«Использование технологии «коврограф» для реализации ФГОС в работе с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)»
методическая разработка на тему

Спирева Наталья Анатольевна

Коврограф –  инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимуществ: большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный и демонстрационный материал; оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovrograf.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии «коврограф» для реализации  ФГОС  в работе с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)»

Авторы разработки:

Спирева Наталья Анатольевна,

учитель-логопед

Традиционное репродуктивное обучение уходит постепенно на второй план, оно не  решает  задачи поставленные ФГОС. При реализации ФГОС для детей с ОВЗ   требуются новые решения, педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Современные педагоги, которым необходимо быстро адаптироваться к новым условиям, находят оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности, умеют налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, в том числе тяжелые нарушения речи, неуклонно растет. Поэтому использование инновационных технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.  Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего развития детей в целом.

Коврограф –  инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимуществ:

  • большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный и демонстрационный материал;
  • оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность занятий.

Автор  методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно.

Была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка. Следует отметить, что основу развивающих игр Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.

Цели занятий с игровыми материалами коврографа:

  1. Развитие  речи ребенка, обогащение и активизация словаря, отработка грамматический конструкций, развитие связной речи, обучение грамоте.
  2. Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
  3. Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  4. Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
  5. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звуко-буквенном анализе.
  6. Развитие мелкой и артикуляционной моторики, просодической стороны речи.

Принципы развивающей технологии коврографа.

Первый принцип – интересные сказки.  Обучение должно быть веселым и непринужденным. Каждую развивающую игру на коврографе сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить  буквы, слова или формы. В сюжете сказки дети помогают героям, выполняя различные задания и упражнения. Для педагогов, специалистов и родителей данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с ребенком, выполняя различные творческие задания.

Вторым принципом  является игра с пользой. Развивающие игры   достаточно многофункциональны. В игровой форме можно расширять словарный запас, выполнять грамматические задания, обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать ребенка.

Третий принцип заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует развитию речи и формированию раннего креативного мышления у детей.

Специфика  развивающей технологии.

Развивающие игры коврографа являются актуальными для детей от двух лет и старше. Широкий возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним малышам, так и дошкольникам. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры коврографа также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения, развить речь в целом, но и учат малыша общению и взаимопониманию.

Коррекционная работа по внедрению  технологии коврографа проводилась с учетом индивидуальных психических особенностей детей и была направлена не только на коррекцию звукопроизношения, моторики и просодики, но и на развитие речи и личности ребенка в целом.

        Все игры  по технологии коврографа  протекают в едином сказочном пространстве. Развивающая среда «Сказочный остров» позволяет воссоздать это необычное место в логопедическом кабинете или группе дошкольного образовательного учреждения. Превратить обучение в увлекательную и познавательную игру становиться значительно проще. Выполняя те или иные задания, ребенок получает новые знания и тренирует основные навыки.  

Коврограф «Сказочный остров» включает в себя «Чудо – дерево», дидактический «Домик», «Корабль знаний», «Звуковой руль» и разнообразных жителей. Уникальный учебно-игровой методический комплекс «Сказочный остров» совмещает в себе преимущества школьной доски и фланелеграфа. В его состав входят все необходимые материалы, инструменты и приспособления, с помощью которых можно создать многофункциональную развивающую и обучающую среду для  детей, нуждающихся в особых образовательных потребностях.

Сам коврограф представляет собой игровое поле из ковролина размером метр на метр. Именно на нем можно фиксировать развивающие материалы: разноцветные веревочки; разноцветные квадраты; забавные буквы; забавные цифры; кармашки; кружки, зажимы; касса трехрядная; буквы, цифры, знаки на прозрачной основе; радужные гномы. Чтобы ребенку было легче воспринимать информацию, игровое поле разлиновано на сто клеток. Сетка также облегчает детям построение различных геометрических фигур, познакомит с пространственными и количественными отношениями.

«Чудо-дерево» появляется первым. Оно будет жить (и даже расти) вместе с детьми. С помощью «чудесного дерева» педагог имеет возможность решать самые разнообразные задачи по всем направлениям развития речи. Дерево можно сделать по-разному. Основной принцип – использование ковролина.

Введение образа дерева можно провести в различной игровой форме, всё зависит от вашего творческого подхода. Во время занятия с помощью сказки К.И. Чуковского «Чудо - дерево» рассказывается сказка: «Однажды на волшебном острове выросло «чудо-дерево». А на «чудо-дереве» росли не листочки, не цветочки, а чулки да башмаки…». На дереве размещаются соответствующий лексической теме картинный материал. После работы картинки с дерева собираются в «коробочку-сундучок». «Чудо-дерево» предоставляет огромный простор для творческой деятельности, как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий.

«Сундучок» - это своеобразный накопитель наглядного материала. В последующем педагог используют картинки для решения разных речевых задач. Например, подбор картинок, названия которых начинаются на заданный звук; отбор картинок на определённые слова-обобщения; составление по набору картинок отдельных предложений и (или) небольших рассказиков; подбор картинок с изображением предметов, подходящих к слову деревянный (пластмассовый, стеклянный, металлический) и многое другое.

На чудесном дереве периодически появляются различные поддувалочки  (листочки, пушочки, бабочки, и др.). Это сюрпризный момент для детей. В процессе игр с ними развивают речевое дыхание.

Дети периодически получают от дерева задания-просьбы. Например, украсить его цветами; выложить на коврографе буквы, выложить сюжетные картинки в определенной последовательности и составить по ним рассказ и так далее.

«Кораблик знаний» представляет собой корабль, изготовленный из ковролина с разноцветными парусами: красный – для гласных звуков, синий – для твердых согласных и зеленый парус – для мягких согласных звуков. Сам кораблик может нести функциональную нагрузку, как в случаи с «чудо-деревом». На кораблике плывут разнообразные герои, которые в течение года путешествуют по «Морям приключений», где их ждут разнообразные встречи, задания, приключения, герои встречают и провожают гостей, высаживаются на острове, идут в гости к «чудо-дереву»,  расставляют мебель в домике, устраивают чаепитие и многое другое.

Дидактический домик широко используется в индивидуальной и подгрупповой работе.  Он так же изготовляется из ковролина. Вокруг домика разворачиваются сюжеты, содержание которых направлено на отработку лексико-грамматических категорий, развитие речевого дыхания и мелкой моторики, развитие психических процессов.

«Звуковой руль»  подходит при проведении индивидуальной работы с детьми по отработке звукопроизношения. Данное пособие также выполнено из ковролина в виде корабельного руля, где в центре помещается звук (буква), а по краям руля карточки с картинками комплекса артикуляционных упражнений для данного звука.

Использование вариативных игры и упражнений при работе по инновационной технологии «Коврограф» позволяет более эффективно реализовывать особые образовательные потребности детей, имеющих тяжелые нарушения речи (дети с ОВЗ), и реализовывать ФГОС. Данная технология позволяет проводить коррекционную логопедическую работу, направленную на развитие устной и письменной речи (звукопроизношение, лексику, грамматику, связную речь, обучение граммоте) и развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а так же эффективно осуществлять сенсорное развитие дошкольников.

Пособие «коврограф»  соответствует требованиям ФГОС. Его можно использовать в разных образовательных областях. Пособие является многофункциональным, трансформируемым, содержательным и доступным.

Список литературы

1. Смирнова, Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с. (88.8 С-50 К856344 ч\з)

2. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с. (88.8 Э-53 К797031 ч/з)

5. Давидчук, А. Н. Обучение и игра : Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с. (74.1 Д-13 К858467ч/з)

6. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей : Дошкольный и младший школьный возраст : учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И.. – СПб. : Речь, 2007. – 208 с. (88.8 У-72

К872600ч/з)

7. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества : Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника : метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с. (74.1 Ю-20 К851843ч/з)

13.  Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. В. Квач. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с. : ил. – (Здоровьесберегающая педагогика). (74.1 К-32 К811961ч/з)

17. Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с. (74.1 И-27

31. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 - № 5. – С. 101—114.

33. Разенкова, Ю. От игры в кубики к конструировании. / Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 4. – С. 61-69.

 Интернет ресурсы:

https://inteltoys.ru/catalog/194/prod2846.html

http://mail.yandex.ru/?win=139&clid=2064708

http://www.maam.ru/obrazovanie/voskobovich


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Применение инновационных технологий в индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи.

Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективн...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые используются при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи (...

Выступление на тему: «Инновационные подходы графо-моторной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Су...

Проект «Инновационные информационно – коммуникативные технологии в образовании при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

В законе РФ «Об образовании» говорится, что необходимо «создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в обра...