Статья на тему: "Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления".
статья на тему

Алпатова Людмила Геннадьевна

Многие знакомы с технологией развития критического мышления и применяют её в своей практической деятельности. В данной статье описаны  приёмы и методы  данной технологии, которые  помогают мне  формировать мыслительную деятельность младших школьников, а цели и задачи, которые ставит данная технология, очень актуальны при формировании УУД школьников: формирование нового стиля мышления; развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность; развитие аналитического, критического мышления; формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления

Многие знакомы с технологией развития критического мышления и применяют её в своей практической деятельности. Приёмы и методы  данной технологии помогают мне формировать мыслительную деятельность младших школьников. Цели и задачи, которые ставит данная технология:                                    формирование нового стиля мышления; развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность; развитие аналитического, критического мышления;                                           формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Технология развития критического мышления  представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

В ходе работы в рамках этой модели мои учащиеся овладевали различными способами интегрирования информации, учились вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строили умозаключения и логические цепочки доказательств, выражали свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

  Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

  Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей

Мне бы хотелось остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые наиболее успешно  формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на занятиях по окружающему миру.

  Приём “Дерево предсказаний”. Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы.

  Прием “Корзина идей”. Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии занятия, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

  Прием “Составление кластера”.  Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер использую на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

 Приём «Верные- неверные утверждения». Детям предлагается несколько утверждений  по  ещё не  изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Прием “Лови ошибку”. Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки.  Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

  Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал). Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. 

   Инсерт, или условные значки. Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагю проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: “!” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.

Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

      Прием “ Толстые и тонкие вопросы”. Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ). Прием “Толстые и тонкие вопросы”  использую на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

 Приём «Сюжетная таблица».  Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста: Кто? Что? Когда? Где? Почему?  Это помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением, учатся пересказу, идёт подготовка к изложению.

   Приём «Шесть шляп». Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

-  Предлагаю представить  свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

Красная Шляпа - Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.

  • Не требуется давать обоснование чувствам.

Желтая Шляпа – Преимущества.

  • Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать?

           Почему это сработает?

Черная Шляпа – Негатив.

  • В чем недостатки?
  • Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Каковы предложения?

Белая Шляпа - Информация. Факты.

  • Какой мы обладаем информацией?   Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа - Обобщение.

  • Чего мы достигли?  Что нужно сделать дальше?

Используя в  своей педагогической деятельности  технологию развития критического мышления, я убедилась в том, что она дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

 Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».

Библиография

  1. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
  3. И.О. Загашев, С.И. Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.
  4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления

Главная цель технологии развития критического мышления –  развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему...

Формирование мыслительной деятельности младших школьников на основе развития критического мышления.

В работе представлены теоретическая характеристика технологии критического мышления, структура занятия в концепции "критического мышления", краткое описание приёмов ТРКМ , примеры использования приёмо...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Данная презентация предназначена для сопровождения атестационной работы по обобщению опыта по теме: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО М...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления

В данном методическом пособии раскрывается сущность технологии развития критического мышления и ее применение в начальной школе...

опыт работы по теме: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»

Опыт работы: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» ....