Главные вкладки

    Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
    статья по информатике по теме

    Белова Светлана Борисовна

          В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Опыт использования технологий электронного обучения  в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

    (Из опыта работы учителя начальных классов Беловой С. Б.

    ГОУ СОШ № 627 Московского района  г. Петербурга для больных детей и детей – инвалидов с сохранным интеллектом.)

        Образовательный процесс в школе №627 обусловлен её спецификой. Учащиеся – дети с особыми образовательными потребностями: с ограниченными возможностями передвижения; различными хроническими заболеваниями. Им рекомендовано по различным параметрам физического, психического и эмоционального состояния здоровья индивидуальное обучение на дому или в помещении школы.

          Ведущими принципами работы автор статьи считает – сохранение и улучшение здоровья  учащихся; обеспечение естественного процесса их социализации. Индивидуально работая с каждым учеником, учитель старается создать комфортные условия для формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учётом системно - деятельностного и личностно – ориентированного подходов.

          В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения.

           Электронное обучение может включать множество элементов, которые делают процесс обучения более интересным, а значит более эффективным.

          Для того чтобы быть эффективным, обучение требует хорошего внимания. Системы мозга, отвечающие и управляющие вниманием, а так же ответственные за процесс запоминания, устают очень быстро. Особенно это характерно для наших учащихся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и минимальной мозговой дисфункцией. Использование технологий электронного обучения даёт возможность учителю организовать процесс обучения в оптимальном для мозга таких учащихся режиме  «работа/отдых»; позволяет учащимся работать в собственном темпе; способствует формированию индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников. Варьируя типы содержимого электронных продуктов – образы, звуки, тексты, учитель помогает ученику сохранить информацию в различных областях памяти, и результатом становится лучшее запоминание материала.  Создание взаимодействия, которое занимает внимание – игры, опрос, обработка чего-либо на экране увеличивают интерес, что в свою очередь улучшает запоминание материала. Обратная связь обеспечивает взаимодействие между учащимися, учащимися и учителем.

         Электронное обучение предлагает интерактивность: выбор щелчком правильных ответов на вопросы, активирование щелчком какого-либо объекта или процесса,  выбор и перетаскивание нужных пунктов, чтобы совершенствовать умение. Диалоговые игры, основанные на обдумывании сообщений, также очень эффективны для процесса обучения. Кроме интерактивности, управления темпом и мотивацией использование элементов электронного обучения позволяет использовать информацию, способную влиять на  воспроизведение пройденного материала. Технологии электронного обучения помогают в выполнении таких действий как:

    - использовании цветов и специфических цветовых комбинаций;

    - объединении картинок и слов;

    - объединении звука (или голоса, или музыки) с картинками;

    - использовании носителей информации различного типа;

    - использовании форматов изображения, которые могут следовать за естественным движением глаз.

           В силу выше сказанного, учитель работает над проектированием и созданием специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации  детей с ограниченными возможностями. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов должны выступать технологии дистанционного обучения, необходимые, во-первых, тем детям, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, а во-вторых, детям, вынужденно пропускающим занятия во время обострения хронических заболеваний.

       Автором статьи лично разработаны электронные образовательные ресурсы, которые в течение ряда лет используют в  работе учителя данной школы.

       Результатом обучения по программе Intel «Обучение для будущего» стал учебно-методический пакет «Я – тридцать первый лицеист», предназначенный для работы с учащимися 2- 6 классов на бинарных уроках литературного чтения и информатики. Пакет включает модули:

    1. Презентация «А как учились лицеисты?»;
    2. Буклет «Первые наставники и питомцы Царскосельского лицея»;
    3. Дидактические материалы по данной теме.

       Этот учебно-методический пакет получил логическое продолжение в дипломном проекте студентки 5 курса факультета информационных технологий, посвящённом созданию виртуального музея « Наш Пушкин». Широкие возможности данной работы  творчески используются педагогами на уроках литературного чтения, русского языка, истории и культуры Санкт – Петербурга, окружающего мира и во внеурочной работе. Так на одном из занятий факультатива « Многонациональный Петербург» учитель с ребятами, находясь в классе (один ученик в больничной палате), совершили виртуальную экскурсию по залам Царскосельского лицея.

    Обращались к страничке «Минутка отдыха»:

      Слушали классическую музыку:

    1. Бетховен - Лунная соната. Прослушать
    2. Шопен - Ноктюрн № 2. Прослушать

    Выполняли упражнения, способствующие концентрации внимания  и релаксации.                                    

    Ребята получили карточки странички «Вопросы и задания»:

         Не торопись преодолевать сразу все препятствия. Лучше делай понемногу, но добросовестно. Некоторые задания ты будешь выполнять в классе под руководством учителя, другие – дома. Чаще обращайся за помощью к старшим товарищам, учителям и родителям, посещай виртуальные экскурсии. В ДОБРЫЙ ПУТЬ, ДРУГ!

    Викторина "Что я знаю о Пушкине?":

     1. В каком году родился Александр Сергеевич? (Выбери дату и подчеркни).
    1800г.
    1811г.
    1799 г.

    1. Напиши все слова - названия, которые вызвали у тебя наиболее сильные чувства. Какие это чувства?
    2. Собери пазл и ты увидишь, какой зал изображён на картинке?
    3. Сколько лет было А.С Пушкину, когда он поступил в Лицей?
    4. Какие стихотворения А.С. Пушкина ты знаешь? Подбери стихи Пушкина, которые описывают природу в разные времена года.

    Творческое задание:

    Напиши сочинение на тему: «Я – 31-й лицеист». Вот тебе опорные слова и фразы. По желанию, можешь их использовать.

    1. Писать надо от 1-го лица. «Я 31-й лицеист...»
    2. родился в 1799 году - в семье... Мои родители… Я родился...
    3. Детство раннее…
    4. Мне пора в школу... Обоснуй свой выбор. Опирайся на историю.
    5. Сдаю экзамен 12 августа. Познакомился с ...(Пушкиным).
    6. Дорога… Едем...
    7. Здание (архитектура)…
    8. Вот моя комната… Вырази личное эмоциональное отношение.
    9. Мои соседи - друзья - нравственные основы товарищества.

        Созданный для  учащихся учебно - методический комплекс «Времена года» даёт возможность организовать процесс обучения в оптимальном режиме для каждого конкретного ученика и создать условия для формирования  индивидуального стиля познавательной деятельности  школьников. Он включает Web-сайт, коллекции презентаций «Уроки развития речи», дидактические материалы. Этот электронный ресурс дополняет компакт - диск «Природа России» (межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения SPRINT).      

         В учебном процессе и во внеурочной работе автор статьи широко использует презентации. По функциональному назначению их можно разделить на три группы:1) иллюстрирование; 2) контроль; 3) самостоятельная творческая работа учащегося. Презентации первой группы создаёт учитель сам, использует готовые презентации с сайта viki.rdf.ru и других. Огромное спасибо создателям!!! Необходимо помнить, что всякое созерцание не будет эффективным, если ученик пассивен. Необходима предварительная установка на восприятие с организующим деятельность заданием.

         Презентации, которые являются результатом самостоятельной творческой деятельности учащихся, являются мини-проектами обучающихся, сопровождающие устный ответ, созданный к конкретному уроку по данной ранее теме.

    Пример:

     Липко  Любовь, 4 класс, школа №627

     Такие презентации являются хорошим средством, обучающим ребёнка планировать выступление, развивающее умение публично говорить.

         Итак, использование различных  технологий электронного обучения; делает процесс обучения детей, имеющих особые образовательные потребности, более эффективным. Это достигается за счет индивидуализации обучения (каждый ребенок занимается  в оптимальном для него режиме, а также в соответствии со своими возможностями и потребностями) и «извлечения» внутреннего потенциала учащегося, расширения возможностей его общения с окружающим миром (за счёт использования виртуальных миров, основанных на электронных образовательных ресурсах).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

    У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

    Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

    Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

    Публикация в СМИ: "Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности".

    Методы и приемы реабилитационной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности"...

    Статья ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ.

    В своей педагогической деятельности я  применяю и использую разнообразные интерактивные  формы работы, особое место в моей работе занимает проектная деятельность. Непременным условием ...

    «Использование метода образовательной кинезиологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

      Развитие мозга -  это увлекательнейший детектив. Написанный природой и неразгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исс...

    Опыт использования анималотерапии в волонтерской работе с детьми

    В статье описана терминология, суть метода, варианты применения в работе учителя, описан личнный опыт проведения мероприятий с применением анималотерапии, перечислены положительные моменты для учащихс...

    Использование речевых физминуток при работе с детьми, имеющими нарушения речи.

    При систематическом использовании речевых физминуток на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, поставленные звуки быстрее автоматизируются , прочнее входят в речь ребенка и легче используются ...