Консультация для родителей «Работа по правилам»
консультация на тему

Якуткина Валентина Дмитриевна

Публикуемый материал консультации раскрывает причины по которым школьники, знающие какое-либо конкретное правило, не могут его применить. Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы школьники владели приемами умственной работы.

Прием умственной работы для решения задачи «не с глаголами» можно сформулировать следующим образом:

1.    Определяю, употребляется ли глагол без частицы  не.

2.     Если да, пишу частицу раздельно.

3.     Если нет, пишу частицу слитно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakutkina_f.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Работа по правилам»

Печальная уверенность, что правила не помогают, живет в сознании огромного числа школьников. Даже тем детям, которые не зазубривают правила, а осознанно их усваивают, могут свободно изложить и подтвердить собственными примерами, далеко не всегда удается избежать ошибок. Путь от знания правила к безошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Чтобы вы могли помочь вашему школьнику одолеть их, давайте разберемся, в чем же они заключаются. Одна из этих трудностей заключается в том, что у школьников, знающих какое-либо конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения.

Прежде всего, умение различать части речи, не путать их друг с другом и выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся мертвым грузом, так как правило, нацелено на определенную часть речи, а не различая цели, попасть в нее невозможно.

Необходимое для общего грамотного письма общее умение – это умение разбираться в формах слов и их грамматических признаках.

Третье умение - умение видеть состав слова, то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы, окончания.

Четвертое умение, необходимое для грамотного письма,-  это умение анализировать звуки русской речи.

Еще одно умение - это умение видеть, где его требуется применить, своеобразная орфографическая и пунктациооная зоркость. Без такой зоркости, ученики, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки потому, что не видят, где необходима такая проверка.  

Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы школьники владели приемами умственной работы.

Прием умственной работы для решения задачи «не с глаголами» можно сформулировать следующим образом:

  1. Определяю, употребляется ли глагол без частицы  не.
  2. Если да, пишу частицу раздельно.
  3. Если нет, пишу частицу слитно.

Как вы можете помочь вашим детям овладеть приемами умственной работы? Прежде всего, вовлечь их самих в создание этих приемов. Активно участвуя в такой работе, дети будут усваивать, естественно и осознано.  Предложите детям игру в составление инструкций. Введение в эту игру может быть примерно такое. В окружающем нас мире много сложных и интересных приборов и аппаратов. Но они становятся нашими друзьями только тогда, когда мы умеем правильно обращаться с ними. Если же мы делаем что-то неправильно, наши друзья перестают нам служить. Каждый прибор снабжают специальной инструкцией.  Если делать все в точности так, как говорится в инструкции, любой исправный прибор или аппарат будет служить надежно и долго.

Для работы с грамматическими правилами тоже можно составить точные инструкции. Если вы хорошо составите, и будете соблюдать, правила будут служить вам, как верные друзья.

Первая цель тренировки – научить  безошибочно, узнавать глаголы в любом тексте. Тексты можно брать разные, но чем занимательнее, тем веселее они будут, тем лучше. Делать такую работу лучше на слух: вы читаете текст, а ребенок называет нужные слова. Например:

  1. Я согласен даже не

          Танцевать на парте

          И согласен даже не

          Рисовать на карте.

  1. Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразные дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна частицы не.

Когда ваш школьник овладеет всеми нужными для решения грамматической задачи действиями и привыкнет их применять, можно считать, что инструкция усвоена.  Составить вместе с ребенком такие приемы- инструкции можно по каждому правилу и по каждой группе родственных правил. Совсем неплохо сделать так, чтобы эти инструкции всегда были у ребенка перед глазами. Работа по составлению приемов-инструкций помогает школьнику усваивать правила более осознано и прочно, а применять их более уверенно и успешно, а кроме того, оказывает заметное влияние на умственное развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «По обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».

Консультация для родителей на тему:«По  обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города»....

Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...

Консультации для родителей "Знакомим детей с правилами дорожного движения"

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства.Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пе...

Консультация для родителей: «КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Уважаемые родители, как вы слышите из источников информации, ежегодно на дорогах и улицах городов и сёл совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают...

Консультация для родителей: «КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Уважаемые родители, как вы слышите из источников информации, ежегодно на дорогах и улицах городов и сёл совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают...

Консультация для родителей «Работа по профилактике дисграфии и дислексии»

Нарушения чтения и письма- дислексия и дисграфия-у детей могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствии влияния отр...

Консультация для родителей «Детям и родителям о правилах безопасного поведения на летних каникулах»

Консультация для родителей«Детям и родителям о правилах безопасного поведения на летних каникулах» Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на дач...