Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности
учебно-методический материал по теме

Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   

Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности

классы

Содержание деятельности

Приемы работы

Результаты

3-4 года

Дети должны овладеть способностью подчинять свое поведение требованиям ситуации, умению сдерживать непроизвольные, импульсивные реакции в присутствии взрослого.

Научаться понимать инструкцию и цели заданий.

"Найди картинку» – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

"Контрольный опрос" с целью осуществления контроля по пониманию темы.

Использование подвижных игр с правилами для контроля собственного поведения.

Выполнение двусоставной инструкции и простых поручений.

Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого, простые правила игры, соблюдает очередность в присутствии взрослого.

Согласует свои действия соответственно сформулированной взрослым задачей.

4-5 лет

Дети должны регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами. Должны разделять деятельность на этапы: спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат и приступить к следующему.

Способны запоминать и воспроизводить информацию.

Способны удерживать внимание, прослушивая короткий текст.

"Взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

"Самопроверка" - сравнение полученного результата с поставленной задачей.

"Рассказ по плану схеме" с целью развития умения вычленять и называть признаки объекта описания.

Сравнение двух картинок, нахождение различий; сопоставление двух действий;

"Нелепицы" на нахождение логических несоответствий.

Прослушивание коротких рассказов с целью удержания внимания и понимание смысла прочитанного.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Способен планировать свои действия и выполнять их поэтапно.

Способен удерживать в памяти рассказы, короткие стихи, правила игры, словесную инструкцию воспитателя.

Способны удерживать внимание на заданное время.

5-6 лет

Дети способны к управлению своим поведением в различных ситуациях, могут объяснить сверстнику как действовать.

Способны к сознательному запоминанию и припоминанию информации.

«Преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

"Взаимные задания» – работа в парах, микрогруппах с целью поиска нужной информации и взаимоценки.

Готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

"Заучивание материала наизусть" – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;

"Что изменилось" с целью развития произвольного внимания.

Ребенок умеет сдерживать ситуативные чувства, желания.

Способен придерживаться ограничивающих правил.

Ребенок намеренно повторяет то, что нужно запомнить и в дальнейшем

6-7 лет

Дети должны осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Дети должны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок со стороны взрослых людей, сверстников и использовать речь для регуляции своих действий

«Образец и правило» выявление умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов, внесение необходимых коррективов.

Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для развития произвольности; игра «в школу»; и т.д.

"Домик" - выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать с целью выявления особенностей развития произвольного внимания.

"Лесенка" - включение дошкольников в процесс оценивания личных достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности; формирование адекватной самооценки и т.д.

  • Ребенок может управлять поведением и
  • планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения в обществе.
  • Ребенок может сравнить результат действия с готовым образцом.
  • Ребенок может оценивать свои действия и личные достижения, адекватно воспринимать критику со стороны взрослых и сверстников.

1 класс

Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления.

Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.

«Лесенка» - определение особенностей самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. «Задания — ловушки» - направлены на рефлексию усвоенного способа действия.

«Прогностическая оценка» - оценка своих возможностей для решения той или иной задачи.

 - сравнение двух картинок, нахождение различий; сопоставление двух действий;

сопоставление письменной работы с образцом, умение сопоставлять свои действия с заданным образцом;

Работа в парах и оценивание;

«Волшебные линеечки» Изобретение оценочных шкал школьниками, на которых ребёнок сам оценивает свою работу.

Учащихся могут:

— сравнить действие и результат с готовым образцом;

— по заданным критериям оценить свои действия;

— отделить известное от неизвестного в знаниях;

2 класс

Контроль является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи — определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия.

- «Разноцветные поправки» -

— формирование потребности учащихся в самоконтроле.

— составление задачи, подобной данной;

 — выделение из группы заданий того, которое отличается по способу решения;

 — выбор из комплекта задач наиболее близких по способу решения;

— прогнозирование, какие ошибки можно допустить при решении.

Направлены на формирование:

— умение формулировать требования к проверочным заданиям

 - умение определять границы своих возможностей;

 — умение устанавливать возможные причины своих ошибок;

 — умение выделять критерии для оценки;

К концу второго этапа ученики должны:

— определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;

— установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции; — установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;

— классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы; — формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности

3 класс

Формирование потребности учащихся в самоконтроле, составлении задачи, подобной данной;

 выделение из группы заданий того, которое отличается по способу решения; — выбор из комплекта задач наиболее близких по способу решения; — прогнозирование ошибок при выполнении заданий

«Оценочное суждение» - грамотно с речевой точки провести анализ и оценку явления, события, самостоятельно используя различные формулировки начала высказывания.

«Составление заданий с ловушками» -определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений; «Обоснованный отказ от выполнения заданий» - умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями;

4 класс

Учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки.

На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

 «Орфографические софизмы» - умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи; «Разноцветные поправки» -  умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени

«Составление задачи, подобной данной» - направлены на вычленение существенного в представленной задачи:

— определение того, что будет проверяться;

— составление проверочных заданий;

— выделение сложности заданий;

— создание образца для проверки;

— характеристика ошибок и выдвижение гипотезы;

Направлены на формирование:

— выход на полный цикл контроля и оценки;

— сформированность самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;

«Составление задачи по чертежу»

«Создание «помощника» для проверки работы»

 Опыт обучающегося по итогам начального этапа образования должен включать:

— определение того, что будет проверяться (работа с критериями); — составление проверочных заданий под составленные критерии; — выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;

— создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);

— характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;

—составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы

— сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки.


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в процессе реализации ФГОС

Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается контрольно-оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать ...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника на разных уровнях школьного образования.

        Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более э...

Методическая разработка "Формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

В своей работе я:·         рассматриваю развивающее образование как целостную исторически сложившуюся и развивающуюся педагогическую систему обучения;·...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения

В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...

презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....

Доклад с презентацией по теме "Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся"

В докладе содержатся ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения, этапы и фазы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Описываются педагогические ...

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ...