Формирование УУД средствами технологии развития критического мышления.
методическая разработка

Кузовлева Дарья Владимировна

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться». Данная презентация раскрывает основные приемы критического мышления на уроке. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование УУД средствами технологии критического мышления» Подготовила Кузовлева Д.В. учитель начальных классов МС(К)ОУС(К)НШ-Д\С№14

Слайд 2

Особенностью УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они - носят надпредметный, метапредметный характер; - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных [ ФГОС 2010: стр 41].

Слайд 3

Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия. Знаково-символические действия. Логические универсальные действия ( анализ объектов, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование ). Постановка и решение проблемы ( формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Слайд 4

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.»[Выготский, 1984: стр. 243]. Технология РКМЧП известна в России уже 10 лет. РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит. Технология «Развитие критического мышления»

Слайд 5

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Развитие аналитического, критического мышления. Технология РКМЧП решает следующие задачи:

Слайд 6

Первая стадия — «вызова» Вторая стадия — «осмысление» Третья стадия — стадия «рефлексии» Стадии базовой модели технологии:

Слайд 7

Приём «ЗХУ» Знаем Хотим узнать Узнали 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Осталось узнать 1. 2. 3.

Слайд 8

«Сложение, вычитание обыкновенных дробей» Знаю Хочу узнать Узнал новое а /m+b/m=(a+b)/m а /m-b/m=(a-b)/m Как складывать дроби с разными знаменателями? Как вычитать дроби с разными знаменателями? Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители. Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.

Слайд 9

Приём «Сводная таблица» Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4

Слайд 10

Прием «Представление информации в кластерах». Школа Обучающиеся Учителя Кабинеты Перемены Уроки, предметы

Слайд 11

Прием «Инсерт» 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. V (уже знал) + (узнал новое - (думал иначе) ? (есть вопросы)

Слайд 12

Работа организовывается следующим образом: 3 основные группы 1 шаг: 2 шаг: 3 шаг: Приём «Зигзаг»

Слайд 13

Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это) Приём "Кубик"

Слайд 14

На что это похоже? Чем отличается? Опиши форму, размеры или др. характери- стики Как это сделано? Как и где применяется? Опиши форму, размеры или др. характери- стики На что это похоже? Чем отличается? Как это сделано? Как и где применяется? «Кубик»: «круглые тела».

Слайд 15

Для его написания существуют правила: Прием «Составление «Синквейна»» Название СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1 Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2 Действия ГЛАГОЛ - 3 Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО

Слайд 18

ВЫЗОВ: КЛАСТЕР Урок по теме: «Треугольник» треугольник Углы Точки Вершины Отрезки Стороны острый прямой Тупой три равные разные Имя

Слайд 19

Измерьте и определите углы данного треугольника Измерьте и сравните стороны треугольника. Измерьте и сравните стороны треугольника. Измерьте и сравните стороны треугольника. Измерьте и определите углы данного треугольника Измерьте и определите углы данного треугольника Смысловая стадия: кубик

Слайд 20

Линии сравнения Элементы (стороны, углы) Свойства элементов Вид треугольника Смысловая стадия: сводная таблица «треугольник»

Слайд 21

Рефлексия: треугольник прямоугольный не существует чертить равносторонний измерять обозначать треугольник что Бывает Фигура с тремя …

Слайд 22

«Всё в твоих руках» Большой – для меня тема была важной и интересной – красным. Указательный – узнал много нового – желтым. Средний – мне было трудно – зеленым. Безымянный – мне было комфортно – синим. Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления

Главная цель технологии развития критического мышления –  развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему...

Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.

Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Данная презентация предназначена для сопровождения атестационной работы по обобщению опыта по теме: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО М...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления

В данном методическом пособии раскрывается сущность технологии развития критического мышления и ее применение в начальной школе...

Статья на тему: "Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления".

Многие знакомы с технологией развития критического мышления и применяют её в своей практической деятельности. В данной статье описаны  приёмы и методы  данной технологии, которые  помог...