Как удержать внимание учеников на уроке в 1 классе. Рекомендации учителю.
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Шапуленкова Ирина Николаевна

Одна из основных задач учителя на уроке — привлечение внимания детей к себе, к тому, что он говорит, и к тому материалу, который ученики должны усвоить. Особенно трудно это удается при работе с первоклассниками. И дело здесь совсем не в том, что они не хотят учиться или имеют скверный характер. Рассмотрим подробнее причины почему так трудно привлечь внимание первоклассников и как решить эту проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_uchitelyu_pervoklashek.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Как удержать внимание учеников на уроке в 1 классе?

(советы и рекомендации учителю)

Одна из основных задач учителя на уроке — привлечение внимания детей к себе, к тому, что он говорит, и к тому материалу, который ученики должны усвоить. Особенно трудно это удается при работе с первоклассниками. И дело здесь совсем не в том, что они не хотят учиться или имеют скверный характер. Рассмотрим подробнее причины почему так трудно привлечь внимание первоклассников и как решить эту проблему.

Если посудить, первоклассник - это еще дошкольник, который вчера бегал, резвился, играл с игрушками — в общем, делал только то, что ему хотелось.

С поступлением в школу в его жизни начинают резко меняться многие внешние обстоятельства. Меняется его социальная роль и, естественно, к нему предъявляются совсем другие, более строгие, требования. На уроке первоклассник должен внимательно слушать, правильно выполнять задания, воспринимать большой объем информации. А психологические процессы у ребенка изменяются намного медленнее. Поэтому дети шестилетнего возраста не обладают достаточным уровнем произвольного внимания. Для них проблематично долго сосредотачиваться на одном задании. Они часто отвлекаются и абсолютно не вникают в смысл объяснений учителя.

Нередко можно заметить, как во время работы над упражнением некоторые дети просто смотрят в окно. Или посреди урока вдруг раздается возглас: «Смотрите, птичка на подоконник села!». Все это свидетельствует о том, что ребенок уже переключил свое внимание на другой объект.

Что же нужно делать учителю при работе с первым классом для удерживания внимания детей на изучаемом материале? Важно знать, что шестилеткам сложно сосредотачиваться на однообразной, интеллектуально насыщенной или малопривлекательной для них деятельности. Отсюда следуют такие рекомендации.

Следует чередовать виды деятельности

Учитель должен планировать свой урок так, чтобы в ходе занятия виды деятельности постоянно чередовались друг с другом. Нельзя на уроке чтения только читать или на уроке обучения грамоте только писать на протяжении всего занятия.

Например, при изучении новой буквы с детьми нужно проводить такие упражнения:

  • звуковое восприятие и выделение звука: разучить чистоговорку, отгадать загадку и установить первый звук в отгадке и т.д.;
  • знакомство с буквой: рассмотреть на образце, придумать, на что она похожа, вылепить ее из пластилина или вырезать из бумаги, написать в тетради;
  • чтение слогов: в таблице, по лучикам;
  • поиск нужного звука в слове и т.д.

Таким образом, после слушания дети перейдут к практической деятельности, потом к чтению и снова к фонетическим упражнениям. Аналогично нужно строить работу и на других уроках. Кроме того, нужно помнить, что выполнение каждого отдельного упражнения должно занимать 2 – 5 мин.

Также можно чередовать и формы работы. Как правило, в 1 классе дети еще не отождествляют себя с коллективом класса. Поэтому фронтальная работа должна сменяться групповой или парной.

Доступность

Как только ребенок перестает понимать, о чем идет речь на уроке, он переключит свое внимание на другой объект. Поэтому необходимо изучать материал на основе имеющихся представлений у детей. По возможности любое объяснение должно быть проиллюстрировано конкретными примерами.

Также следует учитывать, что у шестилеток преобладает наглядное мышление. Значит, на уроке должны быть использованы яркие картинки, видеофрагменты, раздаточный материал, игрушки.

Игровая и практическая деятельность

У первоклассников ведущим видом деятельности все еще остается игра. Поэтому, чтобы ребенку было несложно сосредоточиться на выполнении задания, необходимо создать игровую обстановку. Существует большое количество дидактических игр, которыми нужно заменить все упражнения репродуктивного типа. Например, не просто решаем примеры, а ищем ошибки в тетрадках учеников Лесной школы.

Рекомендуется использовать игру «Фишки». Перед началом урока учитель с детьми решают, какое слово или действие будет считаться сигнальной фишкой (например, покашливание или фраза «А теперь …»). Далее первоклассники должны в ходе занятия замечать, когда прозвучит этот сигнал и фиксировать его (например, ставить палочку на листочке или рисовать кружочек и т.д.). В конце урока следует проверить, кто справился с этим заданием и определить самого внимательного ученика.

Также основное место в объяснении учебного материала должна занимать практическая деятельность детей. Ребенок не будет отвлекаться, если ему интересно то, что он делает. Слушать рассказ учителя о том, что бывают звонкие и глухие звуки не так занимательно, как взять в руки кубик с буквой и, встряхнув его, определить — будет он звенеть или нет.

Поведение учителя

Не забывайте о ведущей роли учителя на уроке. Тем более это важно в 1 классе. Нужно:

  • постоянно перемещаться по классу;
  • менять тональность и темп голоса;
  • свободно жестикулировать;
  • делать смысловые паузы;
  • использовать оригинальные атрибуты: волшебная палочка, клоунский колпак, белый халат и т.д.;
  • надевать яркие «броские» аксессуары.

Отлично помогает привлечь внимание детей смешная шутка или какая-то комическая ситуация. Можно использовать эффект неожиданности, удивить первоклассников нестандартным поведением или внезапным появлением какого-то предмета.

Также учителю рекомендуется периодически просить детей повторить последнюю фразу, которую он произнес.

Еще один прием — «забывчивость». В ходе рассказа учитель может сделать вид, что он забыл, о чем хотел дальше сказать, и попросит детей подсказать. Естественно, это нужно спланировать так, чтобы детям было очевидно, какой фрагмент речи пропущен.

Для повышения внимательности детей на уроке их нужно максимально привлекать к участию в учебном процессе. Учителю не стоит много разговаривать на уроке. Лучше вести диалог, давать ученикам возможность высказать свое мнение, добиваясь таким образом от них ответной реакции.

Умение удерживать внимание первоклассников на уроке — очень важный навык для учителя. От этого зависит дисциплина в классе во время занятия и успеваемость его учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет учителя начальных классов по теме: "Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика".

План.1.     Теоретические исследования в области стимулирования с целью повышения эффективности урока.2.     Метод ассоциативного образа на ур...

Доклад на тему "Если ты можешь удержать внимание детей-ты можешь их обучать"

Если рассматривать структуру учебного процесса, то можно выделить два его субъекта: это учитель и ученик. Основная задача учителя всегда являлась умение  передать знания учащимся, но на сег...

Учитель ученик_2 урок_1 класс

Презентация к курсу "Мир деятельности", для учащихся 1 класса. Может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности....

Повышение концентрации внимания учеников на уроке математики.

В статье "Технология концентрации внимания учеников при постановке учебной задачи" помещён материал из опыта моей работы , в котором можно найти приёмы, методы и формы работы для активизации...

Как удержать внимание класса и провести незабываемый урок(выступление на МО)

Методы и премы привлечения внимания класса на уроке. Клиповое мышление. Признаки невнимательности....

Рекомендации учителя-логопеда для родителей учеников начальной школы с ЗПР.

Учитель-логопед делится с родителями  учеников начальной школы с ЗПР рекомендациями по коррекции  и своевременному оказанию адекватной помощи учащимся со стороны учителей, воспитателей и род...

«Как удержать внимание и интерес обучающихся на логопедическом занятии в начальной школе?»

Интерес - лучшее побуждение к занятию.У ребенка возникает интерес, значит он быстрее будет достигать результатов....