Водные богатства
план-конспект урока (2 класс) на тему

Урок окружающего мира во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta-okr.mir_.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой конкурс методических сценариев уроков с реализацией системно-деятельного подхода в начальной школе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 4

Урок окружающего мира во 2 классе  

                                                                          «Водные богатства»

                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                       Ищенко Светлана Викторовна

                                                                                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                                                                         МБОУ СОШ № 4 ст.Ольгинской

                                                                                                                                                          Приморско – Ахтарского района

                                                                                                                                                         Краснодарского края

                                                                       Технологическая карта урока

Учитель:

Ищенко Светлана Викторовна

Класс

2 "Б"

Предмет:

Окружающий мир

Авторы учебника:

А.А.Плешаков

Тема урока.

Водные богатства

Тип урока.

Открытие нового знания

Цель:

познакомить с разнообразием водоёмов; научить различать части реки;воспитание чувства бережного отношения к природе.

Результаты:

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные:использовать знаково-символические средства, в том числе модели

и схемы; узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока; классифицировать по заданным критериям (река, озеро, пруд).

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль.

Оборудование

Учебник, презентация к уроку, карточки, карта России, карта Краснодарского края, словарь Ожегова, электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова  «Окружающий мир».

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Ну-ка проверь, дружок, 
Ты готов начать урок? 
Все ль на месте, 
Все ль в порядке, 
Ручка, книжка и тетрадка? 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Регулятивные:

организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

II. Актуализация знаний

Мы урок наш начинаем,

Что учили – вспоминаем

 Повторим мы  знания

 Домашнего задания.

Отгадайте кроссворд. Слайд.

По горизонтали:

2.Как называются равнины, которые имеют плоскую поверхность? Плоские

4.Возвышенности на равнинах. Холмы

6.Большое пространство ровной поверхности. Равнины

8.Горы расположенные рядами. Горные хребты

По вертикали:

1.Равнины имеющие на поверхности возвышенности. Холмистые

3.Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. Горы

5.Углубление на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами. Овраг

7.Самая высокая часть холма или горы. Вершина

Работа в парах по карте.

 Слайд.

Задание: найти на карте краснодарского края  города Усть-Лабинск, Сочи, Славянск –на Кубани, Краснодар, Приморско-Ахтарск  и определить рельеф местности.

Дети разгадывают кроссворд.

Определяют рельеф местности, опираясь на условные обозначения и цвет карты.

Познавательные:

анализ признаков с целью выделения объекта.

Коммуникативные:

 умение работать в группе, вести учебный диалог;

учить оценивать свою работу и работу группы.

III. Самоопределение к деятельности.

 Постановка учебной задачи.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами путешествовали по горам и равнинам. Сегодня мы снова отправимся в путешествие. А куда вы скоро узнаете.

Зачем люди отправляются в путешествие? За открытиями

И вас сегодня  на уроке ждут открытия.

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого свои.

В конце урока вы поделитесь своими открытиями.

Работа в группах.

 Вспомните, как работать в группе?

  Для того чтобы узнать где вам предстоит путешествовать, предлагаю  по группам составить из кусочков целую картину и определить, что на ней изображено.  

Капитан группы выходит и показывает, какая картина получилась. Слайд.

Вывод:  Река, море, пруд, ручей, болото - что это такое?

Назовите одним словом. Водоемы.

Кто понял, какова тема сегодняшнего урока? Тема урока «Водоёмы».

- Что такое ВОДОЁМ?

 Обратимся к толковому словарю.

 Водоём – место скопления или хранения воды.

Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

Какие учебные задачи поставим перед собой?

Проверим свои предположения по учебнику.

 Откройте учебник на странице 82.

Тема урока «Водные богатства».

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают правила работы в группах.

Составляют из кусочков картину и определить, что на ней изображено.  

Делают вывод.

Формулируют тему урока.

Работают с толковым словарём С.И. Ожегова.

Предполагают и ставят учебные задачи.

Проверяют свои предположения по учебнику.

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять тему,  учебную задачу с помощью учителя, уметь составлять  план выполнения задач урока  под руководством учителя.

Познавательные:

отвечать на простые вопросы учителя, анализировать  информацию на основе собственного опыта.

Коммуникативные:

 умение работать в группе, вести учебный диалог.

IV.   Изучение нового материала

- Взгляните на карту России. Слайд.

 На ней очень много голубого цвета. Это водоёмы

Сегодня мы отправляемся в путешествие по водоёмам.

А чтобы не сбиться в пути, мы, будем  путешествовать по определённому маршруту. Слайд .

1. Виды водоёмов.

2. Части реки.

3. Водоёмы нашей местности.

4. Водоёмы и человек.

Остановка №1 «Виды водоёмов».

 На какие две группы можно разделить перечисленные водоемы?

Естественные и искусственные водоемы.

Как вы думаете, какие водоёмы относятся к естественным, а какие к искусственным?

Те, которые созданы природой, без участия человека, и те, которые создал человек.

Дети называют, какие водоемы относят к естественным, какие к искусственным.

Работа с учебником

-Прочитайте текст на странице 82. Догадайтесь, о каких водоёмах идёт речь.

-Откроем тетради и  самостоятельно заполним табличку «Виды водоёмов».

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по образцу на доске.

Наше путешествие продолжается.

Отгадайте загадку; «Не конь, а бежит, не лес, а шумит»? Река.

Правильно.

Остановка №2«Части реки».

Ребята, а что  такое река?

Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.

Река -постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.

На физической карте много тонких извилистых синих линий. Это наши реки.

Ребята, а что вы знаете о реке, её частях?

Работа с учебником .

Прочитайте текст в учебнике «Части реки и ответьте на вопросы.

Что такое исток?

 Исток – место, где начинается река.

Что такое устье? 

Устье – место впадения реки (в море, озеро или другую реку

Что такое русло

? Русло –

 Углубление в грунте, по которому течёт водный поток.

Что такое приток?

 Приток – река, впадающая в другую реку или в озеро.

Выполнение задания на электронном приложении к учебнику.

Один ученик заполняет схему на интерактивной доске, а ребята делают эту же работу в тетради.

Работа с картой.

- Найдём на карте России реки: Волгу (крупнейшую реку Европы), Обь, Енисей, Лену (величайшие реки земного шара).

.

Изучают маршрут.

Отвечают на поставленные вопросы.

Дети называют, какие водоемы относят к естественным, какие к искусственным

Читают текст и выполняют задание.

Самостоятельно заполняют таблицу в тетради.

Проводят взаимопроверку по образцу на доске.

Отгадывают загадку..

Ребята работают по словарю Ожегова.

Читают текст в учебнике и ищут ответы на вопросы.

.

Выполняют задание в тетради, используя электронное приложение к учебнику.

Работают с картой под руководством учителя.

Познавательные:

узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с темой урока; классифицировать по заданным критериям (река, озеро, пруд)

анализ, сравнение признаков с целью выделения главного, умение работать с текстом, умение работать со словарём Ожегова, с картой, с электронным приложением к учебнику.

Личностные:

уметь пользоваться знаниями в новой ситуации

Регулятивные:

уметь регулировать свою деятельность.

Коммуникативные:

умение работать в паре, проводить взаимопроверку по эталону.

V.Физминутка

Дети вдоль реки  гуляли,

{Дети маршируют на месте)

За природой наблюдали.

(Ладонь прикладывают к глазам)

 Вверх на солнце посмотрели

(Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку»)

 И их лучики согрели.

 Бабочки летали, Крыльями махали

(Машут руками)

 Дружно хлопаем,

(Хлопают в ладоши)

Ногами топаем!

(Топают ногами)

 Хорошо мы погуляли,

(Маршируют, делают вдох-выдох

) И немножечко устали!

(Дети садятся на свои места)

Выполняют физминутку

VI. Первичное осмысление и закрепление.

Остановка №3 «Водоёмы нашей местности»

Посмотрите  на  карту Краснодарского края. Много  ли  голубого  цвета  на  карте  нашего  края ? Очень  много.

Какие моря омывают наш край? Чёрное и Азовское.

Покажите их на карте.

Найдите главную реку нашего края. Как называется эта река? Кубань.

Сообщение ученика о реке Кубань. 

Река Кубань – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под ледников горы Эльбрус. Протяженность Кубани – 870км. Более 700км находится в пределах Краснодарского края.

        Кубань имеет притоки, все они стекают с северных склонов Большого Кавказа. Среди них Уруп, Лаба, Белая.

Групповая работа. 

Задание «А знаешь ли ты?»

Ребята, а знаете ли вы, сколько рек у нас в крае. А хотите узнать?

Это  трёхзначное  число .

Первая  цифра  всех  красивее ,

Первая  цифра  всех  счастливее ,

 С  радугой  она  дружна .

 Мы  её  с  друзьями  спели :  Дружит  с  нотами  она .

Цифры 2-я  и  3-я – близняшки ,

Похожи  рубашки , похожи                                                        мордашки.  Они  одинаковы  и  означают,

    Что  нет  ничего ,Но  считать  помогают !

Сколько  рек  у  нас  получилось ? 700

Остановка № 4 «Влияние деятельности человека на экологию водоёмов».

Учитель читает стихотворение.

Речушка вдоль околицы текла

Негромкая…

Но мы любили, дети,

Её – она ведь первою была

Для нас и, значит,

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зелёная, и хвощ болотный вылез.

Как будто люди целью задались

Убить её

И своего добились.

Как вы думаете, почему речка стала такой грязной?

Какой вред на природу водоёмов оказывает деятельность человека? (Сообщение ученика)

- Что можно сделать для охраны водоёмов?

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой Краснодарского края.

Слушают сообщения учеников.

Группой выполняют задание «А знаешь ли ты?»

Называют полученный результат. Проверяют свои подсчёты.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями.

Делают свои выводы.

Личностные:        

бережное отношение к водоёмам, их защита и помощь.

Познавательные:

сравнение признаков с целью выделения главного, умение работать с картой, умение применять нестандартный подход для  решения  задач; Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль.

VII.  Рефлексия деятельности

(итог урока ). Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы.

– Какие открытия вы  сделали на сегодняшнем уроке?

 – Где пригодятся знания, полученные на уроках?

Продолжите предложение.

Сегодня я хотел бы себя похвалить…

Я хотел бы себя поругать…

Кто доволен на уроке своими успехами, кому было интересно – улыбнитесь.

Выберите смайлик, который отражает вашу  работу на уроке и ваше  настроение.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Регулятивные:

оценивать результаты своей работы на эмоциональном уровне.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;  уметь адекватно  оценить свою работу

VIII. Домашнее задание.

Каждой группе приготовить сообщение с презентацией  о любом водоёме Краснодарского края, оформить его, используя энциклопедии и справочники (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"

Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...

Открытый урок "Водные богатства"

Конспект урока 2 класс...

"Водные богатства"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит краеведческий материал....

Конспект урока "Окружающий мир" 2 класс. Тема: Водные богатства"

Конспект урока   по предмету "Окружающий мир "во 2 классе .  Тема урока  Водные богатства"...

«Водные богатства Волгоградской области – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба».

- Познакомить учащихся с водными богатствами Волгоградской области;- Научиться находить реки на карте и правильно их показывать – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба;- Систематизировать знания детей ...

Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...