» (2 класс, УМК «Школа России»)

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся об угле,  видах углов, умения строить и различать углы....

Конспект урока. Тема: "Наши проекты: "Задачи - расчеты"". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по математике на тему: "Наши проекты: "Задачи-расчеты""...

Конспект урока "Наши проекты. Музей путешествий" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с некоторыми городами нашей Родины и мира.Планируемые результаты:Предметные: - уметь находить и показывать на карте города;- знать достопримечательн...

Конспект урока "Наши проекты. Праздник поэзии" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по изученным темам; создание условий для привития интереса к литературному чтению и создания проекта по выбранной теме; расширение кругозора уче...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Из детских журналов" ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по литературному чтению "Из детских журналов" для 2 класса....

Методическая разработка : рабочая программа и КТП по русскому языку для 1 класса УМК Школа России

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...