« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Лисман Ирина Владимировна

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]

Задачи: Образовательные:

·         Расширять словарный запас

·         Продолжать учить пересказывать текст, с опорой на драматизацию событий
используя сказкотерапию

·         Закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в
слове, в предложениях

·         Автоматизировать звуки [с] и [ш] в словах, предложении, связной речи.
Коррекционно- развивающие:

·         Уточнять артикуляцию и характеристику звуков [с]-[ш]

·         Развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых
рядов

·         Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую
моторику рук

·         Развивать пространственное воображение

·         Развивать фонематическое восприятие и слух.
Воспитательные:

·         Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка

·         Воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Материальное обеспечение занятия:

Песочницы наполненные песком (синим, зелёным, коричневым);  щёточка (широкая кисточка), спиртовые салфетки;  мелкие игрушки (слон, мышка, лягушка, собака, лиса, кошка , машинка, компас, часы, мишка, маша, сундук, ракушка, снеговик, лошадка, свинья, утконос, смурфик,  буквы из разрезной  азбуки; фигурки настольного театра (мышка, лягушка, лиса, волк, зайчик, мишка, теремок); символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «змея шипит»;  картинки, в названиях которых есть звуки «С», «Ш».

 Предварительная работа: подбор речевого материала и игрушек, ознакомление с приемами сказкотерапии ,  создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство с правилами поведения в песочнице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_differentsiatsiya_zvukov_s_i_sh_2_klass.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ивановская СОШ»

Тема:

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв.  Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном  тексте».

Подготовила учитель-логопед I категории

Лисман И. В.

                                                               2016 г.

Тема: « Путешествие в волшебную страну звуков и букв.  Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном  тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]

Задачи: Образовательные:

  • Расширять словарный запас
  • Продолжать учить пересказывать текст, с опорой на драматизацию событий
    используя сказкотерапию
  • Закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в
    слове, в предложениях
  • Автоматизировать звуки [с] и [ш] в словах, предложении, связной речи.
    Коррекционно- развивающие:
  • Уточнять артикуляцию и характеристику звуков [с]-[ш]
  • Развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых
    рядов
  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую
    моторику рук
  • Развивать пространственное воображение
  • Развивать фонематическое восприятие и слух.
    Воспитательные:
  • Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка
  • Воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Материальное обеспечение занятия:

Песочницы наполненные песком (синим, зелёным, коричневым);  щёточка (широкая кисточка), спиртовые салфетки;  мелкие игрушки (слон, мышка, лягушка, собака, лиса, кошка , машинка, компас, часы, мишка, маша, сундук, ракушка, снеговик, лошадка, свинья, утконос, смурфик,  буквы из разрезной  азбуки; фигурки настольного театра (мышка, лягушка, лиса, волк, зайчик, мишка, теремок); символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «змея шипит»;  картинки, в названиях которых есть звуки «С», «Ш».

 Предварительная работа: подбор речевого материала и игрушек, ознакомление с приемами сказкотерапии ,  создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство с правилами поведения в песочнице.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

1. Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал,

Так что время не теряем, и работать начинаем.

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Думаем и не спешим.

-У нас сегодня на уроке гости!

Игра «Давайте познакомимся с нашими гостями».

- Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый ребёнок  называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое и т.д. Скажите, ребята, а какое у вас сейчас настроение? Покажите смайлик. Отлично, подарите свои улыбки и настроение нашим гостям.

Дети, посмотрите, к нам сегодня на занятие прилетели на воздушных шарах животные. Давайте, посмотрим какие.  Мышка, лягушка, заяц, волк, мишка, лиса. А сколько у нас шаров? И какого они цвета? ( ШЕСТЬ, СИНИЙ)). Да, правильно. Шесть синих шаров, назовите первый звук в этих словах? (С, Ш, С). Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня работать на занятии? (со звуками с-ш). Правильно, молодцы. Мы сегодня будем дифференцировать два звука С-Ш, а чтобы нам было интересно, мы с вами вместе с нашими животными отправимся в сказочное путешествие.

2. Характеристика звуков. Чтобы у нас сегодня всё получилось и мы с вами справились со всеми заданиями, нам необходимо потренировать наш речевой аппарат и для этого  вы сейчас каждый прочитаете 7 согласных звуков каждого ряда. На доске записаны ряды согласных.

1.БКЗСТРМ          5.КНТРГШЗ

2.ЖЛПФХЧШ         6. КПТМЧС

3.ВДНХБГМ

4.ПТКЗРМВ

Дети читают буквенные ряды (каждому ребёнку по 1 строке)

Цель нашего сегодняшнего путешествия - научиться различать звуки С-Ш, буквы ЭС, ША в слогах,  словах, предложениях, словосочетаниях и связном  тексте.

Задание Мышки

Ребята, давайте попробуем дать характеристику данным звукам, а для этого сделаем артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.  Делаем вместе с детьми артикуляционную гимнастику перед зеркалом..

- заборчик

- трубочка

-чистим нижние зубки

- киска сердится

-- вкусное варенье

- чашечка

- маляр

Молодцы, хорошо. А сейчас давайте перед зеркалом произнесём звук С и Ш

Характеристика звуков: Картинки вывесить на доску.

Губы: С- в улыбке; Ш - выдвинуты вперёд, округлены

Зубы: С – неплотно сомкнуты;  Ш – разомкнуты

Воздушная струя: С – Холодная;  Ш – сильная, тёплая

Язык: С – кончик языка упирается в нижние зубы

Ш – язык в форме чашечки, кончик поднят к нёбу

Горло: С – спит; Ш- спит.

С – согласный, твёрдый, мягкий, глухой

Ш – согласный, твёрдый, глухой

II Основной этап

Упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия. Задания лягушки.

Ребята, давайте поиграем в игру, хлопни в ладоши, если услышишь звук [с], топни ногами, если услышишь [ш].

Звук: с, р, ш, а, м, с, ш. Слог: са, па, шо, со, до. Слово: шапка, санки, дом, ладонь, шуба.

 Молодцы. А сейчас давайте мы с вами подойдём к нашему песочному столу.  Правила поведения за столом с песком. Посмотрите, что вы видите на столе? Горки из песка. Когда я готовилась к нашему занятию мои картинки все разлетелись и их  засыпало песком. Помогите  их отыскать, но для этого вам понадобятся волшебные  трубочки.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Что под песком?» (заранее в песке спрятаны карточки с символами звуков [с] и [ш]).

Л: Возьмите  волшебные  трубочки  и подуйте  в песок. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч, надувая  живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайтесь дуть так, чтобы воздушная струя была долгой (дети находят картинки с изображением символов звуков [с] и [ш ). Спасибо! Две картинки с символами звука с и ш.

Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] изолированно.

 А теперь отдохнем и дальше пойдем. Возьмите  в оба кулачка песок и насыпьте его горкой, произнося при этом «С-С-С». Что вы можете сказать про этот звук? (дети делают горки  и дают характеристику звука [с], а теперь разровняйте горку, произнося звук «Ш-Ш-Ш» (дети выполняют действия и дают характеристику звука [ш]).

- Ребята, что вы знаете о звуках?

- Звуки мы слышим и произносим.

- Что вы знаете о буквах?

- Буквы мы видим, пишем и читаем.

- Ребята, какой буквой обозначается звук  [С]?

- Буквой  ЭС.

- На что похожа эта буква?

- Луна, месяц, на бублик.

- Какой буквой обозначается звук [Ш]?

- Буквой ША.

- На что похожа эта буква?

- На вилы, стул… На доске вывешиваются буквы С и Ш.

Соотнесение звука и буквы.  Работа с кассами. Я буду произносить звук, а вы показываете соответствующую букву. Разрезная азбука. С помощью песка рисуем буквы на песочном столе. Хорошо, молодцы!

Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] в слогах.

Давайте подойдём к песочному столу и сделаем кочки.

А сейчас мы с вами попрыгаем  с кочки на кочку. Прыгая по кочкам, произносим: са-са-са, со-со-со, ус-ус-ус и др. Теперь повернем направо и повторяем: шта-што-шту, ска-ско-ску, сна-шна-сна. Молодцы, хорошо.

Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] в словах . Работа в группах.  Задание зайчика.

Ребята,  а где звук может стоять в словах? В начале, середине и конце. Хорошо.

Ой, посмотрите, с зайчиком приползли две улитки. На одной прикреплён символ звука  С, а другой символ звука Ш. (Насос и змея). И зайчик принёс очень много картинок и они у него перемешались, . Поможем зайчику распределить картинки ? Да! Картинки со звуком С прикрепим на улитку с символом звука С (насос),  а картинки со звуком Ш на улитку с символом звука Ш (змея). Дети работают и крепят картинки. Проверяют гости.

 А теперь я хочу поиграть .У вас на столах лежат ёмкости с песком, в них спрятались друзья наших сказочных героев, вам надо найти их с помощью волшебной кисточки (ребенок находит мелкие игрушки:  слон, мышка, лягушка, собака, лиса, кошка , машинка, компас, часы, мишка, маша, сундук, ракушка, снеговик, лошадка, свинья, утконос, смурфик). Назовите свои игрушки. Дети называют и выделяют звуки С и Ш в названиях игрушек. Определи место звуков [с] и [ш], сколько слогов в слове?

Игра «Собери лесенку» Картинки со звуками С и Ш.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Составление словосочетаний по картинкам. Задание лисы.

На доске вывешены картинки со звуками С и Ш. Дети составляют словосочетания.

Н-р: душистый ландыш, красивая шапка и т.д.

Закрепление звуков С и Ш в предложениях.  Задания волка.

Составить предложения. Карточки с предложениями. Каждому ребёнку раздаётся карточка с 2 предложениями, составить предложения.

Работа в парах « Исправь ошибку и прочитай правильно предложение.

- Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах.  Задание «Наведи порядок». Дети работают с картинками.

Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] в чисто говорках.

Ша-ша-ша - Саша моет малыша. Су-су-су - воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши - спать ложатся малыши. Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Со-со-со - Миша катит колесо. Су-су-су - мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш - под сосной стоит шалаш.

Молодцы!

Ребята, посмотрите у нас остался последний шарик с мишкой. Давайте поймаем этот шарик. Драматизация сказки «Теремок». Дети готовят песочницу к сказке.

Сказочник:

В мире много сказок –

грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

наша сказка - впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю: «Заходи!»

Сказочник:

В чистом поле теремок- теремок.

Он не низок, не высок.

Кругом чистые луга,

Рядом чистая река,

А вокруг стоит лесок,

Тут мышка мимо шла,

К теремочку подошла.

Мышка:

Что за терем-теремок?

Он не низок, не высок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Сказочник:

Никто не ответил Мышке.

И решила Мышка:

Мышка:

Хватит мне бродить по свету.

Будет мне тепло зимой.

Если никого здесь нету,

Теремочек будет мой!

Сказочник:

Только свет зажгла норушка,

Появляется Лягушка.

Лягушка:

Что за славный теремок?

Ах, какое чудо!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка:

Я – Мышка-норушка,

А ты кто?

Лягушка:

Я – Лягушка-квакушка.

Пусти меня в дом,

Будем жить с тобой вдвоём.

Мышка:

Для тебя найдется место,

Веселее жить вдвоём,

Сказочник:

Поселилась Мышь с Лягушкой-

Лупоглазою подружкой,

Сказочник:

Вдруг появился на рассвете Зайчик-побегайчик.

Зайчик скачет к теремку.

Зайчик:

Что за славный теремок?

Вырос среди леса?

Кто там, в тереме живет?

Мышка:

 Я – Мышка-норушка.

Лягушка: Я – Лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик:

Я –Зайчик-побегайчик.

Вы пустите меня жить.

Я хороший зайчик.

Сказочник:

Вот живут они втроем,

Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,

Зайчик-побегайчик.

Живут-поживают, добра наживают.

Сказочник: Вот идёт Лиса-краса.

Лисичка:

Вот так терем-теремок,

Ладный да нарядный.

Кто- кто в теремочке живёт,

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышка: Я – Мышка-норушка.

Лягушка: Я - Лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик: Я – Зайчик-побегайчик. А ты кто?

Лисичка: А я красавица Лиса.

Сказочник:

Заходи, кума, смелей!

Вместе будет веселей!

Сказочник:

Вот живут они, играют,

И печаль они не знают,

Не грозят им шум и гам,

Волк крадётся тут и там.

Волк:

Вот хоромы, так хоромы.

Здесь простора хватит всем,

Что молчите?

Волк  стучит в дверь.

Есть кто дома?

Да не бойтесь, вы не съем.

Мышка: Я – Мышка-норушка.

Лягушка: Я – Лягушка-квакушка.

Зайчик: Я –Зайчик-побегайчик.

Лисичка: А я лиса-краса. А ты кто?

Волк: Я – Волчок серый бочок.

Зайчик: Ладно, серый заходи! Только не кусайся!

Сказочник:

Хорошо живут зверята.

Всем довольные ребята.

В это время из-за ели,

Вышел Мишка-косолапый.

Он мотает головой,

Рассуждает сам с собой.

Мишка:

Что за терем-теремок?

Он не низок, не высок,

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я – Мышка-норушка.

Лягушка: Я – Лягушка-квакушка.

Зайчик: Я – Зайчик-побегайчик.

Лисичка: А я Лисичка-сестричка.

Волчок: Я – Волчок серый бочок. А ты кто?

Мишка:

А я Мишка-косолапый

С вами жить хочу и я.

Звери:

Нет, медведь, не надо!

Больно ты огромен!

Мишка

Да не бойтесь, помещусь!

Я в запросах скромен.

Сказочник:

Еле-еле успели выскочить из теремка:

Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,

Зайчик-побегайчик, Лиса-краса, Волчок-серый бочок.  В песочнице всё разрушить.

Звери:

Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Что ж ты Мишка натворил?

Мишка:

Ну, простите вы меня.

Я ведь не нарочно!

В нем и так жить можно!

Лиса: Жить теперь-то будем как?

Мишка: Не могу представить.

Лягушка: Если сделал что не так, то сумей исправить!

Волк: Хоть и виноват медведь, мы ему поможем!

Зайчик: Чем о домике жалеть, лучше новый сложим!

Сказочник:

И пошла у них работа, стали строить новый теремок. Навести порядок в песочнице.

Вот готов наш теремок.

И построили теремок новый, красивый, просторный!

Лучше прежнего выстроили!

Сказочник:

Сказке наступил конец,

а кто слушал, молодец.

Дружба сказке помогла.

С дружбой спорятся дела.

Сказочник:

Всем советуем дружить

Ссориться не смейте!

Без друзей нам не прожить на свете.

Ни за что, ни за что, ни за что на свете!

Все звери: Ребята, давайте жить дружно!

Наше путешествие по волшебной стране звуков и букв  подошло к концу . С какими звуками мы работали сегодня на занятии? Со звуками С и Ш. Мы научились их дифференцировать. А сейчас давайте повторим выученные вами предложения.

Мышка: «Я-мышка-норушка. Семечки сушу. Тишину слушаю».

Лягушка: «Я - лягушка-квакушка, сочинила 6 смешных стишков и смотрю на солнышко».

Заяц: «Я-зайчик – быстрые ножки, на ножках красные босоножки».

Волк: «Я - волчишко-серый бочишко, был на лесной опушке, собирал волнушки».

Лиса: «Я - лиса-пушистый хвост краса. Душистые ландыши собираю, с полосатым шмелем играю.»

Медведь: « Я - косолапый мишка, Сосновые шишки сушу, на лесной опушке сижу».

 Чему мы с вами научились? Что вызвало у вас наибольшую трудность? Дети отвечают.

Итог. 

III Заключительный этап.   Рефлексия

Оцените себя и свои результаты. Смайлики. Зелёный – всё получилось и со всем справился, жёлтый – возникали определённые затруднения, не справлялся с некоторыми заданиями, красный смайлик – было очень трудно выполнять практически все задания. . А. сейчас мы попрощаемся с вами. До новых встреч. В подарок я дарю вам синие шары!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи:      1.Коррекционно -образовательные:...

Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях....

открытое занятие. дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах

дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах...

Дифференциация С-Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ц составлен для учащихся 1 классов, общеобразовательной школы, занимающихся на логопункте. Конспект составлен для дистанциооного занятия дом...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»

Конспект логопедического занятия  «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса на тему "Путешествие в Волшебную страну звуков"

Конспект внеклассного логопедического занятия для обучающихся 1 класса с системным недоразвитием речи на тему: «Путешествие в Волшебную страну звуков»....