Педагогический проект
проект на тему

Трушкова Валентина Михайловна

Метод проектов в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл образовательный проект42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. К моменту поступления в школу ребенок накопил некоторый опыт общения. Этот опыт у каждого ребенка уникален. И моя задача – наполнить его новым содержанием и новыми умениями, помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности

Начиная работу с второклассниками, я выделила для себя ряд проблем:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение следовать инструкции, а также выполнить работу от начала до конца; неумение использовать полученные знания в практике.

Для решения этих проблем как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность детей, развивает умения находить пути решения поставленных задач.

  • Слайд  
  • Метод проектов является Одним из ведущих методов в школе. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена идея о направленности учебно - познавательной деятельности учеников на результат, который получается при решении той или иной проблемы.
    Учителю важно помнить, что
    выбор проблемы для проектов нужно брать только из жизни.
    Благодаря использованию метода проектов повышается творческая активность школьников, происходит соединение теории и практики, развивается самостоятельность.

Проекты в младших классах - это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки  это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша - это будет его проект.

Что такое учебный проект?

  • Слайд  
  • Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное значение, интересен и значим для самих открывателей.

  • Слайд  
  • Учебный проект с точки зрения учителя
  •  это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

слайд

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности: 

  • - Обучение планированию;
  • - Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
  • - Умение анализировать;
  • - Умение составлять письменный отчет;

- Формировать позитивное отношение к работе

Слайд

Педагогические цели, достижению  которых способствует проектная  деятельность:

     -Принятие самостоятельных решений;
-Умение ставить задачи и задавать вопросы;
-Умение работать в команде;
-Поиск нестандартных, оригинальных решений;
-Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
-Раскрытие индивидуального потенциала

Слайд  Актуальность

  • Проектная технология позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
  •  Значимость проектного обучения обеспечивается связью индивидуального опыта учащихся с их практическим применением.

Слайд

Сроки реализации: ежегодно

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов

слайд

  • Требования к проектной деятельности  младших школьников во многом  отличаются от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе – это будут лишь  элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. А для ребенка – это будет его собственный проект.

слайд

  • Требования, в общем, самые простые, и главное из них - «исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов.
    Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой.
    Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте.

Слайд  В проекте можно выделить следующие составляющие:

Проект-5П

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Требования к учебному проекту – совершенно особые:

Постановка проблемы, взятой из реальной жизни. Постановка цели и задачи. Ведется подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником.

Следующие шаги - обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. Данная деятельность способствует развитию умений высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

Дети, применив необходимые знания, должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать.

Результатом работы над проектом является продукт, который должен быть представлен в виде презентации, что способствует развитию связной монологической речи.

Слайд

Любой учебный проект имеет два аспекта:

для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной проблемы;

для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Слайд РОЛЬ учителя В МЕТОДЕ ПРОЕКТОВ

Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.

Организует и контролирует деятельность детей.

После выполнения проекта учитель обобщает работу учащихся.

Слайд РОЛЬ УЧЕНИКА В МЕТОДЕ ПРОЕКТОВ
1.В основе выполнения групповых и коллективных проектов лежит формирование коммуникативных умений:

умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

2 Развитие мышления уч-ся

Гибкость, вариативность и самостоятельность и взаимодействие детей со взрослыми и друг с другом.

3 Самооценочный и оценочный метод

Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное. Выделять недостатки, высказывать конструктивные пожелания.

Слайд

 Роль родителей в проектной деятельности

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.

Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.

Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.    

  • Без взаимодействия с родительской общественностью система работы над проектом была бы неполной. Для вовлечения родителей в процесс обучения провожу тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, привлекаю к созданию необходимых декораций, наглядности, портфолио учащихся. Родители  участвуют в жизни класса, выполняют с ребятами совместные проекты, оказывают помощь в работе.

слайд

Этапы работы над проектом

I этап - мотивационный

учитель : заявляет общий замысел, создает положительныймотивационный настрой;

ученики : обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы;

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта:

  • Определяются тема и цели проекта;
  • формулируются и уточняются задачи;
  • уточняется информация (источники);
  • вырабатывается план действий;
  • определяются средства достижения цели;
  • устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
  • согласовываются способы совместной деятельности.

слайд

III этап - информационно- операционный (выполнение проекта)

Ученики:

  • собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование;работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
  • собирают материал;
  • разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
  • проводят исследование;
  • работают с литературой и другими источниками;
  • непосредственно выполняют проект;
  • оформляют проект;
  • составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.

Учитель:

  • наблюдает за ходом выполнения проекта;
  • координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;
  • поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;
  • участвует в заседаниях групп;
  • оказывает содействие процессу творчества учащихся;
  • сам является источником информации.
  • слайд

IV этап - рефлексивно-оценочный

Ученики:

  • представляют проекты на экспертизу;
  • защищают проект;
  • участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;
  • оценивают достижение поставленных целей;
  • осуществляют устную или письменную самооценку;
  • исправляют или дополняют содержание проекта;
  • рефлексируют;

Учитель:

  • выступает участником коллективной оценочной деятельности;

Слайд


Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ,  важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Слайд Классификация по продолжительности. Это могут быть

  • мини –проект – 1 - 2 урока;
  •  краткосрочный – от 3 до 6 уроков;
  • среднесрочный – от 2 недель до 2 месяцев; долгосрочный - от одной четверти и более; годичный – весь учебный год.

по числу участников  проекты могут быть

слайд

  • индивидуальный проект;
  • парный проект;

 групповой проект

Слайд
О положительном опыте использования метода проектов, говорят результаты социологических опросов:

Результаты 1 опроса показали, что не все учащиеся   заинтересованы в сотрудничестве.

Слайд

При повторном проведении опроса через год, выяснилось, что ребята не испытывают трудности в сотрудничестве и в общении.

Слайд

В чем же преимущество этого метода? Каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения.

Слайд

И результаты диагностики универсальных учебных действий также позволяют с уверенностью утверждать, что проектная деятельность повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников и способствует повышению качества успеваемости.

На мой взгляд, в начальных классах проектно-исследовательская деятельность занимает значительное место. Она представляет собой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность учащихся в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними. Его реализация предполагает использование таких методов, как наблюдения, опыты, самонаблюдения и т.д. В ходе наблюдений осуществляется и изучение исследовательских способностей детей.

Ученик осваивает новую позицию — он не просто зритель, слушатель, а исследователь себя самого. Это определяет его заинтересованность процессом познания: он выдвигает гипотезу, выбирает и обосновывает свой путь решения задачи, вступает в дискуссию. У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача учителя и родителей - поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе.

Проектно-исследовательская деятельность организуется систематически на каждом уроке.

Организация проектно-исследовательской деятельности способствует развитию познавательных интересов ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Свои исследовательские работы учащиеся представляли на открытой районной научно-практической конференции « 1Дорофеевские чтения », ученица 3 класса Четырева Татьяна- победитель в номинации медицина.

Многие проектные работы носят коллективный характер (например, сбор материала о зимующих птицах, о диких и домашних животных), тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для облегчения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные  и т.д.). И работают совместно со взрослыми ,а

совместная проектная деятельность  в воспитании занимает  особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей,  способствует  развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, , адаптации к современным условиям жизни.

слайд

 В гостях у светофора рисунки

Слайд  

на уроках  окружающего мира был выполнен учебный  проект «Моя семья».

Целью которого являются

-осознать роль семьи в жизни человека;

 -изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;

-понять свою роль в этой семье;

подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создать небольшой семейный альбом

а педагогические цели

слайд

  •  развивать творческие и коммуникативные способности;
  • -привить навыки сотрудничества с другими людьми;
  • -активизировать  навыки эмоционального общения с членами семьи;
  • -привить первоначальное умение собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и  использовать ее для выполнения проекта

 В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учились:

- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

- интервьюировать членов семьи;

- составлять устный рассказ;

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).  Во всей полноте и красоте на этом уроке был обозначен информационный отдел проекта, состоялась частичная презентация проекта, каждый выступил со своим сообщением, так как любой исследовательский проект должен быть защищён.

 слайд

  • Я считаю, что грамотно организованная проектная  деятельность даст  ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся.
    Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

    Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.

    Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом предоставить учащимся  возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.  Хорошо, если на представляю результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.  

       Наши  дети – это  люди  нового  поколения,  нового  информационного  общества.  А  значит,  им  нужны  новые  навыки  и  умение,  касающиеся  работы  с  информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...