Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
статья на тему

Литяйкина Татьяна Николаевна

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные педагогические технологии, можно справиться с этой задачей и научить ученика мыслить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

Литяйкиной Татьяны Николаевны

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Тема инновационного педагогического опыта

«Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления»  (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Актуальность и перспективность опыта (его значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса)

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные педагогические технологии, можно справиться с этой задачей и научить ученика мыслить.

Как известно, мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.  В способности думать заключена основа человеческой деятельности.            

Независимо от уровня развития данной способности в каждом отдельном человеке, все люди регулярно испытывают неудовольствие оттого, что не всю информацию удалось учесть при принятии какого – либо решения, не все аргументы удалось найти и высказать в процессе презентации своей идеи.  

 Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Человек пытается охватить мыслями одновременно очень многое - сомнения и переживания, творческие замыслы, логические построения, воспоминания о прошлом, планы на будущее, огромной информационный поток сегодняшнего дня и перспективы дня завтрашнего. Как же навести порядок в «кладовых своих мыслей»? Как в нужных ситуациях отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов?  

Передо мной, как учителем начальных классов, всегда стоял вопрос, какие методы и приёмы работы использовать, чтобы совершенствовать мыслительные способности учащихся. Сегодня очень актуальной является проблема использования и создания новых приемов, способов, технологий педагогической деятельности, ориентированных на развитие способностей и возможностей ребенка.        

Но можно ли научиться мыслить более продуктивно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Среди инновационных методов, позволяющих добиваться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, меня заинтересовала  ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ).  Это набор особых приёмов и стратегий, которые способствуют освоению нового способа познания, она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.

Суть технологии развития критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

        Одним из направлений этой технологии, которое вызывает  интерес и педагогов, и родителей, и детей является метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить детей более эффективно управлять своим мышлением.

        Метод «Шесть шляп мышления» создан Эдвардом де Боно, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автором 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.

Ценность  данного метода  – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.). Ребёнка нужно научить мыслить самостоятельно, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

После изучения литературы по данному вопросу была выдвинута гипотеза: если использовать  нестандартные методы и приёмы в обучении, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

В чём же «инновационность» представленной технологии?

Детей нелегко мотивировать, и учителю приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребёнка. Порой мы в этом процессе больше отдаём предпочтение форме и забываем о содержании.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и  содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование  мышления.

Одной из задач современной школы является научить ребенка мыслить критически. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю. Каждый ученик, выйдя из школы, должен уметь критически оценить то, что слышит и видит вокруг себя,  т.е. адаптироваться в обществе. В связи с этим перед учителем постоянно стоит вопрос, как развивать мышление детей в процессе обучения. Развитие мышления - это процесс, направленный на овладение учениками новыми умственными действиями. Современное общество требует формирования не только знаний, но и учебных умений. Учебные умения – это знания в действии. Помочь учителю в этой нелегкой задаче могут педагогические технологии. Остановимся на одной из них.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в середине 80-х годов в США (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, Д. Халперн и др.). Эта технология представляет собой систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Технология позволяет решать следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков  и ответственности за знание.

Образовательными результатами применения технологии являются:

  • умение работать с разными объемами, обновляющейся информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение аргументировать свою точку зрения;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением

Роль школы – научить детей самостоятельной работе с различными источниками информации. Первым источником учебной информации для ребенка является учебник. К сожалению, ежедневно приходится сталкиваться с учениками, не умеющими осмысленно читать учебный текст даже в старших классах. В процессе обучения чтению формируются такие умения как:

  • читать с необходимыми смысловыми акцентами;
  • понимать текст;
  • структурировать текст;
  • привлекать ранее усвоенные знания для понимания текста;
  • применять справочную литературу;
  • определять предмет изучения;
  • выделять основные понятия;
  • устанавливать связи новых понятий с ранее изученными;

выделять главные идеи текста, т.е. те, которые подлежат запоминанию и пониманию в соответствие с учебной задачей.

 «Переложенные» на язык практики идеи технологии критического мышления  звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Одним из апробированных мной методов является «Шесть шляп».

Теоретическая база опыта

         В основу концепции данного метода Э. Де Боно положил представление о наличие у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного».

     Существует тип мышления, который присущ каждому человеку изначально, как дыхание. Пользуясь этим типом мышления, человек отвечает на телефонные звонки, переходит дорогу, занимается выполнением множества повседневных задач. Многое мы выполняем бессознательно, автоматически. Наличие такого «реактивного» мышления дает нам возможность заниматься подавляющим большинством повседневных дел.

     Но есть и другой тип мышления, который отличается большей усложненностью и который используется нами не так часто, но непременно сознательно и только в те моменты, когда это становится необходимым. Это - «взвешенное» мышление, то есть такой подход к делу, который основывается на осознанном, волевом регулировании потока мыслей в нужном направлении – на решение тех или иных непростых задач.

      Реактивный тип мышления прекрасно подходит для реагирования на то, что с нами в данный момент происходит и совсем не обязателен для долговременного планирования (например, своих действий в ситуациях карьерного роста, своего времени, своих финансовых затрат и т.д.). Взвешенный тип мышления требует определенной концентрации внимания, определенного сознательного настроя. Он позволяет производить достаточно сложные мыслительные операции, рассчитывать, как свойственно хорошему шахматисту, свои действия на несколько шагов вперед, используя при этом накопленные знания, навыки, жизненный опыт. Качество мышления как раз и определяется способностью «взвешенно» мыслить.

 Почему шляпы? Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления. В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

 white

Белая шляпа

Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист.

%281%29

Красная шляпа

Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? 

%282%29

Желтая шляпа

Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? 

%283%29

Черная шляпа

Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? 

%284%29 

Зеленая шляпа

Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. 

 %285%29

Синяя шляпа

Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше? 

      Сам автор метода Эдвард де Боно выделяет следующие «плюсы» в пользу использования метода:

Во- первых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку сосредоточиться на выполнении определенных мыслительных операций.

Во- вторых, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, в большинстве ситуаций отнимающих время без всякой пользы.

Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Можно попросить человека надеть черную шляпу и подумать о минусах, которые содержаться в его собственной идее, или, под полями желтой шляпы подумать о плюсах, которые, с той же очевидностью, содержаться в идеях других людей.

В- третьих, самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. Дети хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести шляп мышления устанавливаются определенные правила «игры в человека, думающего именно так», что принципиально отличается от  всем известной практики «ведения боя без правил».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Моя собственная позиция основывается на опыте использования метода «Шляпы мышления» в своей профессиональной деятельности  в работе с детьми, начиная  с начальной школы. С моей точки зрения, значимым является еще один «плюс»: метод дает возможность каждому педагогу проявить свои творческие возможности, создать свои авторские педагогические приемы.

Данный метод помог мне в выявлении приемов, методик оценки эффективности обучения с использованием метода «Шляпы мышления». Самая малозатратная по финансовым соображениям и эффективная по развитию критического мышления форма работы в начальной школе является форма групповой работы. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому на каждом из своих уроков я стараюсь применять эту форму работы на разных этапах урока.

Для использования методики класс делится на 6 групп. Каждая группа выбирает себе задание по цвету шляпы. Затем учитель  в конвертах  раздаёт задания  или вопросы каждой группе, на которые детям необходимо  будет дать ответ, или подготовить небольшое сообщение.

Если метод используется на уроках литературного чтения, окружающего мира и необходимо обговорить какую-то ситуацию, то время на подготовку отводится 10-15 минут, а потом каждая группа зачитывает своё задание и даёт ответы.

Работа построена таким образом, что каждая группа дополняет информацию других групп, дискутирует, находит компромисс.

Завершали работу  подведением итогов, а это делают синие шляпы.

Применение этой технологии учит использовать более широкий спектр мышления, чем тот, которым мы обычно пользуемся. Это вызывает у детей чувство успешности и гордости за свои способности справляться с разными ролями. Это должно привести к тому, что впоследствии они будут более полно обдумывать новые задачи и обоснованно оценивать объективность полученных ответов.

     Эту форму работы я использую уже несколько лет. За последние 3 года узнала много различных методов групповой формы работы и использую их на своих уроках в начальных классах.

Дети стараются объяснить свою точку зрения, доказывают, опираясь на полученные знания. Многие слабые ученики, не усвоив тему с первого урока, надо сказать,  именно здесь понимают материал гораздо лучше.

     В групповых формах работы учитель ставит сильных учеников в такие условия, что им приходится объяснять тему ещё раз, благодаря этому они запоминают прочнее, закладывают в долговременную память новый материал, а слабые ученики начинают осознавать этот материал. Нам известно, что сильные ученики, часто хватают поверхность знаний, схватывая на лету, такие знания быстро забываются. Слабые учащиеся, осознав новый материал, откладывают его в долговременную память. Как показывает практика: контрольные работы за год и на остаточные знания дети пишут плохо, на мой взгляд, только потому, что в своё время знания прочно не вошли в их память. Я думаю, что необходимо использовать групповые методы работы на всех уроках в начальной школе, ведь они способствуют прочному усвоению знаний учащихся.

     Важно посадить детей в классе так, чтобы группы были равносильными и неконфликтными. От этого зависит эффективность работы группы. Учитель же здесь играет главную роль, он должен быть тонким психологом и руководителем. Я считаю, что группы должны меняться, хотя бы раз в четверть. В своём классе я это делаю ежемесячно, это для здоровья физического и психологического очень необходимо. Сейчас мои ученики учатся во 2 классе, они сами напоминают мне о том, что пошёл месяц и пора их пересадить, а в 1 классе учителю самому надо следить за этим. Не только дети, но и учитель выигрывает от того, что дети постоянно меняют соседей по парте. Кажется, такая мелочь, но моя практика показывает, что эффективность работы класса возрастает от того, что дети меняют круг общения со сменой места в классе, учащиеся хотят общения друг с другом, напрямую сказать стесняются, но учитель, замечая привязанности детей или наоборот антипатии своих учеников, должен во время принимать меры. Тут то и приходит на помощь смена места парты учениками.

     Благодаря методам групповой работы, ребята учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга.    

Анализ результативности

     Наблюдение за работой учащихся на уроке, за их умственным развитием и уровнем обученности,  который становился выше и качественнее, появление удовлетворенности у учителя и учеников от своей работы свидетельствуют о том, что используемый в ряду других известных технологий метод, может  быть  использован  для формирования ключевых компетенций.

 Для  оценивания результативности были разработаны критерии:

  • исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
  • исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
  • исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
  • выявление умения обобщать.

     В ходе работы подобраны соответствующие принятым показателям – параметры, методики.  На начальном этапе работы я применила методику исследования словесно-логического мышления детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене.

 Были получены следующие результаты:

Высокий уровень – 22% (2 уч.). Учащиеся показали хорошую способность к дифференциации  и выделению существенных признаков, установлению логических связей и умению обобщать.

Средний уровень – 23% (3 уч.). Учащиеся продемонстрировали операции обобщения и отвлечения, но допустили ошибки в дифференциации и выделении существенных признаков и установлении логических связей.

Таким образом, было выявлено, что у учащихся преобладает низкий уровень развития мышления – 55% (5 уч.).

Было положено начало работе по развитию мышления младших школьников, и   впоследствии, была проведена промежуточная диагностика, которая показала небольшой прогресс: по методике Э.Ф.Замбицявичене  улучшились показатели.

Высокий уровень  увеличился на 11% и составил 33%, средний уровень -23% - увеличение на 0%, а так же низкий уровень уменьшился на 11% и составил 44%. Проведение методики показывает, что низкий уровень ещё высок, однако существует динамика.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

       Сначала более шустрые, более уверенные ребята подавляют остальных, не замечая и не прислушиваясь к мнению других, но когда принимают не правильное решение неоднократно, начинают задумываться, а всегда ли я прав. Здесь должен быть начеку учитель. Именно он указывает детям на то, что правильная версия была в их группе, но её не услышали, потому что не настоял говорящий и не смог убедить более уверенного в своей правоте соперника. Как показывает мне моя практика, со временем более уверенный в себе ученик начинает прислушиваться к мнению других, а не уверенный учится доказывать свою точку зрения твёрже и настойчивее. К нему начинают прислушиваться все члены группы, а позднее и весь класс. Так дети учатся быть уверенными в своих знаниях и умениях, но не самоуверенными.

  Хочется отметить, что учителю иногда бывает сложно «разрулить» неверно начатое рассуждение в группе, важно заметить неверный ход мыслей ребят на начальной стадии, либо внимательно следить, за тем как продвигается процесс работы в группе. Учителю необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения. Учителю же нужно правильно подбирать задания для групповой работы, чтобы это было и интересно и нужно для усвоения нового или повторения пройденного материала.

Адресные рекомендации по использованию опыта

  Опытом  своей  работы я охотно  делюсь  с коллегами. Провожу  открытые уроки, занятия  творческих мастерских, выступаю на  педсоветах  и  методических  объединениях.  Выступала  на  Межрегиональном научно – практическом   семинаре  «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования» в МГПИ им. М. Евсевьева, (март 2015г.),  проводила  мастер – класс для  слушателей МРИО, участвовала в городском конкурсе «Ярмарка педагогических идей» ( призер).

 Весь накопленный мною опыт  работы размещен на сайте  МОУ «Гимназия №20 http://www.schoolrm.ru/schools/gim20sar/, на личном сайте http: //nsportal. run /lityaykina-tatyana-nikolaevna /

Представленный мной опыт может быть полезен не только учителям начальной школы, но и классным руководителям для организации внеурочной деятельности.

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися.

Открытый урок литературного чтения во 2В классе  УМК «Школа 2100» с использованием  метода «Шесть шляп»

«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (И. Франко «Сказка о глупости»).

(приложение 1)

Приложение 1

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2В

Школа: МОУ «Гимназия №20» г.о. Саранск

Учитель: Литяйкина Татьяна  Николаевна

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Тема урока

«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (И. Франко «Сказка о глупости»).

Цели урока

формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся  

- познакомятся со сказкой в стихах как одним из видов литературного жанра;

- получат возможность научиться:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Сказка в стихах, глупость, мудрость народная

Межпредметные  связи

Окружающий мир, музыка.

Ресурсы

1.Учебник Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»).

2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь по литературному чтению.

3.Презентация к уроку.

4.Шляпы 6 цветов (по количеству учащихся)

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста сказки

 

-Сегодня у нас необычный день. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Покажите мне, с каким настроением вы начинаете урок. Поделитесь своим хорошим настроением с нашими гостями, улыбнитесь им.

 - Желаю всем нам хорошей работы. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

-Над какой сказкой мы с вами работаем? (И.Франко «Сказка о глупости»)

-Какие еще сказки включены в наш раздел «Сказка мудростью богата» ?(«Три калача и одна баранка» )

-Что общего в этих сказках? (человеческая глупость)

- Слово «глупость» в сказке «Три калача и одна баранка» ни разу не встретилось. А как удалость нам понять, что эта сказка о глупости? (По поступкам, действиям героя – мужика).

- А вот вторая сказка так и называется «Сказка о глупости».

-Значит, о чем пойдет у нас беседа на сегодняшнем уроке?

(Предположения детей)

Демонстрация знаний, умений

Принятие учебной задачи.

Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Открытие новых знаний

1 этап. Работа над характерами героев.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Беседа. 

- Сегодня мы проследим: почему одни попадают в глупые ситуации, а другие совершают мудрые поступки?

- Кто чаще попадает в глупые ситуации?

- Кем чаще совершаются мудрые поступки?

(Малыши, они мало знают, не хватает опыта; взрослые, которые не прислушиваются к другим, делают по- своему и попадают в смешные ситуации; старики не совершают глупых поступков, у них большой жизненный опыт, много знают; благодаря своему жизненному опыту, знаниям, совершают добрые поступки, спасают людей от смертельной опасности, добрые люди…)

- Встретились два слова, которые противоположны по смыслу, мы будем их называть слова – антонимы.

Мы рассмотрим это на примере двух главных героев: охотника и птички.

Чтобы детально ответить на поставленный вопрос, давайте рассмотрим все точки зрения, взвесим все «за» и «против». Для этого мы разделимся с вами на 6 групп: каждая группа дает характеристику героев с точки зрения цвета шляпы.

(Предполагается, что дети уже знакомы с методикой проведения подобной работы.)

Затем учитель   раздаёт вопросы каждой группе, на которые детям необходимо  будет дать ответ, или подготовить небольшое сообщение в зависимости от цвета шляпы.

Белая шляпа (работа по сбору информации) -Что нам известно о главных героях?

Красная шляпа (формирование своего отношения к событиям и их участникам) -Как вы относитесь к главным героям?

Жёлтая шляпа (выявление позитивных сторон явления)            –Возможно ли было другое развитие сюжета?

Чёрная шляпа (указание на негативные стороны, ошибки)    -Почему охотник остался ни с чем?

Зелёная шляпа (новые предложения, идеи, возможные альтернативы)- Как выдумаете, что нужно изменить охотнику в себе?

Синяя шляпа ( подведение итогов, высказывание наблюдений и  комментариев)         -Какой урок получил охотник от птички?

Время на подготовку отводится 10-15 минут, а потом каждая группа зачитывает своё задание и даёт ответы. Получается развернутая характеристика героев. Очередность выступления может быть различной.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Выражение своих чувств, мыслей.

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

Адекватно используют  речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят диалогическую речь.

Работают в группах.

Работают с текстом в поисках  аргументов для своих высказываний

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Выразительное чтение сказки.

1. Подготовительная работа.

– В какой форме написана сказка? (В стихотворной.)

– В сказке много диалогов.

а) – Давайте подумаем, как будем читать слова охотника.

Сурово – 1-я строфа.

Удивлённо – 4-я строфа.

Заинтересованно – 5-я строфа.

Во 2-й части: интонация согласия, благодарности.

В 3-й части: чувство досады.

б) – Как читать слова птички, определите сами, исходя из рекомендаций. (Они записаны на доске.)

1-я часть: жалобно, просяще.

2-я часть: твёрдо, уверенно.

3-я часть: с усмешкой, с укоризной.

в) – Как озвучить авторский текст?

– Найдите в авторском тексте эмоционально окрашенные строчки, которые передают состояние охотника. («Охотник чуть не плачет; с неё не сводит глаз; зовёт охотник...»)

Вот вам еще одно дополнительное задание:                     -прочитать сказку, показать смену настроения героев сказки изменением интонации при чтении;

- оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка,   лист оценивания).

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Упражнения в интонировании.

Восприятие информации.

Восприятие текста.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

Выражение своих чувств, мыслей.

Отвечают на вопросы.

Читают текст.

Анализируют текст.

Работают в парах.

Выразительно читают.

Оценивают своих товарищей.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

для глаз

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- Работая в парах, вы показали смену настроения героев соответствующей интонацией при чтении. А сейчас вам надо будет передать настроение героев при помощи цвета.

Творческое задание: рабочая тетрадь с.36, № 1.

- Прочитайте задание. Кому нужна помощь? Поднимите руку.

- Приступаем к выполнению задания.

- Какие цвета использовали? Почему?

Принятие учебной задачи.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос, объясняют.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Формулируют вывод.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

– Смешная ли это сказка? Почему? Но только ли она смешная? А какая ещё?

– Только ли о глупости эта сказка? О чём ещё?

- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - розовый, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый).

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду  сказки.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительной деятельности младших школьников на основе развития критического мышления.

В работе представлены теоретическая характеристика технологии критического мышления, структура занятия в концепции "критического мышления", краткое описание приёмов ТРКМ , примеры использования приёмо...

Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.Алгоритмическое мышление и методы его развития.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без п...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ"  Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...

Статья на тему: "Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления".

Многие знакомы с технологией развития критического мышления и применяют её в своей практической деятельности. В данной статье описаны  приёмы и методы  данной технологии, которые  помог...

опыт работы по теме: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»

Опыт работы: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» ....