Методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов
методическая разработка на тему

          Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также с изменением ведущей деятельности.

            Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой - не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации развивающей среды в учебном кабинете.

             Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx845.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по созданию развивающей среды кабинета начальных классов

в контексте решения вопросов преемственности дошкольного и

начального общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создать условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка и учета его интересов и склонностей, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в реальном мире, а также для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными учебными действиями, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также с изменением ведущей деятельности.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой - не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

 Цель: создать развивающую среду, которая будет способствовать гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Задачи: создать благоприятные условия для разностороннего развития личности; обеспечить охрану здоровья детей; создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Ожидаемые результаты: создание развивающей среды будет способствовать повышению качества образования и компетенций учеников начальной школы; поможет в решении проблем адаптации; побудит к самообразованию, качественно повысит рост творческих способностей детей.

Пути решения: переход от игровой к учебной деятельности не происходит мгновенно. Это длительный и напряженный процесс, требующий от ребенка волевых усилий. Для того чтобы помочь в преодолении этого сложного адаптационного периода, необходимо создать привычные для ребенка условия. Одним из таких условий возможно создание развивающей среды, которая является основополагающей в дошкольном образовательном учреждении. Создание развивающей среды предполагает разделение образовательного пространства на «зоны» развития.

При планировании в учебном помещении «зон» развития необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности и потребности детей младшего школьного возраста, а также требования к развивающей среде ФГОС.

В ФГОС ДО прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде:

  1. полифункциональность: предметная развивающая среда должна открывать

перед детьми множество        возможностей, обеспечивать все        составляющие

образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

  1. трансформируемость: данный принцип тесно связан с

полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

  1. вариативность: предметная развивающая        среда        предполагает

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

  1. насыщенность:        среда соответствует содержанию образовательной

программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

  1. доступность: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
  2. безопасность: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Педагоги МАОУ «Прогимназия «Центр детства» знают и понимают актуальность этой проблемы, поэтому были организованы творческие группы, в состав которых входили учителя начальной школы и воспитатели. Проанализировав результаты деятельности творческих групп по созданию предметно - пространственной среды в 1 классе, мы пришли к собственному пониманию проблемы создания развивающей среды в кабинете для первого класса.

Нами разработана модель создания развивающей среды, которая апробирована в нашем образовательном учреждении, разработаны рекомендации по наполняемости выделенных зон. По мнению участников творческих групп, которые принимали участие в разработке методических рекомендаций, самыми актуальными являются:

Центр здоровья.

Возможные варианты названия: «Уголок здоровья», «Здоровяк», «Крепыш», «Весёлая переменка», «Дорогою здоровья».

Здоровье - важнейшее условие успешной реализации личности. Идея создания зоны двигательной активности зоны обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста очень подвижны, им сложно сидеть на месте 4 урока, они переутомляются, устают от статичного образа.

Цель: способствовать полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка, обеспечивать правильное формирование опорно-двигательного аппарата, создавать основы для становления здорового образа жизни.

Возможное методическое оснащение:

Для катания, бросания, ловли:

-        Кегли - 3 набора.G:\..\..\..\ENTR_D~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image6.jpeg

-        Кольцеброс -2 набора.

-        Малое баскетбольное кольцо - 1штука.

-        Мяч мини-баскетбольный (масса 0,5 кг) - 2 штуки.

-        Мешочек малый с грузом (масса 150-200 г.) - 10 штуки.

-        Мешочек с грузом, большой (масса 400 г.) - 5 штук.

-        Мяч резиновый (диаметр 200 см.) - 5 штук.

-        Мяч утяжеленный (набивной) (масса 350 г., 500г., 1кг.) - по 1штуке.

-        Мяч резиновый массажный - 5 штук.

-        Обруч большой (диаметр 100 см.) - 2штуки. Серсо - 2 набора.

-        Городки - 2 набора.

Для ползания и лазанья

  • Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) - 1 штука.
  • Тоннель -1 штука.

Для ОРУ

  • Гантели пластмассовые (вес 250-300г.) - 10 штук.
  • Кольцо малое (диаметр 13 см.) - 10 штук.
  • Лента короткая (длина 50-60 см.) - 10 штук.
  • Султанчики - 10 штук.
  • Диск здоровья. - 2 штука.

Для интеллектуального развития

  • карточки с изображением вид спорта для девочек и для мальчиков.
  • картотека подвижных и спортивных игр, упражнений, считалок.
  • картотека зимних и летних видов спорта.
  • книги, альбомы (о здоровом питании, о личной гигиене, о спорте).
  • настольные спортивные игры («Хоккей», «Футбол», «Баскетбол», «Тройное домино», «Шашки и шахматы», «Спортивное лото»).
  • музыкальные диски для ритмики, физкультминуток, спортивных игр, записи спортивных песен.

Вариант расположения предметов в Центре здоровья

        

Вариант расположения предметов в центре двигательной активности:

        

Подобное расположение позволяет разнообразить двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которое является составной частью среды, что влияет на воспитание потребности в здоровом образе жизни.

При создании Центра здоровья мы руководствовались требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом, а также решением задач физического развития младших школьников в условиях классного помещения.

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры.

Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Возможно размещение зоны двигательной активности в рекреациях школы. Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.

Центр конструирования

Возможные варианты названия: «Территория творчества», «Уголок творчества», «Робототехника».

Конструкторская деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, задуманного реального продукта. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Для технических способностей характерны и эмоционально-волевые качества личности. Они выражаются в интересе к конструктивной деятельности, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая или совершенствуя какую-либо конструкцию, имеющую общественную значимость. Сознание общественной значимости в создании нового изобретения вызывает творческую активность изобретателя и стремление добиться поставленной цели. Обучение детей конструированию имеет большое значение в развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству. Игры в уголке конструирования доставляют большое эмоциональное наслаждение, так как сопровождаются чувством радости и успеха.

Цель: развивать пространственное и конструкторское мышление, творческое воображение, формировать умение работать по заданной схеме, моделировать.

Возможное методическое оснащение:

  • Контейнеры.
  • Магнитная мозаика, магнитный конструктор.
  • Конструкторы «Лего», деревянный конструктор, металлический конструктор.
  • Кубики Никитина.
  • Наборы карточек с образцами.
  • Набор кубиков с буквами, цифрами, геометрическими фигурами.
  • Шахматы, шашки.
  • Наборы пазлов.
  • «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.
  • Сборно-разборные: автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль.

Вариант расположения предметов в Центре конструирования:

        

При создании Центра конструирования мы руководствовались требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом, а также решением задач познавательного развития младших школьников в условиях классного помещения.

Личностные результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование эстетических потребностей, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях  неуспеха.

Центр нравственно-патриотического воспитания

Возможные варианты названия: «Мы живем в России», «Наша Родина», «Родная страна», «По родным улицам», «Мой город».

Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Суть же работы в указанном направлении - формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране.

Цель: формировать основы российской гражданской идентичности; чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у школьника чувство собственного достоинства.

Возможное методическое оснащение:

  • Стенд «История моей малой Родины».
  • Набор «Национальные костюмы народов России ».
  • Наполнение по теме , «Москва»: (карты, книги, игры, карточки, постеры).
  • Макеты известных памятников, зданий.
  • Набор дисков DVDс фильмами и презентациями.
  • Тематические папки.
  • Папки с детскими рисунками.
  • Медиатека с былинами, песнями, сказками.

Вариант расположения предметов в

Центре нравственно-патриотического воспитания:

                

Краеведение – основа воспитания патриотизма.

Целью создания «Краеведческого музея» является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принимать активное участие в его развитии.

Возможные варианты названия: «На Ямале мы живём», «Моя малая Родина».

Работа по краеведению начинается в классе согласно проектной деятельности. Практическую реализацию находит в организации практической работы в школьном краеведческом музее «На Ямале мы живём». Используется технология музейной педагогики.

  • Стенд «Символика ЯНАО».
  • Набор «Национальные костюмы народов Севера».
  • Наполнение по теме «Моя малая Родина» (карты, книги, игры, карточки, постеры).
  • Макеты известных памятников, зданий.
  • Набор дисков DVDс фильмами и презентациями.
  • Тематические папки.
  • Папки с детскими рисунками.
  • Медиатека с былинами, песнями, сказками северных народов.

                

                

При создании Центра нравственно-патриотического воспитания мы руководствовались требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом, а также решением задач социально - коммуникативного развития младших школьников в условиях классного и группового помещения.

           Предметные результаты (область «Обществознание»): понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

Личностные результаты:        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Благодаря материалам, представленным в центре, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны. Только постоянная и планомерная работа позволит развить у школьников чувство патриотизм а, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов.

Центр экономики

           Возможные варианты названия: «Экономический уголок», «Начальный капитал».

Цель: Эффективное формирование знаний экономической действительности, освоение экономических умений, развитие нравственно-экономических качеств личности.

Возможное оснащение:

- Дидактическая  игра «Угадай профессию»

- Альбом «Народные промыслы»

- Коллекции  «Старинные монеты»,  «Монеты из разных стран»

-Коллекция полезных ископаемых

- Детский экономический словарь

- Экономические сказки

Раздаточный материал для индивидуально-групповой работы «Мой город»

Вариант расположения предметов в Центре нравственно-патриотического воспитания:

        

Предметные результаты (область «Обществознание»): формирование у младших школьников таких качеств, как бережливость, рачительность, дисциплинированность, деловитость, а также чувства коллективизма, потребности практического участия в экономической деятельности, предприимчивости, сознательного, творческого отношения к труду, разумных личных потребностей. 

Личностные результаты: это подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Такие занятия показывают, что экономическое образование и воспитание школьников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.

Центр книги

Возможные варианты названия: «Волшебные страницы», «Книжкин дом», «Уголок читателя».

Детская книга является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. «Центр книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды, который является средством формирования у школьников интереса и любви к художественной литературе. Это специально выделенное и оформленное место в классе, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в месте, отведенном для чтения.

Цель: привитие детям уважения к книге, развитие умения общаться с ней.

Требования к организации центра книги

  • «Центр книги» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы).
  • Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
  • Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.
  • Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в центре книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
  • Уголок должен быть не парадным, а рабочим.
  • Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены.
  • Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Содержание книжного уголка и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей. Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений — удовлетворение этих многообразных интересов.

«Центр книги» формируется по тематическому признаку. Тема выставки должна быть важной и актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника - иллюстратора, с содержанием планируемого занятия, детского праздника).

Возможное методическое оснащение:

  • Переносной стеллаж.
  • Сказки зарубежных авторов.
  • Книги И. Токмаковой с иллюстрациями.
  • Выставка серии книг издательств «Самовар», «Дрофа» и др.
  • Произведения А.С. Пушкина.
  • Народные детские песенки стран мира.
  • Стихи А.Барто, С. Михалкова.
  • Стихи русских поэтов о сезонных изменениях в природе.
  • «От книги к мультфильму» (произведения положенные в основу мультфильмов).
  • Детские журналы.
  • «Мы художники - иллюстраторы» - выставка произведений, знакомых детям, вместе с иллюстрациями.
  • «Домашняя библиотека» - выставка книг принесенных детьми из дома.

При создании Центра книги мы руководствовались требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом, а также решением задач речевого и художественно – эстетического         развития младших школьников в условиях классного помещения.

        Предметные результаты (область        литературное чтение):

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения. Метапредметные результаты: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Центр природы

Возможные варианты названия: «Зеленая планета», «Голубая планета», «Окружающий мир», «Мир природы».

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека.

Цель: способствовать развитию ребёнка в целом, продолжить работу по углублению и обобщению знаний об окружающем мире, научить детей экологически целесообразному образу жизни.

Возможное методическое оснащение:

  1. Муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей)
  2. Карточки с изображением природы, животных, насекомых.
  3. Альбомы, книжки, картины времени года.
  4. Орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, фартуки.
  5. Комнатные растения, горшочки для рассады
  6. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).
  7. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).
  8. Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.
  9. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
  10. Выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.
  11. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), моря, гор, природных достопримечательностей родного края.

Вариант расположения предметов в центре природы:

      

 

При создании Центра природы мы руководствовались требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом, а также решением задач познавательного развития младших школьников в условиях классного помещения.

Предметные результаты (область «Окружающий мир»): освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Личностные результаты: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Центр природы удовлетворяет стремление детей к опытной деятельности, формирует экологическое сознание и бережное отношение к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

        

Центр исследовательской деятельности

Возможные варианты названия: «Я - исследователь», «Юный исследователь», «Уголок исследователя».

По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в  обеспечении   обучающихся  умением учиться.

Поэтому главной целью исследовательской работы является:

развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

-знакомство с проведением учебных исследований

-развитие творческой исследовательской активности

стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам

-ознакомление с научной картиной мира

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Возможное методическое оснащение:

- Цифровые микроскопы

- Пробирки, колбы, пинцеты

- Наборы для проведения экспериментов.

- Альбомы,книжки.

- Увеличительные стекла.

- Весы

- Природный материал: камешки глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена

- Коллекции минералов

Вариант расположения предметов в Центре исследовательской деятельности:

      

      

Организация исследовательской деятельности способствует формированию у учащихся следующих УУД:

-личностные: оценивание содержания исследовательской работы исходя из социальных и личностных ценностей;

-регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка;

-познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез, и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования, синтез как составление целой работы из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.;

-коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

При создании Исследовательского центра мы руководствовались требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом, а также решением задач развития творческой исследовательской активности, стимулирования интереса младших школьников  к фундаментальным и прикладным наукам в условиях классного помещения.

Центр безопасности

Возможные варианты названия: «Моя безопасность», «Дорожная азбука», «Учимся быть пешеходами», «Я - пешеход».

Оформление уголка безопасности - это жизнь и здоровье наших детей.

Цель: продолжить работу по углублению и обобщению знаний об окружающем мире, сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

Центр безопасности — это алгоритм поведения, который может быть представлен

в виде:

  • буклетов;
  • стендов;
  • плакатов;
  • детские работ;
  • комплектов карточек по теме «Безопасность».

Вариант расположения предметов в безопасности:

При создании Центра безопасности мы руководствовались требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартом, а также решением задач социально - коммуникативного развития младших школьников в условиях классного помещения.

Личностные результаты: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Центр безопасности формирует осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

Центр творчества

Возможные варианты названия: «Солнце в каждом!», «Радуга», «Территория творчества».

Цель: продолжить формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности  общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

Вариант расположения предметов в Центре творчества:

      

       

        При создании Центра искусства мы руководствовались требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом, а также решением задач познавательного развития младших школьников в условиях классного помещения.

Личностные результаты:  умения формулировать, осознавать, передавать свое настроение,  впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;  способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение ее этапов; умение доводить работу до конца;  способность предвидеть результат своей деятельности;  умение работать индивидуально и в малых группах;  готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Коллективные занятия вводятся с целью формирования опыта творческого общения.

Вариант расположения центров развития в кабинете первого класса, имеющего отдельное помещение для сна и отдыха:

C:\Users\ENTR_D~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image17.jpeg

Вариант расположения центров развития в кабинете для начальных классов:

C:\Users\ENTR_D~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image18.jpeg

        Условные обозначения:

  1. Уголок здоровья (центр двигательной активности).
  2. Территория творчества (центр конструирования).
  3. Мы живём в России (центр нравственно-патриотического воспитания).
  4. Волшебные страницы (центр книги).
  5. Зелёная планета (центр природы).
  6. Моя безопасность (центр безопасности).

Такое решение по зонированию учебного кабинета представляет собой особую развивающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования, способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности, обеспечивает успешную адаптации к новым условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры. Все компоненты развивающей среды должны меняться, обновляться. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Каждый педагог МАОУ «Прогимназия «Центр детства» создает свою особенную развивающую среду в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней ФГОС, в соответствии с особенностями детей, с которыми он работает, и в соответствии со своими профессиональными интересами. Стоит отметить, что формирование развивающей среды является уникальным для каждого учителя. Разработанная нами модель, является универсальной и позволяет успешно реализовывать проектирование и внедрение развивающей среды в целях обеспечения возможностей для реализации образовательной программы в соответствии с действующими нормативными документами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК.4.2. Предметно- развивающая среда кабинета начальных классов

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК4.2 Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК 4.2 предметно-развивающая среда кабинета начальных классов

Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов...

ПК 4.2. Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК 4.2 Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК 4.2 Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов

Создавать предметно-развивающую среду в кабинете начальных классов....