Главные вкладки

    Преемственность между дошкольным образованием и школой.
    статья на тему

    Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

        «Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов  по теме:

    Преемственность  между  дошкольным образованием и школой»

    Подготовка детей к школе- одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед нами учителями начальных классов  встаёт задача «выровнять» их знания.  Между тем, это не основная проблема, на которую жалуемся мы, учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

    СЛАЙД №1

    Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка...

    СЛАЙД №2

    Преемственность с точки зрения дошкольного учреждения:

    – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе

    СЛАЙД №3

    Преемственность с позиции школы:

    – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков.  Ребенок приходя в школу должен знать  правила и нормы школьного поведения.

    СЛАЙД №4

    Преемственность с позиции родителей:

    хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить

    СЛАЙД №5

    ЗАДАЧА ГОС – НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО УЧИТЬСЯ

    Принятие новых государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ГОС ДО) и государственных образовательных стандартов начального общего образования (ГОС НОО) – важный этап преемственности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

    Стандарт направлен да достижение следующих целей:

    1. Обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

    2. Сохранение единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики относительно уровня дошкольного образования.

    3. Сохранение преемственности дошкольного и начального школьного образования через создание оптимальных психолого-педагогических, медико-гигиенических условий для реализации единой линии развития ребенка.

    4.Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

    5. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

    ГОС НОО

    1. Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования;

    2.Преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

    3.Формирование успешной компетентной личности, способной к творчеству и саморазвитию в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлению к созиданию;

    4.Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;  

    Задачи

    ГОС ДО

    1. Охрана  и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

    2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.

    3. Обеспечение  преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней

    4. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

    5. Формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.  

    6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.

    ГОС НОО

    1.Адаптация обучающихся к окружающей действительности, школьной жизни, формирование статуса ученика;

    2.Выявление и развитие учебно-познавательной мотивации; создание условий для включения обучающихся в разнообразные виды деятельности (учебную, трудовую, коммуникативную и др.);

    3.Формирование элементов базовых компонентов культуры, ценностного отношения к окружающему миру;

    4. Формирование готовности к познанию фундаментальных  закономерностей развития природы, общества, человека.

    СЛАЙД №6

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОУ И ШКОЛЫ

    • Обеспечение безболезненного перехода детей в школу , помощь в адаптации к новым условиям.
    • Определить общие принципы преемственности между ступенями образования.

    СЛАЙД №7

    Проблемы преемственности:

    • Разный уровень знаний, предпосылок формирования универсальных учебных действий (УУД) у детей.
    • Многоплановость, некомпетентность родителей в понимании «готовности к обучению». 
    • Недостаточное  использование игровой деятельности в школе и постепенное вытеснение игровой деятельности образовательным процессом.
    • Педагогами не учитываются психологические особенности развития мальчиков и девочек.

    СЛАЙД №8

    Предпосылки формирования УУД

    ЛИЧНОСТНЫЕ

    Имеет представление:

    • о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
    • о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
    • об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
    • о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
    • о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты.
    • КОММУНИКАТИВНЫЕ
    • Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
    • Ориентируется на партнера по общению, способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
    • Умеет слушать собеседника, задавать вопросы, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
    • Формулировать собственное мнение и позицию.

    РЕГУЛЯТИВНЫЕ

    • Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
    • Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (ПДД), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

    • Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
    • Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
    • Ориентируется в пространстве и времени.
    • Применяет правила и при помощи взрослого может создавать алгоритмы действий для решения поставленных задач;

    Узнает, называет и определяет объекты и явления окружающей действительности, осуществляя классификацию и сериацию на конкретном предметном материале.  

    Слайд №9

    Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:

    1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
    2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.
    3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

    Слайд №10

    Через все  направления должна чётко прослеживаться:   РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ  

       РАБОТА С ДЕТЬМИ  

       РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Слайд №11

     

    Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Ликвидировать разобщенность в теоретика – методической подготовке педагогов (круглый стол, семинары. заседания МО, взаимное посещение уроков и занятий, создание единой методической базы.

    Образовательная работа с детьми.

     Формирование у дошкольников положительной мотивации к учению(экскурсии в школу, совместные викторины, конкурсы, праздники).

    Повышение уровня педагогической культуры родителей. Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности детей (родительские собрания, посещение занятий, консультации, лектории.

    Слайд №12

    Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием

    • составление плана совместных мероприятий в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить на том или ином этапе работы;
    • создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности  каждого ребёнка; развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
    • формирование психологической готовности к школе; разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
    •  создание комплекта учебно-методической документации; формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
    • создание новых творческих мастерских и проектов. 

    Слайд 13

    Для устранения противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы необходимо соблюдение следующих условий:

    • Сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка;
    • Обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
    •  Для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
    • Согласованность программ ДОУ и начальной школы;
    • Сотрудничество учителей и воспитателей (взаимное посещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
    •  Создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;
    •  В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.

    В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....

    Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

    Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

    Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»

    Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...

    Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

    Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...

    Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ

    Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...

    Преемственность обучения между дошкольным образованием и начальной школой.

    Всатье затронуты основные проблемы преемственности начальная школа - детский сад и пути их решения...

    презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

    «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...