Повышение концентрации внимания учеников на уроке математики.
статья по математике (1 класс) на тему

Банцекина Жанна Юрьевна

В статье "Технология концентрации внимания учеников при постановке учебной задачи" помещён материал из опыта моей работы , в котором можно найти приёмы, методы и формы работы для активизации внимания первоклассников на примере урока математики. Познакомившись с данной статьёй читатели могут найти для себя ответы на вопрос : Как пробудить интерес учеников, сконцентрировать их внимание на учебной задаче? Приёмы, формы и методы работы представлены с учётом индивидуальных стилей познавательной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология концентрации внимания учеников при постановке учебной задачи

( с учётом индивидуальных стилей познавательной деятельности)

                 Банцекина Ж.Ю., Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов      г.о.Жуковский

     «Ребёнок есть деятельное существо, имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрослыми, умными, образованными, ставшим учителями и воспитателями и берущим на себя ответственность по завершению сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким,  какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека». ( Ш.А. Амонашвили «Школа жизни» М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998) Принимать ребёнка таким, какой он есть, т. е. обучать с учётом его индивидуальных стилей познавательной деятельности".  

     Собираясь на урок к своим третьеклассникам, ставлю для себя задачей найти приёмы, методы и формы работы для активизации внимания детей. Внимание тесно связано с интересом. Если ребёнку интересно, он внимателен. Как пробудить интерес учеников, сконцентрировать их внимание на  учебной задаче? Особенно остро этот вопрос стоит на первом уроке. Расскажу, как я работаю над активизацией и концентрацией внимания детей на примере урока математики. Начать урок можно с зарядки под задачи в стихах. « Ёжик по грибы пошёл, 10 рыжиков нашёл.  8 положил в корзинку, остальные же - на спинку. «Сколько рыжиков везёшь на своих иголках,  ёж?»  

     Предлагаю выполнить упражнения и одновременно попытаться найти ответ на вопрос задачи. Вношу элемент соревнования между девочками и мальчиками: кто из них быстрее даст ответ. Читаю текст  и демонстрирую упражнения. Задачи просты, не требуют глубокого осмысления, ответ находится быстро, даётся хором, поэтому никто не боится ошибиться. Посильность выполнения задач настраивает ребят на успех. Дети взбадриваются, настроение у них поднимается, волнение перед уроком, если оно было, исчезает. Заканчиваю зарядку словами: «Раз - два - выше голова! Три – четыре - руки – шире! Пять-шесть – тихо сесть!

      Теперь предстоит активизировать мыслительную деятельность учеников. Обычно дети на первом уроке медленно включаются в работу, пассивны. Пытаюсь пробудить активность, предлагая начать устный счёт с решения элементарных выражений, таких как 1 + 1, 1 + 2, постепенно усложняя их, в зависимости от того, какая тема будет рассматриваться на уроке. Для детей с визуальным типом мышления демонстрирую примеры на табличках. Учитывая то, что в классе есть ученики с кинестетическим типом мышления, а им нужно воспринимать информацию через осязание, движение, часто использую ученические веера с изображением цифр. В зависимости от того, какое значение выражения  предполагается, работа с веером проводится либо индивидуально, либо в парах. Например, предлагаю  решить пример или задачу совместно с соседом по парте и,если ответом является двузначное число, договориться о том, кто будет показывать на веере количество десятков, а кто количество единиц. Если в устном счёте выполняется деление с остатком, то один ученик демонстрирует целое число, другой демонстрирует остаток.

    Большую помощь в активизации и концентрации внимания учащихся оказывает работа с интерактивной доской. Часто в начале урока перед детьми ставится какая-либо проблема. Например, предлагаю ребятам познакомиться с планом урока. Открываю слайд, а на доске пункты плана перепутаны. Искренне удивляюсь тому, что произошло и прошу ребят решить эту проблему. Неожиданность происходящего у многих  повышает интерес к  заданию и приводит к необходимости сконцентрировать своё внимание на его выполнении.  Каждый пункт плана окрашен в свой цвет, слова «разбросаны» по экрану, перевёрнуты в разных направлениях. Дети должны восстановить план, разгадав закономерность его расположения. Как правило, такой  беспорядок слов устраивает какой-либо сказочный герой, например, Баба Яга. Если уроки проходят в зимнее время, то это может быть вьюга, весной – талая вода, осенью – ветер. Мотивом  к выполнению задания может быть моя просьба помочь Незнайке, Буратино, другим литературным героям восстановить порядок. К доске предлагаю выйти и исправить расположение пунктов плана в первую очередь детям с кинестетическим типом мышления, т.к. для них важно движение. Дети с визуальным типом мышления получают задание читать восстановленные пункты, а ребята с аудиальным типом мышления слушать и вносить свои коррективы, если это необходимо. В другой раз можно предложить усложнённую версию такого задания, например, пункты плана не окрашивать в разные цвета, а напечатать их разным шрифтом. В конце урока, при подведении итогов можно вернуться к этому плану и проверить всё ли удалось выполнить. На мой взгляд, это помогает детям с визуальным типом мышления подвести итог урока.

     Для повторения и закрепления изученного материала провожу урок-игру, урок-путешествие, урок-прогулку и т.п. При проведении таких уроков выигрышным бывает использование интерактивной доски, которая позволяет принимать активное участие в уроке детям с различными стилями познавательной деятельности и с различными каналами поступления информации. Для создания сценария таких уроков использую сюжеты известных сказок, времена года. Например, на одном из уроков закрепления деления двузначных чисел на однозначные в гости к детям «приходила» Зима и приглашала ребят на прогулку по лесу. Красочные слайды с изображением красавицы-зимы, её верных подруг, метели и вьюги, привлекают внимание визуалов. Изображения сопровождаются чтением устных задач типа «На сосне 44 шишки, на ели – в 2 раза меньше, чем на сосне, а на дубе в з раза больше, чем на ели. Сколько шишек на дубе?»  Импульсивный ребёнок, вполне возможно, ответит, что на дубе 66 шишек,  рефлексивным детям предлагаю подумать и проверить правильность уже прозвучавшего ответа. Аналитик обратит внимание на детали и скажет, что на дубе шишки не растут. Следом за первой такой задачей должна быть задана другая, но тоже на поиск несоответствий.  Подобные задания вызывают интерес и после первой задачи ребята ждут следующую аналогичную задачу, чтобы попытаться найти противоречие или несоответствие. За правильный ответ дети получают отличительную карточку. Для многих детей эти награды служат стимулом к решению следующей задачи и, надеюсь, что правильный ответ дадут не только аналитики, но и синтетики.

    Для того чтобы внимание не ослабевало, а интерес находился на прежнем уровне, продолжаю урок – прогулку по лесу  и за основу дальнейших заданий использую текст известной песни в исполнении Э. Хиля «Зима». На пути избушка Зимушки-зимы. Читаю строчки из песни: « У леса на опушке жила Зима в избушке, она снежки солила в берёзовой кадушке». Предлагаю детям решить примеры на деление и узнать, сколько снежков в каждой кадушке засолила Зима.  На экране интерактивной доски изображения кадушек и снежков.  Дети с визуальным типом мышления видят изображения предметов, и это облегчает им устные вычисления. Дети с аудиальным типом мышления прослушали условие задачи и тоже ищут ответ. Предлагаю им рассказать, как они выполнили деление. Непоседливым кинестетикам, которым необходимо движение и осязание, предлагаю выйти к доске, «засолить снежки в кадушке», т.е. передвинуть изображение снежков к изображению кадушек. Аналогично выполняются задания по следующим строчкам песни «Она сучила пряжу, она ткала холсты…» - считаем, сколько метров холста наткала Зима. «Ковала ледяные да над реками мосты» -  считаем, сколько мостов наковала Зима через реки с известными детям названиями рек нашей местности.  

     По результатам анкетного исследования теста «Познавательная деятельность учеников»

( Левина И.И., Иванова Г.В. «Индивидуальные особенности школьников» 2008 г.)   выяснилось, что большинству учеников нравится коллективный поиск решения. Поэтому при решении задач, требующих письменного оформления, коллективно обсуждаем,  какой вид краткой записи условия задачи больше подходит. Для этого сначала определяем вид задачи. Если это задача на нахождение части или целого выбираем чертёж-схему, если задача на приведение к единице или обратная ей, составляем таблицу. Для записи решения даю право выбора. Ребёнок с аналитическим типом мышления, как правило, записывает решение по действиям с подробными пояснениями и даёт полный ответ к задаче, т.к. для него важны детали. Ребёнок же с синтетическим типом мышления выбирает запись одним выражением в несколько действий, либо записывает решение по действиям, но без пояснений и даёт краткий ответ, детали ему не нужны – ему и так всё понятно. Детям, которым трудно справиться с решением задачи, оказываю помощь индивидуально.

    Проведение уроков с учётом индивидуальных стилей познавательной деятельности младших школьников позволяет детям комфортно осваивать учебный материал и  способствует достижению успеха  в познавательной деятельности.

    Литература.

  1. Левина И.И., Иванова Г.В. «Индивидуальные особенности школьников» 2008 г.
  2. Ш.А. Амонашвили «Школа жизни» М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Приведенные задания помогут учителям и родителям развивать концентрацию внимания у  детей 6-11 лет....

Формирование самостоятельной деятельности ученика на уроках математики

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся для меня является актуальной. В своей работея ставлю перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовнос...

Как удержать внимание учеников на уроке в 1 классе. Рекомендации учителю.

Одна из основных задач учителя на уроке — привлечение внимания детей к себе, к тому, что он говорит, и к тому материалу, который ученики должны усвоить. Особенно трудно это удается при работе с первок...

Презентация "Технология концентрации внимания учеников при постановке учебной задачи"

Данная презентация содержит материал, который поможет пробудить интерес учеников, сконцентрировать их внимание на поставленной  учебной задаче....

Климова Е.А. Работа с одарёнными учениками на уроках математики

У каждого учителя в классе найдётся один, а может быть и несколько математически одарённых детей. Вопрос работы на уроке с такими учениками всегда остаётся актуальным и острым для учителей не только н...