Главные вкладки

    Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности
    учебно-методический материал по теме

    Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                       

    Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности

    классы

    Содержание деятельности

    Приемы работы

    Результаты

    3-4 года

    Дети должны овладеть способностью подчинять свое поведение требованиям ситуации, умению сдерживать непроизвольные, импульсивные реакции в присутствии взрослого.

    Научаться понимать инструкцию и цели заданий.

    "Найди картинку» – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

    "Контрольный опрос" с целью осуществления контроля по пониманию темы.

    Использование подвижных игр с правилами для контроля собственного поведения.

    Выполнение двусоставной инструкции и простых поручений.

    Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого, простые правила игры, соблюдает очередность в присутствии взрослого.

    Согласует свои действия соответственно сформулированной взрослым задачей.

    4-5 лет

    Дети должны регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами. Должны разделять деятельность на этапы: спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат и приступить к следующему.

    Способны запоминать и воспроизводить информацию.

    Способны удерживать внимание, прослушивая короткий текст.

    "Взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

    "Самопроверка" - сравнение полученного результата с поставленной задачей.

    "Рассказ по плану схеме" с целью развития умения вычленять и называть признаки объекта описания.

    Сравнение двух картинок, нахождение различий; сопоставление двух действий;

    "Нелепицы" на нахождение логических несоответствий.

    Прослушивание коротких рассказов с целью удержания внимания и понимание смысла прочитанного.

    Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

    Способен планировать свои действия и выполнять их поэтапно.

    Способен удерживать в памяти рассказы, короткие стихи, правила игры, словесную инструкцию воспитателя.

    Способны удерживать внимание на заданное время.

    5-6 лет

    Дети способны к управлению своим поведением в различных ситуациях, могут объяснить сверстнику как действовать.

    Способны к сознательному запоминанию и припоминанию информации.

    «Преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

    "Взаимные задания» – работа в парах, микрогруппах с целью поиска нужной информации и взаимоценки.

    Готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

    "Заучивание материала наизусть" – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;

    "Что изменилось" с целью развития произвольного внимания.

    Ребенок умеет сдерживать ситуативные чувства, желания.

    Способен придерживаться ограничивающих правил.

    Ребенок намеренно повторяет то, что нужно запомнить и в дальнейшем

    6-7 лет

    Дети должны осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

    Дети должны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

    Адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок со стороны взрослых людей, сверстников и использовать речь для регуляции своих действий

    «Образец и правило» выявление умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов, внесение необходимых коррективов.

    Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для развития произвольности; игра «в школу»; и т.д.

    "Домик" - выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать с целью выявления особенностей развития произвольного внимания.

    "Лесенка" - включение дошкольников в процесс оценивания личных достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности; формирование адекватной самооценки и т.д.

    • Ребенок может управлять поведением и
    • планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения в обществе.
    • Ребенок может сравнить результат действия с готовым образцом.
    • Ребенок может оценивать свои действия и личные достижения, адекватно воспринимать критику со стороны взрослых и сверстников.

    1 класс

    Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления.

    Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.

    «Лесенка» - определение особенностей самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. «Задания — ловушки» - направлены на рефлексию усвоенного способа действия.

    «Прогностическая оценка» - оценка своих возможностей для решения той или иной задачи.

     - сравнение двух картинок, нахождение различий; сопоставление двух действий;

    сопоставление письменной работы с образцом, умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;

    Работа в парах и оценивание;

    «Волшебные линеечки» Изобретение оценочных шкал школьниками, на которых ребёнок сам оценивает свою работу.

    Учащихся могут:

    — сравнить действие и результат с готовым образцом;

    — по заданным критериям оценить свои действия;

    — отделить известное от неизвестного в знаниях;

    2 класс

    Контроль является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи — определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия.

    - «Разноцветные поправки» -

    — формирование потребности учащихся в самоконтроле.

    — составление задачи, подобной данной;

     — выделение из группы заданий того, которое отличается по способу решения;

     — выбор из комплекта задач наиболее близких по способу решения;

    — прогнозирование, какие ошибки можно допустить при решении.

    Направлены на формирование:

    — умение формулировать требования к проверочным заданиям

     - умение определять границы своих возможностей;

     — умение устанавливать возможные причины своих ошибок;

     — умение выделять критерии для оценки;

    К концу второго этапа ученики должны:

    — определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;

    — установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции; — установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;

    — классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы; — формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности

    3 класс

    Формирование потребности учащихся в самоконтроле, составлении задачи, подобной данной;

     выделение из группы заданий того, которое отличается по способу решения; — выбор из комплекта задач наиболее близких по способу решения; — прогнозирование ошибок при выполнении заданий

    «Оценочное суждение» - грамотно с речевой точки провести анализ и оценку явления, события, самостоятельно используя различные формулировки начала высказывания.

    «Составление заданий с ловушками» -определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений; «Обоснованный отказ от выполнения заданий» - умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями;

    4 класс

    Учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки.

    На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

     «Орфографические софизмы» - умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи; «Разноцветные поправки» -  умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени

    «Составление задачи, подобной данной» - направлены на вычленение существенного в представленной задачи:

    — определение того, что будет проверяться;

    — составление проверочных заданий;

    — выделение сложности заданий;

    — создание образца для проверки;

    — характеристика ошибок и выдвижение гипотезы;

    Направлены на формирование:

    — выход на полный цикл контроля и оценки;

    — сформированность самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;

    «Составление задачи по чертежу»

    «Создание «помощника» для проверки работы»

     Опыт обучающегося по итогам начального этапа образования должен включать:

    — определение того, что будет проверяться (работа с критериями); — составление проверочных заданий под составленные критерии; — выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;

    — создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);

    — характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;

    —составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы

    — сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки.


             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в процессе реализации ФГОС

    Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается контрольно-оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать ...

    Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка.

    В данной работе приводятся примеры учебных ситуаций, использование которых позволяет формировать УУД на уроках русского языка. Обратите внимание, что все действия, должны быть сформированы у ребенка, ...

    Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника на разных уровнях школьного образования.

            Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более э...

    Методическая разработка "Формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

    В своей работе я:·         рассматриваю развивающее образование как целостную исторически сложившуюся и развивающуюся педагогическую систему обучения;·...

    Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения

    В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...

    презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"

    В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....

    ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

    ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ...