Образовательная деятельность ДОУ
план-конспект по музыке

Макарова Юлия Александровна

Конспекты НОД, разработки сюжетных дней, материал для образовательной деятельности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие в подготовительной группе

Тема: «Зимняя сказка»

Цель: Создать условия для погружения в зимние образы через накопление слухового опыта.

Задачи:

  1. Способствовать эмоциональному отклику детей на музыку
  2. Прививать навыки пения кантилены
  3. Учить детей выполнять коллективную работу, соподчинять свои действия и эмоции музыке

Материал: инструменты  К. Орфа

этапы НОД

действия педагога

действия детей

вход в зал: друг за другом, по парам.

предлагает имитировать  катание на санках,  соблюдать дистанцию, ориентироваться в пространстве зала. Разучивают композицию. К

входят в зал под музыку «Бубенчики», выполняют действия по показу взрослых.

действия в кругу

предлагает написать сказочную телеграмму. М, К

дети рассуждают о понятии «Телеграмма», высказывают свои желания, мнения.

предлагает для имитирования различные ритмические рисунки

учатся обращаться с клавесами, повторяют ритмический рисунок

садятся, беседа

  1. проводит  распевку
  2. представляет музыкальные образы интервалов
  3. дает информацию о целотоновой гамме
  4. предлагает детям услышать ступень натурального звукоряда и определить на слух знакомые интервалы

выполняют упражнения фонопедического метода, сопровождают пение ручными знаками, узнают ступени и интервалы

вокально – хоровая работа

предлагает узнать мелодию песни и исполнить ее, корректирует исполнение, прививает навыки пения

К, М

вспоминают, исполняют, стараются петь слаженно, распевно, прислушиваются  друг к другу, распределяют дыхание на фразу и т.д.

беседа

строит с детьми диалог:  с какими чувствами вы пели эту песню?  К

высказываются  о своих переживаниях

элементарное музицирование

предлагает порассуждать, какими звуками можно изобразить зимнее путешествие М

дети называют, устанавливают взаимосвязь образ - звук

речевое музицирование

«Зимнее рондо» М, К.

озвучивание стихов инструментами.

музыкальная игра «Варежки»

объясняет условия игры, учит взаимодействию

дети выполняют условия, прислушиваются к музыкальной форме

рефлексия

предлагает вспомнить сказочных героев

делятся своими впечатлениями.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы».

Интегрированное занятие с родителями по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и музыке в старшей группе.

Воспитатель: Миронова Светлана Анатольевна,

Музыкальный руководитель: Макарова Юлия Александровна

Цель: взаимодействие детей и родителей в процессе познавательной и творческой деятельности

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, рисование.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация»«Познание»«Музыка»«Здоровье»«Социализация»«Безопасность».

Программные задачи:

• Образовательные: дать элементарные представления о первых весенних цветах, познакомить с подснежником «Сон-трава», активизировать речь за счет прилагательных;

• Развивающие: развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;

• Воспитательные: прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Планируемые результаты:

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Предварительная работа:

Беседы о весне и о подснежниках, заучивание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, оформление стенда  в родительском уголке по теме «Первоцветы Хакасии».

Ход занятия:

Воспитатель:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель:

- Что это за волшебница приходит к нам? (весна)

- Как вы догадались, что это весна?

Давайте изобразим звуками, как шумно и радостно она приходит.

Музыкальная игра

Воспитатель: С чем же, Весна, к нам пришла?

Составление описательного рассказа по картине. Картина….

Ребята посмотрите на картину, какое на ней небо? (голубое, чистое, безоблачное)

 Светит солнце! Какое оно? (лучезарное, яркое, теплое, нежное, игривое)

- А трава то какая? (мягкая, шелковистая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…

- На деревьях и кустарниках лопнули …почки и появились …листочки. Какие? (маленькие, липкие, беззащитные, светло-зеленые)

- Бежит ручей! Какой? (быстрый, журчащий, звонкий, чистый, холодный)

- И, конечно же, распустились первые весенние цветы! Как их называют?   ПЕРВОЦВЕТЫ

- А вы любите первоцветы? За что?

        Разучивание песни «Озорной подснежник» З.Роот

-Воспитатель Самое замечательное, самое первое растение – это  мать-и-мачеха. (Выходит ребенок)

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Воспитатель -! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела! (ребенок читает стихи)

То сиреневым, то синим

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Воспитатель:  Тут в спор вступила ветреница «Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

- Ха-ха-ха! (Засмеялся кандык).  Подснежником тебя называют, потому что ты из под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – кантик. Я крепкий, здоровый, блестящий, на листьях у меня веснушки, а стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Поэтому не спорьте, самое замечательное растение – это я.

Воспитатель: А  вот и подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке.

Стихотворение «Подснежник»

и весна сказала:

Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные. поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют музыку

Слушание П. Чайковский «Апрель»

- Скажите, ребята, а можно ли рвать подснежники в лесу или на поляне? Почему? (Подснежников в природе осталось очень мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут.)

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли:

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали

- Подумайте, как можно спасти подснежники? А, как не срывая цветов, можно превратить наш зал в цветочную полянку.
Вместе с мамами нарисуйте свои полянки с первыми весенними цветами.

Рисование в парах.

Релаксация:

Ребята, вам понравилось занятие? Чему оно вас научило?

Литература

• baikal-viktoria.ucoz.ru/forum/51-540-4

Истории, Легенды, Мифы, Сказки и приметы о растениях

• Детям о русской природе Весенние цветы Книги 1, 2

Кайгородов Д. Н



Предварительный просмотр:

Тема: «Я в России живу»

Цель: Создать условия для воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через музыкальные образы .

Задачи:

  1. Познакомить детей с гимном РФ, способствовать эмоциональному отклику детей на музыку
  2. Прививать навыки пения кантилены
  3. Учить детей выполнять коллективную работу, соподчинять свои действия и эмоции музыке
  4. Воспитывать основы гражданского этикета

Оборудование:

  1. иллюстрации флага РФ, Красной площади, Кремля, парадов, спортивных награждений. Флажки красного, белого, синего цвета по количеству детей.
  2. Музыкальный материал: обработка народных песен «Сувенир», «Ах вы, сени»,
  3. материал для слушания: гимн России в исполнении детского  хора, академического хора
  4. Материал для исполнения: песня  «Что мы Родиной зовём»  (Журнал  музыкальный руководитель № 08/2014),  «Марш», музыка А. Гречанинова (Музыкально-двигательные упражнения в детском саду М: Просвещение, 1991)

Методы и приемы: Конструирование на плоскости, фонопедический метод развития голоса В. Емельянова

Ход занятия:

Муз. рук. Ребята! Сейчас вы услышите музыку. Подумайте, каким шагом нужно под нее двигаться (звучит обработка народной  песни «Сувенир»,  дети входят в зал переменным шагом, рнп «Ах, вы сени» - дробный шаг). Вместе с окончанием музыки останавливаются в кругу.

Муз. рук.: Какая музыка сейчас звучала? (народная). Получилась у вас двигаться в соответствии с ней? (ответы детей). Можно ли эту музыку назвать танцевальной? (ответы детей). Какие вы знаете народные танцы? (плясовая, кадриль, хоровод). Давайте исполним хоровод! Дети исполняют  знакомый  хоровод по желанию.

Дети садятся

Муз. рук. Знаете ли вы, в какой стране мы живем? (Россия) Какие в нашей стране глубокие моря? (дети показывают голосом (упражнение фонопедического метода В. Емельянова «Страшная сказка»). Какие могучие деревья?  (дети выполняют упражнение «штро-бас»). Какие высокие горы (выполняется упражнение «Вопрос-ответ»). Какие дуют ветра (продувание).

Муз. рук. А сейчас узнайте песню! (исполняет мелодию песни «Что мы Родиной зовем». Дети называют песню, педагог  предлагает ее исполнить.)

Вокально – хоровая работа: педагог следит за ансамблем, предлагает петь слаженно, вместе, начинать и заканчивать песню одновременно, прислушиваться друг к другу, учит распределять дыхание на фразу.

Муз. рук. С какими чувствами вы пели эту песню? (дети делятся своими переживаниями).

Муз. рук. В песне поется не только о чувствах к России, но и перечисляются главные образы: дом, березки, люди. Но есть в нашей стране главные государственные святыни: государственный флаг, герб, святые места (педагог показывает детям иллюстрации Флага, Красной площади, Кремля, кратко рассказывает об объектах, слушает высказывания детей, звучат стихи)

К слайду «герб»

В.А. Смирнов,  И.Г.Смирнова

Геб страны – орел двуглавый

Гордо крылья распустил

Держит скипетр, державу,

Он Россия сохранил

На груди орла – щит красный

Дорого всем нам: тебе и мне.

Скачет юноша прекрасный

На серебряном коне

Развевается плащ синий,

И копье в руках блестит

Побеждает всадник сильный

Злой дракон у ног лежит

Подтверждает герб старинный

Независимость страны

Для народов всей России

Наши символы важны

К слайду «флаг»

И. Г. Смирнова

Белый – облако большое,

Синий – небо голубое,

Красный – солнышка восход,

Новый день Россию ждет.

Символ мира, чистоты –

Это флаг моей страны

Муз. рук. Есть в стране и главная песня – государственный гимн. Это музыкальная святыня нашей страны. Гимн звучит на всех торжествах, соревнованиях, праздниках (видеоряд награждений, государственных собраний, праздников). Давайте послушаем эту музыку. Звучит гимн в исполнении детского сводного хора. Кто исполнял эту песню? Какой у нее характер? О чем поется? Какие чувства у вас возникают при прослушивании песни? (ответы детей)

Муз. Рук. В знак глубоко уважения и любви к Родине при звучании гимна принято вставать и исполнять гимн вместе с хором. Сейчас мы услышим, как исполняет гимн взрослый хор, и, конечно же, я попрошу вас встать и проникнуться чувствами.

Звучит гимн в исполнении академического хора.

Муз. Рук. А вот и наш флаг (иллюстрация) сколько цветов он имеет (3) какие? (белый, синий, красный).

Белый, синий, красный – флаг страны прекрасной,

Флаг Росси нашей дружной и большой

Белый, синий, красный – флаг страны прекрасной,

Флаг России нашей дорог нам с тобой.

Есть общее слово, которым объединяют эти цвета: ТРИКОЛОР. И каждый цвет обозначает главные образы нашей страны. Как вы думаете, что значит белый цвет? (снег, облака, цветущая яблоня, белые березы, журавли); синий цвет? (синие озера, горы, васильки, глаза, моря); красный цвет? (ягоды, снегири, Красная площадь, рассветы и закаты)

Муз. рук. выберите  себе флажок того цвета, который вам больше нравится и встаньте в круг. Звучит «Марш» музыка А. Гречанинова.

Музыкально – ритмические движения 1 часть: дети идут по кругу, держа флаг над головой в правой руке. 2 часть:  передают флаги друг другу по кругу в направлении против часовой стрелке.  Дети учатся чувствовать форму музыкального произведения, выполняют упражнение самостоятельно или с помощью воспитателя.

Муз рук. Молодцы! У нас получился праздничный парад, как на Красной площади (иллюстрация). 

Рефлексия Давайте вместе с вами из наших флажков сложим один большой флаг России! (дети выкладывают флаг, смотрят на результат работы).

Звучит марш, дети выходят из зала.



Предварительный просмотр:

Тема: «Во поле береза стояла»

Цель: Создание условий для осознание содержания народной песни через музыкальную деятельность.

Задачи:

  1. Применять  успешные авторские методики по развитию музыкальных способностей у детей.
  2. Развивать  ритмическое чувство, музыкальную память, интонацию, артикуляцию
  3. Сохранять и укреплять здоровье детей
  4. Воспитывать сплоченность и дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация» «Социализация» «Познание»

Материал: инструменты: клавесы, бубенчики, балалайка, рожок, камертон

                    Подушечка

                    Фонограммы: «во поле береза стояла», «Raindrops».

 Этапы занятия

                       

                            Действия педагога

 

   Действия детей

   Используемые

 методы, приемы,

      технологии

Предполагаемые                              

  результаты

организационный

Здравствуйте ребята! Димы, Тани, Маши!

Пети и Сережи, Светы и Наташи!

Пусть сегодня в нашем зале песенка поселится

С вами мы подружимся, буду я надеяться

приветствие

распевка

Вы любите петь? Играть на музыкальных инструментах? Умеете двигаться под музыку? Давайте мы сначала подготовимся! А для этого заведем:

большие моторчики

Маленькие моторчики

Поскачем на лошадках

Посердимся («Злая кошка»)

А теперь ответьте на мои вопросы (покажите выразительно свой ответ)

Вы любите сладости?

Вы любите болеть?

Вы любите гулять по лесу?

Дети выполняют упражнения

Фонопедический метод развития голоса профессора В. Емельянова

Активизация артикуляционного аппарата, грудного и фальцетного режима

ритмика

Ну что ж, пора отправляться в лес. Если услышите остановку в музыке – тоже остановитесь (чтобы отдохнуть, собрать цветочек, ягодку, полюбоваться на красивый камешек и т.д.)

Выполняют движения под музыку

«Ритмика» по Жану Далькрозу

движение под музыку в соответствии с ритмическим рисунком.

Работа над развитием ладового слуха и интонации

Ходят по лесенке разные песенки

Песенки тоже не могут без лесенки.

Сейчас я покажу вам музыкальные ступеньки, которые приведут нас к песенке

(пение с ручными знаками 1-2-3 ступени)

Чтобы песенку позвать

Нужно вам за мною точно повторять!!!

песня! ….Приходи!...... и меня!……удиви! …..

Песня!.. Отзовись!… и со мной!….. закружись!…..

Знакомство с обозначением ступеней (ручные знаки)

Дети  повторяют за педагогом музыкальные фразы

«Хоровое сольфеджио» Георгия Струве

Прием «Эхо»

выстраивание цепочки взаимосвязей ручной знак – перевод в ступень ступень лада – голос (пение) – слух (дифференциация) Активность детей

Музыкально – ритмические движения

общий хоровод по принципу «Бусы»

«Во поле береза стояла»

Вы узнали эту песню?

Дети знакомятся с разновидностью хоровода,

Движения в хороводе.

воспитание коммуникативных качеств, активизация  музыкальной памяти

пение

Чтобы правильно спеть песню у меня есть магнитик, к которому притягиваются красивые звуки (работа с камертоном) исполнение 1 куплета.

знакомятся  с камертоном, учатся петь первый звук, исполняют 1куплет

Выстраивание унисона

Муз. - ритмические упражнения

Работа над 2 куплетом

(я пойду, пойду погуляю, белую березку заломаю)

Как мы будем гулять? Быстро? Ходить не спеша? Останавливаться и отдыхать? Давайте покажем шаги и остановки знаками.

(разбор ритмического рисунка)

Показывают ритмический рисунок знаками

«Ритмика» по Жану Далькрозу

Осознание коротких и длинных звуков. Выстраивание взаимосвязи мелодия – ритмический рисунок – знак.

Развитие умения вычленять из мелодии ритм.

познавательный

 Беседа с детьми (содержание 2, 3, 4 куплеты)

(что такое заломать? – не срубить, а сломать засохшие ветки. Для чего? – чтобы сделать музыкальные инструменты, так как инструменты делают из сухого дерева. Какие инструменты? – гудочки (духовые) и балалйку)

Участвуют в беседе

Поисковый (проблемный) метод

Осознание содержания песни через поиск правильного решения

Расширение кругозора, накопление слухового опыта, развитие тембрового слуха

Педагог демонстрирует инструменты (рожок, балалайку), проигрывает на них мелодию песни.

Знакомятся с музыкальными инструментами

Игра на инструментах

5 куплет. А вы знаете, зачем понадобились гудочки и балайка? Послушайте следующий куплет

Буду в балалечку играти буду милого будити

Делают вывод: игрой на инструментах разбудить спящего.

Коллективное музицирование по системе Карла Орфа

Дети знакомятся с инструментами, со способами звукоизвлечения, разучивают ритмическую партию, работа по группам инструментов

Мы сейчас тоже попробуем кого – нибудь разбудить.

Разучивание партитуры со звучащими жестами. (Света – пробудись! Или проснись – Сашенька)

Для чего мы разбудили (Сашеньку)?

Мы можем дальше сами сочинить песню?

Игра на музыкальных инструментах.

Дети предлагают дальнейшее действие

Заключение

Чтобы было интересно, и запомнилась нам песня

Мне ребята помогите, как березка выглядит – изобразите!

Дети составляют модель дерева из инструментов

Моделирование  на плоскости

Составить модель березы из имеющихся инструментов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в 1 младшей группе Интеграция образовательных областей: Познание (предметный мир)/ художественное творчество (рисование)

Интеграция образовательных областей: Познание (предметный мир)/ художественное творчество (рисование)Тема: Разноцветная водичка.Цель:  Ознакомление детей со свойствами воды  средствами рисо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека,  представление о функциональном назначении...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области "Коммуникация"

Цель: формирование интереса у детей в познании диких животных. Задачи: Активизировать словарь по теме «дикие животные» Развивать связную речь детей через рассказывание стихов, проговаривание потеше...

Непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Изобразительная деятельность. Тема:«Дымковская игрушка - гордость России» (для подготовительной группы).

Цель данного занятия : приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, способствовать художественно-нравственному воспитанию дошкольников средствами народного искусства....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Познание (ФЭМП) – изобразительная деятельность (лепка). Тема: «Помидоры в банках» для младшей группы.

Продолжаем знакомить детей с понятиями "один", "много"; с геометрической фигурой круг. Закрепляем знания детей об овощах, о цвете и т.д....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...