Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"
статья (3 класс) по теме

Трушкова Валентина Михайловна

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ"  Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

                 Деятельностный подход   в обучении младших школьников

                            Представление педагогического опыта

  Я хочу вам представить свой опыт работы на тему «Деятельностный подход в обучении младших школьников»

      Представление собственного педагогического опыта хочу начать с притчи.

     Однажды в коконе появилась маленькая щель…

 случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

  Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

  Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

   Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит.

     Ничего не случилось!

    Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

    А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

    Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

     Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

    Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

    Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Очень часто мы, желая помочь ребёнку, не даём ему сделать усилие, самостоятельно преодолеть трудности, решить проблему. И удивляемся, что теряется интерес к учёбе, нет веры в свои силы. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется с трудом.

Почему я занялась этой проблемой?

   Во - первых, это, конечно - же, из-за изменения стратегической цели современного образования. Если раньше образование стояло на «знаниевой» позиции, то теперь его главной задачей является развитие личности учащегося, на основе освоения способов деятельности. Если раньше результатом обучения являлось наличие предметных знаний и умений, то сейчас на 1 место выступают универсальные (метапредметные) знания и умения, составляющие основу умения учиться.

    Во- вторых, ещё задолго до принятия стандартов, я понимала, нужно что- то менять в уроке, в форме подачи материала. Чтобы это понять, достаточно было проанализировать типичные ошибки школьников:

-неумение выполнять логические действия такие, как анализ, сравнение, обобщение;

-неумение работать с источником информации, выражать свою точку зрения и оценку событий;

-планировать и организовывать свою деятельность. Так передо мной встала проблема перехода от знаниевого подхода обучения к деятельностному, проблема не только чему учить, но и как. Моя задача - научить детей учиться, а именно научить способам деятельности через решение учебных задач.

    Попав в новые условия, я сама оказалась в роли ученика. Передо мной встал новый вопрос: С чего начать? Как научить первоклассника всем этим способам деятельности, Ведь у этих малышей за плечами совсем небольшой багаж знаний! Я поняла, начинать нужно с самого простого:

    -Ребята, что изображено на картинках? Что общего? Чем они отличаются? Постепенно эти два вопроса заменяю одним: Сравните предметы. Ребята уясняют способ деятельности: чтобы сравнить предметы, нужно сначала узнать, что у них общее, и чем они отличаются. Таким же образом действуем и с другими логическими операциями.

     А на уроке письма ребята сравнивают элементы букв, выполняют такие задания, как:

-добавь или убери элементы, получи новую букву;

-придумайте с соседом по парте начертание новой буквы и дайте ей название.

    При такой работе учащиеся чувствуют себя как- бы авторами, создателями алфавита. А пытаясь придумать имя для «новой» буквы невольно приходят к выводу о совершенстве существующего алфавита, в котором нет места для «новенькой».

     Вот так мои первоклассники постепенно учатся способам действия при решении учебных задач. И самое главное, научившись сравнивать и обобщать на уроке математики, ребёнок сможет сравнивать и обобщать на любом другом учебном предмете, при изучении любой темы.

    Конечно, не всё получалось сразу. Так непросто было распрощаться с настолько привычными приёмами, методами и формами работы. Так резали слух новые выражения: такие, как слова- названия, слова- указатели, решение задач на уроках русского языка. Так хотелось их заменить на привычные мне ещё со школы понятия и только после внимательного изучения методических рекомендаций к новым УМК, я поняла менять нужно формы, методы и технологии обучения.

   Каким же образом я внедряла эту систему?

    Во-первых, я изменила структуру урока. Я стала строить урок так, чтобы ребёнок мог размышлять над прочитанным, задавать вопросы, находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска.

     На первом этапе урока осуществляю вызов уже имеющихся у детей знаний. Этому способствуют такие приёмы, как «Верные- неверные утверждения»- когда я предлагаю учащимся ряд утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать соответствующие, по их мнению, действительности, и обосновать своё мнение.

   Приём «Верите ли вы?» и приём прогнозирование - тоже часто использую в начале урока. Желание учеников убедиться в своей правоте заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к уроку. Очень часто на стадии вызова использую приём «Корзина идей и понятий» или таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Первый столбик таблицы «Знаю» заполняется сразу после объявления темы. Ведь по многим темам у детей уже есть какой- то запас знаний. Этому способствует и построение программного материала в УМК «Школа России», в котором в последующих классах темы повторяются, только изучаются более углубленно.

    Научить ребят думать над прочитанным, понимать, анализировать информацию, находить главное мне помогают сравнительные таблицы. Особенно эффективно, на мой взгляд, применение таблиц на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Например, применение концептуальной таблицы на уроке чтения при изучении литературного произведения заставляет ребят выполнить ряд действий: задуматься над прочитанным, понять и проанализировать информацию, найти и выделить главное. А ведь умение читать и перерабатывать информацию сейчас одно из самых актуальных в мире. Кроме того, такая таблица помогает систематизировать информацию, включает в себя краткое содержание всего произведения и его план.

Актуальность и перспективность опыта.


     В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция.  Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

   Научить  ребёнка  плавать  можно  только  в  воде,  а  научить  ребёнка  действовать  можно  только  в  процессе  деятельности.  Мне кажется, что функция современного учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

      Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.

      Проанализировав приоритетные жизненные ценности, мною была создана собственная методическая система работы, которая представляет собой взаимодействие целей и задач, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности.

  Цель.

  Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

Передо мной, как педагогом, стоят вопросы:

Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Как развивать у ребенка потребность и способность искать новое?

Как научить его видеть проблемы?

  Задачи.

       Поиск ответов на эти вопросы определил задачи моей методической системы, которые реализуются в содержании учебно-воспитательного процесса. Содержательно-целевой элемент данной методической системы раскрывается с помощью оптимальных способов обучения.         Контроль универсальных учебных действий учащихся осуществляется во всех видах их учебно-познавательной деятельности.

Учебная деятельность.

     Кроме того, деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет увеличить прочность знаний. Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.

Принципы.

       Виды деятельности младшего школьника могут быть различными : игровая, исследовательская, контрольно-оценочная, рефлексивная, творческая, практическая. Но к развитию личности они ведут только в том случае, если правильно организована развивающая среда.

     Внутренняя программа развития ребенка развертывается на фоне воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Поэтому для детей нужно создавать такие условия для деятельности и общения , которые помогают им развиваться в соответствии с заложенными в них задатками, компенсируя проблемы и недостатки

Роль учителя.

      В технологии деятельностного метода существенно меняется роль учителя. Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Позицию учителя можно выразить так – к классу не с ответом, а с вопросом.

     Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, необходимо изменить сам принцип построения урока. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Урок открытия нового знания.

     Развивающий урок имеет и особую типологию , и особую структуру , и особые методы : не только индивидуальную, но чаще групповую и парную работу.

      Используя на уроках системно - деятельностный подход, решаю следующие задачи:

- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

- развиваю творческие способности;

- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

     Предлагаю несколько примеров такой работы:

в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске;

урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока; тема урока не сообщается; дети получают задание сформулировать его;

называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

Метод проектов.

      Ещё одна технология, которую я использую в своей деятельности - это технология проектирования. Я считаю важным и необходимым использование проектной деятельности так, как она помогает мне сблизить детей, стимулирует интерес к определённым проблемам, даёт возможность детям проявить индивидуальность, воплотить свои творческие замыслы. Конечно, возраст учеников начальной школы накладывает свои ограничения на организацию проектной деятельности. В первую очередь это связано с тем, что работа над проектной и исследовательской деятельностью предусматривает самостоятельно организованную деятельность учеников. Но, на самостоятельность приходится рассчитывать далеко не всегда. Дети хоть и являются исследователями от природы, но учебное исследование отличается от спонтанно- поисковой деятельности ребёнка. Однако, я твёрдо убеждена, что вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, ведь именно в младшем школьном возрасте закладываются ценностные жизненные установки, личностные качества, отношения. Поэтому, на первых порах я ребят учу всему:

-как наблюдать;

-как выявлять проблему;

-как разрабатывать гипотезы;

- как вести эксперимент.

     В начале обучения проектной деятельности, тему проекта, как правило, предлагаю я сама. Я стараюсь заинтересовать детей какой-либо проблемой, показать ребятам, что они способны сами её решить, получив дополнительную информацию из различных источников.

    Метод проектов используется на уроке

-при проверке домашнего задания (сообщение, доклад, презентация и т. д.),

-при изучении новой темы (выполнение исследования, творческой работы, проведение эксперимента и т. д.),

-при закреплении изученного (творческие работы).

Исследовательская деятельность.

    Велика роль исследовательской деятельности, как в общем, так и в индивидуальном развитии школьника. Она дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.

   В процессе учебной деятельности ребята знакомятся с методикой проведения учебных исследований: провожу несколько фронтальных тренировочных занятий с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения исследования.

      Работа над исследованием заставляет ребенка наблюдать различные предметы и явления, принимать во внимание мелкие детали и различия, фиксировать результаты проведенного исследования и представлять материал наглядно. Кроме того, работая над проектом, ребенок ставит перед собой цель, продумывает план, а закончив работу, сам ее оценивает. Следовательно, у него ---формируются умения и навыки:

формулировать вопросы;

планировать свою деятельность;

наблюдать предметы и явления;

оценивать свою работу по предложенным критериям.

   На мой взгляд, в начальных классах проектно-исследовательская деятельность занимает значительное место. Она представляет собой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность учащихся в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними. Его реализация предполагает использование таких методов, как наблюдения, опыты, самонаблюдения и т.д. В ходе наблюдений осуществляется и изучение исследовательских способностей детей.

   Ученик осваивает новую позицию — он не просто зритель, слушатель, а исследователь себя самого. Это определяет его заинтересованность процессом познания: он выдвигает гипотезу, выбирает и обосновывает свой путь решения задачи, вступает в дискуссию. У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача учителя и родителей - поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе.

    Проектно-исследовательская деятельность организуется систематически на каждом уроке.

Результативность проектно-исследовательской деятельности.

     Организация проектно-исследовательской деятельности способствует развитию познавательных интересов ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

    Свои исследовательские работы учащиеся представляли на открытой  районной научно-практической  конференции « 1Дорофеевские чтения »,  ученица 3 класса Четырева Татьяна- победитель в номинации медицина.

ИКТ.

     Проектно-исследовательская деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, деятельностного обучения и самостоятельной работы учащихся. Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии. А значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией.

      Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

     -проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя;

     -демонстрации при объяснении нового материала;

     -заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;

     -подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над  текстом, написание мультимедиа сочинения.

     Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

                Оптимальность и эффективность средств

     При изучении нового материала дети самостоятельно «открывают» математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения.

     Реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и  учить детей творчеству,  воспитывать  в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.


                                             Результативность опыта
       Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Результативность применения деятельностного подхода в урочной работе деятельности  находит отражение в  качестве обученности учащихся.
    Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.      

      Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.    У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Обобщение и распространение опыта.

     С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях МО учителей школы, провожу открытые уроки, открытые мероприятия.

    Являюсь активным членом сетевых педагогических сообществ:

http://nsportal.ru; infourok.ru  (размещаю публикации на сайтах этих сообществ).

    Все в наших руках, уважаемые коллеги. И только от нас  зависит, какой станет школа будущего.

        

Класс

Учебный год

Учебный предмет

2кл

4кл

УО

КЗ

УО

КЗ

2-4

2014-2015

Русский язык

100%

66%

100%

50%

Литературное чтение

100%

66%

100%

50%

Математика

100%

66%

100%

50%

Окружающий мир

100%

100%

100%

50%

ИЗО

100%

100%

100%

100%

Технология

100%

100%

100%

100%

Музыка

100%

100%

100%

100%

1-3

2015-2016

1кл

3кл

Русский язык

безотметочное

100%

66%

Литературное чтение

безотметочное

100%

66%

Математика

безотметочное

100%

66%

Окружающий мир

безотметочное

100%

100%

ИЗО

безотметочное

100%

100%

Технология

безотметочное

100%

100%

Музыка

безотметочное

100%

100%

2-4

2016-2017

2кл

4кл

Русский язык

100%

66%

100%

66%

Литературное чтение

100%

66%

100%

66%

Математика

100%

66%

100%

66%

Окружающий мир

100%

66%

100%

100%

ИЗО

100%

100%

100%

100%

Технология

100%

100%

100%

100%

Музыка

100%

100%

100%

100%

 

 

 

                                             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов Карповой Елены Анатольевны

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подгото...

Публичное представление собственного педагогического опыта работы

Публичное представление собственного педагогического опыта работы «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальных классов» ...