Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления
методическая разработка по теме

 

Главная цель технологии развития критического мышления –  развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему      учиться самостоятельно. 

Технология   помогает ученику   овладеть  способами работы с  информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать  вопросы, постановки и решения   проблем,  рефлексивного  письма, помогает  овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_poznavatelnyh_uud.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД

средствами технологии

развития критического мышления

Выполнила: учитель начальных классов        МКОУ     « Захаровская СОШ»

 Клетского района

Волгоградской области

Абдрахманова Светлана Дмитриевна

Содержание

Введение………………………………………………………………    3

Глава 1 Теоретические аспекты формирования познавательных УУД с помощью приемов и методов  развития критического мышления………………………………………………………………… .   5

  1.  Сущностные характеристики познавательных УУД. ……….. . 5
  2.  Приемы и методы технологии развития критического мышления. ……………………………………………………………… …………. ..8 Выводы 1 главы…………………………………………………   .......11    

   Глава 2 Описание педагогического опыта по использованию ТРКМ как средство формирования познавательных УУД………………………….   ….13  

2.1 Диагностика использования ТРКМ……………………………  …..13

2.2 Описание опыта по использованию ТРКМ………………….. ........17

Выводы 2 главы …………………………………………………….. …19

3. Заключение…………………………………………………………. .......20

4. Список литературы………………………………………………… …..22

  1. Приложение……………………………………………………………...23

Введение

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [ФГОС , 2010: стр. 5].

Цель работы: описать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования познавательных УУД.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс использования технологии РКМ как средство формирования познавательных УУД.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущностные характеристики познавательных УУД.
  2. Охарактеризовать приемы и методы ТРКМ.
  3. Раскрыть методы диагностики уровня сформированности познавательных УУД.
  4. Описать  педагогический опыт по использованию ТРКМ.

База исследования: МКОУ « Захаровская СОШ»  Клетского района в 1,4 классе

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы;
  2. Использование диагностических методик;
  3. Анализ продуктов деятельности учащихся;
  4. Метод наблюдения.

Практическая значимость:

Представленные методики могут быть использованы педагогами начальных классов и педагогами дополнительного образования в центрах развития творчества.

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных УУД с помощью приемов и методов технологии развития критического мышления.

  1. Сущностные характеристики познавательных УУД.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,  включая осознание  учащимися  ее  целевой  направленности,   ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие   и  самосовершенствование  путём  сознательного и  активного присвоения нового социального опыта.

Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося  независимо  от  ее  специально-предметного  содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных [ ФГОС 2010: стр 41].

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного  поиска,  в  том  числе  с  помощью  компьютерных средств;
  3. структурирование знаний;
  4. осознанное и произвольное построение  речевого  высказывания  в  устной и письменной форме;
  1. выбор наиболее эффективных  способов  решения  задач  в  зависимости  от конкретных условий;
  2. рефлексия  способов  и  условий  действия,  контроль  и  оценка  процесса и результатов деятельности;
  3. смысловое  чтение  как  осмысление  цели  чтения  и  выбор  вида  чтения  в зависимости от цели;
  4. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  5. определение   основной    и    второстепенной    информации;  свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  6. понимание  и   адекватная   оценка   языка  средств  массовой  информации;
  7. постановка   и     формулирование    проблемы   самостоятельное   создание алгоритмов  деятельности  при  решении  проблем  творческого  и  поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий[ФГОС 2008г; 26стр ] составляют знаково-символические действия:

—моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

—преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  1. подведение под понятие, выведение следствий;
  2. установление причинно-следственных связей;
  3. построение логической цепи рассуждений;
  4. доказательство;
  1. выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  1. формулирование проблемы;

—        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  1. Приемы и методы технологии развития критического мышления.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной  Айовы и      колледжей Хобарда и Уильяма Смита.      Авторы программы - Чарльз Темпл,   Джинни Стил,   Курт Мередит.      Эта технология   является системой  стратегий   и    методических приемов,  предназначенных    для    использования    в различных  предметных областях, видах и формах работы.

           Главная цель технологии развития критического мышления –  развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему      учиться самостоятельно[Заир С.И. 2004: стр 12].

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского      «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так,       как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы   поведения, которые он применял раньше к другим.»     [Выготский, 1984: стр. 243],    а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о   необходимости   развития в учениках   аналитически-творческого подхода к любому материалу.

    Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических   приемов,   развивающих интеллектуальные,   коммуникативные   и  познавательные  умения  учащихся        [ Демидова М.Ю. 2009;стр 127]

Технология   помогает ученику   овладеть  способами работы с  информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать  вопросы, постановки и решения   проблем,  рефлексивного  письма, помогает  овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).

Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Познавательные УУД

Приемы ТРКМ

Логические универсальные действия

Кластер

Верные - неверные утверждения

Синквейн

Эссе

Зигзаг

Общеучебные

Инсерт

Чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Таблица тонких и толстых вопросов - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Знали – Хотим узнать – Узнали - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их

Инсерт - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:

«» - уже знал                          «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня               «?» - не понял, есть вопросы

Зигзаг - Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.

ТРКМ  позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

умение работать с информацией в разных областях знаний;

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

умение решать проблемы;

способность самостоятельно заниматься своим обучением;

умение сотрудничать и работать в группе;

способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

        Формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.

  В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при  котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности.

При этом важно сформировать у учащихся комплекс познавательных умений, включающих:

  1. находить требующуюся информацию в различных источниках;
  2. критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
  3. систематизировать информацию по заданным признакам;
  4. переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
  5. видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
  6. находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
  7. устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  8. уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
  9. уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.

                            Выводы  первой главы.  

                 Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются   не    пассивными    слушателями,    а    постоянно    активно    ищут информацию, соотносят то,  что  они  усвоили  с  собственным  практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику  доказательств,   делать  выводы,  конструировать  новые  примеры  для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности [Асмолов А.Г.,  2010: стр 34].

 Поэтому,   работая   в   русле   критического   мышления,   уделяем    большое внимание    выработке    качеств,   необходимых   для   продуктивного   обмена мнениями:    терпимости,    умению    слушать    других,    ответственности  за собственную   точку   зрения.   Таким   образом,    нам    удается    значительно приблизить  учебный  процесс  к  реальной  жизни,  протекающей  за  стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.    

Глава 2.Описание педагогического опыта по использованию ТРКМ как средство формирования познавательных УУД  

2.1.  Диагностика использования ТРКМ.

Для оценивания результативности использования приемов технологии развития критического мышления были разработаны критерии:

  1. Развитие логического мышления
  2. Развитие критического мышления
  3. Применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуация

         Уровень развития критического мышления определялся такими показателями:

  1. умение ставить вопрос
  2. умение работать с информацией

    Развитие логического мышления исследовалось через:

  1. умение обобщать
  2. умение анализировать
  3. умение устанавливать причинно – следственные связи.

В ходе эксперимента были подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики.  

Для исследования эффективности использования ТРКМ в учебном процессе совместно с психологической службой школы была проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся. Для этого использовалась методика «Найди несколько различий», «Выделение существенных признаков», «Логические закономерности».

Изучалось:

  1. умение исключать лишнее;
  2. словесно – логическое мышление;
  3. умение обобщать;
  4. умение анализировать;

Уровень развития мышления определялся в баллах:

Уровень

Кол-во баллов

Высокий

90 и больше

Возрастная норма

70-89

Приближен к норме

50-69

Низкий

30-49

Результаты исследования учащихся за первый  год обучения сведены в таблицу:

Уровень развития

Начало учебного года – сентябрь

Конец  учебного года - май

Высокий

9,5 %

14, 3 %

Норма

42,8 %

66,7 %

Близкий к норме

28,6 %

14,3 %

Низкий

19, 1 %

4.7 %

Сравнительный анализ данных показал, что к концу 1 класса количество учащихся, показывающих высокий уровень и уровень развития, соответствующий норме остаётся стабильным.

Уровень развития критического мышления изучался приёмами составление кластера и маркировки текста (ТРКМ). Умение осмысливать изучаемый материал и устанавливать причинно – следственные связи оценивалось по уровням:

 

Уровень

Параметры

Баллы

Допустимый

Полное отражение темы в кластере и установление причинно – следственных связей

10 баллов

Средний

Н неполное отражение темы в кластере и установление причинно – следственных связей

7-9 баллов

Низкий

Неумение устанавливать причинно – следственные связи

Меньше 7 баллов

Развитие умения работать с информацией представлены в процентном

соотношении за 1 класс в таблице:

Уровень развития

Умение систематизировать материал

Умение устанавливать причинно-следственные связи

начало

конец

начало

конец

Допустимый

8уч. 36,4%

12уч.54,6%

9уч. 40,9%

15уч.68,2%

Средний

9уч. 40,9%

7уч.  31,8%

8уч. 36,4%

5уч.  22,7%

Низкий

5уч. 22,7%

3уч.   13,6%

5уч. 22,7%

2уч.   9,1%

Результаты исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более 50% учащихся умеют работать с новой информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить причинно- следственные связи.

С целью выявления умения формулировать вопросы проведена стратегия «Вопросительные слова» (ТРКМ).

 К  концу  первого  года  обучения  произошел  рост  в  умении  задавать вопросы интерпретационного типа и вопросы обобщающего характера,  но по прежнему лидируют вопросы на воспроизведение событий – простые вопросы.

  1.  Вопросы на воспроизведение событий (простые вопросы) оценивались - в 1 балл;
  2. Вопросы на установление причинно – следственных связей (интерпретационные) – в 2 балла;
  3. Вопросы обобщающего характера (оценочные) – в 3 балла.

Учащиеся, набравшие от 1- 4 баллов - показали низкий уровень;

                                       от 5-9 баллов - средний уровень;

                                       от 10-12 баллов- уровень выше среднего;

                                       от 12- 15 баллов- высокий уровень.

  1. Наряду с данными методиками нами был применён такой метод исследования,  как  педагогическое  наблюдение,  а  именно включённое наблюдение [Матюхина М.В.  1983: стр 25].
  2. Такой метод предполагает, что учитель сам участвует в процессе, за которым ведёт наблюдение, одновременно не прекращая наблюдать. Включённое наблюдение считается эффективным так, как исследователь – учитель активно участвует в деятельности  наблюдаемых.   В рамках  ОЭР  мы наблюдали за учащимися, как они умеют рефлексировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников [Кирилова Н.Б.  2005; стр 45].

             На уроке, построенном по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Такая работа ума развивает следующие качества:

  1. Готовность к планированию;
  2. Наблюдение за собственными действиями;
  3. Поиск компромиссных решений;
  4. Готовность исправлять свои ошибки;
  5. Настойчивость в достижении цели.

Данные качества необходимы  не только в учебной деятельности, но и в жизненных различных ситуациях.

  1.  2.2. Описание опыта по использованию ТРКМ.

    В начальной школе, по нашему мнению, не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы. На своих уроках применяем довольно часто такие приемы и методы:

Русский язык

  «Тонкие и толстые»  вопросы  (приложение 1), Верные - неверные утверждения, ЗХУ ( приложение 2.), Синквейн ( приложение 3), кластер ( приложение 4), Приём Инсерт (приложение 5) , Верные и неверные утверждения ( приложение 6)

Математика

Кластер, Синквейн, ЗХУ, «Тонкие и толстые» вопросы, Верные - неверные утверждения

Литературное чтение

Кластер, Синквейн, ЗХУ, «Тонкие и толстые» вопросы, Верные - неверные утверждения, Эссе, Инсерт, «6 шляп», Чтение с остановками.

Окружающий мир

Кластер, Синквейн, ЗХУ, «Тонкие и толстые» вопросы, Верные - неверные утверждения, Эссе, Инсерт, «6 шляп», Чтение с остановками, Зигзаг

Музыка, ИЗО

Кластер, Синквейн, ЗХУ, Верные-неверные утверждения

В ходе изучения и применения методов и приёмов ТРКМ на уроках в начальной школе нами были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока. I.    Стадия вызова   «Кластер», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия»,   «Перепутанные логические цепочки»,  «Проблемный вопрос», «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.   II. Стадия осмысления «Зигзаг».   «Инсерт или «Чтение с пометами»,  «Дерево предсказаний»,    «Круги по воде»,      «Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», Метод «Думательных шляп», «Кластер» «Двухчастный дневник».   Главными  задачами  второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса. И здесь используется   метод  активного  чтения  “Чтение  с  остановками”,   приём           “Дерево предсказаний”. III. Стадия рефлексии «Синквейн», «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»  Стадия рефлексии – это стадия размышления.  Она  необходима  для   анализа учащимися   своего    процесса    учения.   Ученик    активно  переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне  важен  живой  обмен  идеями.  Выражение  новой  информации своими словами позволяет лучше понять  и  принять  её.  С  этой  целью,  нами  используется приём “Синквейн” – это стихотворение из пяти строк.

 

                           

 Выводы 2 главы.

В результате проведённой работы мы пришли к выводу: “Технология развития критического мышления» обеспечивает:   формирование  культуры чтения,  включающей    в     себя   умение    ориентироваться    в   источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное,   сортировать   информацию   с   точки   зрения    ее   важности, “отсеивать” второстепенную,  критически  оценивать  новые  знания,  делать выводы   и    обобщения;    стимулирование     самостоятельной     поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

• выделять причинно-следственные связи;

• рассматривать  новые   идеи   и   знания  в  контексте  уже  имеющихся;

• отвергать ненужную или неверную информацию;

• понимать,  как  различные  части  информации  связаны  между  собой;

• выделять ошибки в рассуждениях;

• делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

• избегать категоричности в утверждениях;

• быть честным в своих рассуждениях;

• определять  ложные  стереотипы,  ведущие  к  неправильным  выводам;

• выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

• уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

• подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

• отделять  главное  от  несущественного  в  тексте  или  в  речи  и  уметь акцентировать внимание на первом.

                                                                     

Заключение.

В данной работе решался ряд задач. Решая первую задачу исследования, было выяснено, что к познавательные УУД относятся умения:

• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• уметь устанавливать причинно-следственные связи;

• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• уметь устанавливать аналогии;

• владеть общим приемом решения учебных задач;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

При исследовании приемов и методов технологии развития критического мышления оказалось, что они способствуют формированию познавательных УУД младших школьников. Приемы можно использовать на уроках в начальной школе на разных этапах: вызова, осмысления и рефлексии.

Проведенная диагностика использования приемов развития критического мышления на уроках показала положительные результаты в овладении учащимися умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы,  умением составлять вопросы по изучаемой теме.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли -  М., 2010.

2.Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / В 2 ч - М. Просвещение, 2009

  1. Заир С.И. – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.
  2. Загашев И.О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
  3. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.
  4. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. - Волгоград, 1983
  5. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.
  7. ФГОС начального общего образования М.2008.

                                                                     

                                                                                          Приложение1.                        

   Прием «Тонкие и толстые вопросы» (Этап планирования)

Ученикам предлагается таблица с толстыми и тонкими вопросами . Дети должны «продолжить» вопросы, составить вопросы по теме «Суффикс». Это можно делать устно, письменно, индивидуально, в парах, в группе. Если на все вопросы не смогли ответить на уроке, то есть почва для продолжения обсуждения на следующих уроках…

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Объясните, почему …?

Предположите, что будет …?

Что, если …?

В чем разница …?

Что…?

Где…?

Для чего…?

Как…?

Когда…?

Может ли …?

Верно ли …?

Почему называется суффикс так?

Что будет, если не будет суффиксов?

В чем разница между суффиксом и приставкой?

Что такое суффикс?

Где он встречается в словах?

Для чего нужен суффикс в словах?

Как обозначается суффикс?

Какие бывают суффиксы?

                                                                 Приложение 2                          Прием «Знаю – Хочу знать – Узнал»

(Этап целеполагания и рефлексии)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна,  так  как  предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с содержанием урока учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу знать». 

Знаю

Хочу знать

Узнал

Суффикс – незнакомое слово

Что такое суффикс?

Где он встречается в словах?

Для чего нужен суффикс в словах?

Как обозначается суффикс?

Какие бывают суффиксы?

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». (этап рефлексии)

Знаю

Хочу знать

Узнал

Суффикс – незнакомое слово

Что такое суффикс?

Где он встречается в словах?

Для чего нужен суффикс в словах?

Как обозначается суффикс?

Какие бывают суффиксы?

Суффикс – часть слова.

Встречается в словах после корня.

Нужен для образования новых слов.

Обозначается

Суффиксы бывают ик ок ник ищ

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление граф.

Дополнительно можно предложить детям еще две графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

                                                            Приложение 3.                              Прием «Синквейн» (в конце урока)

Слово синквэйн происходит от французского слова, которое обозначает пять. Таким образом, синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Эффективным средством введения синквэйнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквэйна . Каждому участнику дается  5-7  минут на то,  чтобы  написать  синквэйн.  Затем  он  повернется   к   партнеру  и  из  двух синквэйнов они составят один, с которым  будут  оба  согласны.  Это  даст  им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся  группа  может  познакомиться  с  парными синквэйнами.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1.     Объясняются правила написания синквейна.

2.     В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3.     Задается тема синквейна.

4.     Фиксируется время на данный вид работы.

5.     Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

                     Правила написания синквэйнов:

                  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

                   2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

                 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

                4.  Четвертая    строчка   –    это   фраза    из   четырех     слов, показывающая отношение к теме.

            5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквэйны очень полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) средств оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства творческой выразительности.

 Пример синквейна:

Суффикс

ласкательный, новый,

образует, называет, обозначает.

Суффиксы образуют новые слова.

Часть.

                                                                                           Приложение 4.                                                 Прием «Кластер» (в конце урока, этап рефлексии)

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.   Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.       Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

                                                               Приложение 5.                       Прием «Инсерт» (этап осмысления)

  ИНСЕРТ   -  звуковой аналог условного английского сокращения в дословном  переводе   обозначает:   интерактивная   система   записи   для эффективного чтения и размышления [ авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г]. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

  1. V «галочкой»  помечается то, что уже известно учащимся;
  2.  - знаком «минус»  помечается то, что противоречит их представлению;
  3. +  знаком «плюс»  помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
  4. ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

    II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».

На уроке «Суффикс». Прочитайте каждый абзац и отметьте его значком.

Таблица «Значки»

V – знаю

+ - новое

? – есть вопрос, не понял

Части слова

Слова состоят из частей.

Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Корень обозначается так              .

Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так       .

Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так       .

Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так         .

Чтобы разобрать слово по составу, надо найти окончание, потом корень, потом суффикс, потом приставку.

2 вариант текста

Слово в моем представлении - это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце - корень. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющее тепло улыбаться. А другие таят в себе зло, равнодушие, эгоизм, корысть, зависть.

      Голова слова - это приставка. Она всё время думает, как помочь сердцу – корню - лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шёл, шла, шли. Куда, зачем – попробуй догадайся! А если добавить приставку, многое становится понятным: пришел, пошел, сошел, отошел, ушел, обошел… Вот что значит слово "с головой"!

      А суффикс - это руки! Да, волшебные руки. Суффикс может всё! Изменить размер и рост? Пожалуйста! С ним дом - не просто дом, а маленький дом-ик, дом-ишк-о, или огромный дом-ин-а, дом-ищ-е. Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите? Школа - школьник. Да что там здание! Даже город! Город - горожанин. Бутурлиновка - бутурлиновец. Правда, здорово? А казалось бы: всего одна или несколько

букв – суффикс. Маленький, да удаленький!

      А что же такое окончание? Смысла не изменяет, значит, это только одежда. Как ни "нарядить" слово, всё равно оно будет означать то же самое. Зато окончание помогает спастись от одиночества. Один товарищ , а появилась чудесная "одёжка" - и появились товарищи. Но как трудно научиться различать окончания! Сколько их, самых разных! Попробуй запомнить. Что ж, слова, как и мы, стремятся разнообразно и модно одеваться.

                                                   

     Приложение 6.                                

Верные – неверные утверждения

Запишите + , если согласны с утверждением или -, если не согласны.

1. Суффикс – это часть, без которой слово не может существовать?
2. С помощью суффиксов -онок, -ёнок можно образовать названия детёнышей?
3. Окончание служит для образования новых слов?
4. Суффикс служит для связи слов в предложении?
5. Суффикс стоит после корня?
6. Разбор слова по составу надо начинать с корня?

7. Знание состава слова поможет лучше понять их смысл?

Такие приемы я использую на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства с 1 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на курсе литературного чтения

Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на курсе литературного чтения...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Данная презентация предназначена для сопровождения атестационной работы по обобщению опыта по теме: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО М...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления

В данном методическом пособии раскрывается сущность технологии развития критического мышления и ее применение в начальной школе...

Статья на тему: "Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления".

Многие знакомы с технологией развития критического мышления и применяют её в своей практической деятельности. В данной статье описаны  приёмы и методы  данной технологии, которые  помог...

Формирование УУД средствами технологии развития критического мышления.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Дл...


 

Комментарии

Спасибо за материал. Очень понравилось. Обязательно применю в своей работе.

Материал замечательный.Спасибо огромное.Очень хорошо раскрыта теория.Обязательно буду применять в своей работе.